АРТ-технологии на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика


Аристотель - «Искусство исцеляет»

В условиях современного развивающегося общества с его стремительной динамикой жизни искусство приобретает особое значение, поскольку способно всесторонне влиять на людей и делать их более гуманными. Поэтому в современном образовательном процессе школьные педагоги и психологи уже многие годы привлекают средства искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и поддержки детей. Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка - метод арт-технологий. В основе арт-технологий, применяемых в педагогике и психологии, лежит использование техник и приемов арт-терапии. Впервые термин «арт-терапия» был употреблен А.Хиллом в 1938 году. В настоящее время помимо этого термина могут использоваться близкие по значению названия: «терапия творчеством», «арт-терапевтические технологии», «арт-психология», «креативная терапия», «терапия творческим самовыражением». По мнению М. Ю. Алексеевой, под арт-терапией в школе понимается одно из направлений в работе педагогов и психологов, подразумевающее разработку и организацию развивающих занятий с детьми, направленную на эффективное развитие творческого начала школьников.

В соответствии с ФГОС основного общего образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы, должны отражать, помимо прочего, как формирование коммуникативной компетенции учащихся, так и формирование навыков межкультурной коммуникации. Они так же включают в себя развитие художественного сознания через освоение художественного наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные связи урока иностранного языка так же тесно связаны с развитием творческого подхода к решению определенных задач.

Предполагается, что задания с применением арт-технологий более эффективны, чем стандартные методы обучения иностранному языку, так как способствуют самовыражению учащихся.

Актуальность исследования состоит в том, что арт-технологии широко используют в современной педагогике, так как они не только формируют коммуникативную компетенцию, но и способствуют снижению психологического барьера у школьников при общении на уроках иностранного языка. Так же, арт-технологии в современном педагогическом процессе помогают ученикам углубить и расширить культуроведческие знания учащихся и усилить интерес как к своей стране, ее истории и культуре, так и к истории и культуре страны изучаемого языка.

Объектом данного исследования являются арт-технологии и их место в обучении иностранному языку.

Предметом данного исследования является особенности применения различного вида арт-технологий в педагогическом процессе при обучении иностранному языку.

Целью данной работы является изучение особенностей применения арт-технологий на уроках английского языка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Определить элементы арт-терапии, доступные для освоения педагогами школы и выявить педагогические возможности и особенности использования средств арт-терапии.
  • Провести анализ УМК средней общеобразовательной школы на наличие различных видов арт-технологий.
  • Разработать комплекс заданий с использованием различных видов арт-технологий. Сравнить особенности восприятия детьми задания с применением арт-технологий и без применения арт-технологий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Гальсковой Н.Д., Т.Г.Казаковой, Я.А.Коменского, Т.С.Комаровой, Пассова Е.И., К.Д.Ушинского.

Методы исследования, используемые для данной работы следующие: теоретический анализ источников, анализ учебно-методического комплекта.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении актуальных исследований по проблеме внедрения арт-технологий в педагогический процесс.

Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения результатов данного исследования и заданий с применением арт-технологий, разработанных в ходе исследования, в процессе обучения иностранному языку в шестом классе средней общеобразовательной школы.

Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего сорока семи источников на русском и иностранных языках, и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выделяются объект и предмет исследования, которому посвящена данная работа.

В первой главе «Теоретические основы использования арт-технологий в средней школе дана сущностная характеристика арт-технологий, рассматривается учет возрастных особенностей при обучении иностранному языку при помощи арт-технологий, а так же рассматриваются особенности взаимодействия арт-технологий с различными подходами к обучению иностранному языку.

В заключение обобщены результаты проведенного теоретического и практического исследования, сформулированы основные выводы.

Глава 1. Теоретические основы использования арт-технологии в образовательном процессе

1.1. Характеристики арт-технологий

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок уже соприкасается с некоторыми видами искусства и творчества, которые в дальнейшем оказывают влияние на нормы детского поведения, помогают регулировать эмоциональное состояние и корректировать его при необходимости, формируя регулятивные универсальные учебные действия.

Арт-терапия основывается на ряде видов искусства: музыка - музыкотерапия; изобразительное искусство - изо-терапия; театр, образ - имаго-терапия; литература, книга - библио-терапия, танец, движение- кинези-терапия. Виды арт-терапии дифференцируются в зависимости от воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная, групповая).

Рассмотрим некоторые виды арт-терапии.

Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в учебных или коррекционных целях.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Примером данного вида арт-терапии может послужить обучение детей распознаванию эмоций, применение рефлексии. Данная методика состоит из нескольких занятий английского языка с постепенным усложнением заданий и применением музыкотерапии. На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Каждый ученик объясняет, почему он выбрал ту или иную карточку, описывает эмоции, изображенные на них, на иностранном языке (лексический материал подготовлен учителем заранее). На последующих занятиях дети продолжают учиться словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения».

Имаготерапия - занимает особое место среди видов арт-терапии. Имаго-терапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Одним из видов имаго-терапии является образно-ролевая драм-терапия - разыгрывание по ролям и драматизация сюжета. Можно использовать следующие приемы данного метода: Задание «Act out». Как правило, подобные задания уже предложены учебником, а также подробная инструкция и варианты реквизита. Так, например, в рассматриваемом нами учебнике в разделе «My pet» представлено подобное задание. Дети должны представить какое-либо животное и описать его. В приложении к этому уроку есть контуры масок, которые ребенку предстоит выбрать, вырезать и раскрасить. Подобное задание, которое в котором ребенок рассказывает не о себе, а также предполагаемое использование маски помогает раскрыться детям, которым это не удается в обычных ситуациях. Что повышает их интерес к изучаемому языку.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является также изо-терапия (рисунок, лепка) - обучающее воздействие с помощью изобразительной деятельности. Изо-терапия широко используется в учебной практике. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Возможно также использование сказкотерапии, оформление пальчиковых кукол или кукол-марионеток, рисование «по замыслу», аппликация, лепка.

Таким образом, активное участие детей в творческой деятельности на внеурочном занятии по иностранному языку не только повышает мотивацию овладения иноязычными речевыми навыками и умениями, но и создает «материальную основу» для качественного формирования элементов новой языковой системы в сознании ребенка и формировании универсальных учебных действий в целом.

Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления самооценки и уверенности и создания более уверенного образа себя. Перечислим особенности арт-терапевтического подхода.

1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать.

2. Дети как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого ребенка. В этом смысле дети являются «экспертами» в отношении своих работ.

3. Важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

4. Сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, нужно охранять детские тайны.

5. Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.

6. Основные правила: при работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила.

Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали. Примерный список основных правил:

  • внимательно слушать друг друга;
  • не перебивать говорящего;
  • уважать мнение друг друга;
  • не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;
  • все должны чувствовать себя комфортно;
  • все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным, если не было решено иначе.

7. Процесс и продукт: хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.

8. Способы работы: упражнения можно строить по-разному. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью структурированности. Способ работы определяется уверенностью и отношением детей, но, прежде всего - поставленными целями. Например, при работе с классом для развития сотрудничества может потребоваться высоко структурированный подход, чтобы каждый ребенок знал, что от него требуется и как это соотносится с целым.

8. Способы хранения работ: нужно найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится ими. Существует множество способов - это, например, особые папки, книга или журнал, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно).

1.2. Классификация упражнений «Я ЕСТЬ»

Тема 1. Я «Автобиография»

«Ты можешь изобразить свою жизнь? Нарисуй картину своей жизни, изобразив важные события, большие изменения и то, что для тебя важно. Например, помнишь ли ты, как ты пошел в школу? Переезжал ли ты? Приезжал ли кто-нибудь к тебе погостить? Есть ли у тебя какие-то особенно радостные или печальные воспоминания, которые тебе хотелось бы сюда включить? Существует множество способов изобразить свою жизнь. Например, в виде кривой линии с отметками или в виде карты, или в виде соединенных между собой рисунков.

Можешь рисовать так, как тебе захочется». «Прошлое/настоящее/будущее» Это упражнение позволяет:

  • исследовать то, как меняются люди и предметы;
  • выразить свой опыт;
  • поделиться надеждами и страхами по отношению к будущему.

По своей сути, понятие «прошлое», «настоящее» и «будущее» являются словами относительными. Маленькие дети довольно сложно это понимают в условиях образовательной организации. Сперва следует провести беседу и обсудить с ними эти значения. Например, в прошлом году/месяце, на прошлой неделе, вчера, сегодня, завтра и т.д.

  • «Моя неделя, мой день, моя жизнь»
    Детей просят нарисовать картину своей недели или дня.
  • «Космический корабль» (направленная визуализация)
    «Ты летишь на неизвестную комическую станцию. Ты оставляешь все и всех позади. Ты не знаешь, когда ты вернешься обратно. Ты можешь взять с собой только один контейнер, но можешь положить туда все, что хочешь. Можешь взять с собой что угодно, но выбирай внимательно, потому что это твой единственный шанс. Нарисуй или построй свой контейнер и наполни его изображениями или моделями того, что ты хочешь взять с собой».
  • «Безопасные места» (направленная визуализация)
    «Закрой глаза и представь себе комнату, в которой тебе тепло, радостно и совершенно безопасно. Эта комната принадлежит только тебе. Здесь тебя никто не может обидеть, никто не может войти, если только ты сам того не захочешь. Что находится в твоей комнате? Есть ли там кровать, стол, занавески, ковер? Есть ли стул? Он большой и мягкий или деревянный и жесткий? Есть ли окна? Занавески задернуты или отдернуты? Есть ли полки? Что на них? Журналы или книги? Мягкие игрушки? Игры? Комната светлая или темная? Не открывая глаз, еще раз осмотри свою безопасную, уютную комнату. Открыв глаза, нарисуй свою комнату как можно подробнее».
  • «Моя карта»
    «Нарисуй картинку, изображающую различные аспекты своей личности. Как выглядит твоя приятная сторона? Как - злая? А как - испуганная или смелая? У нас множество сторон личности. Ты можешь изобразить различные стороны своей личности как угодно». (Это упражнение эффективно для исследования поведения детей, которым не хватает уверенности в себе и самопринятия.)
  • «Исполнение мечты» «Твоя мечта сбылась... - Нарисуй!». «Я хочу...» «Я хочу, чтобы... - Нарисуй!». «Любимая вещь» «Какая у тебя в жизни любимая вещь? - Нарисуй!». «Мой сон» «Можешь ли ты вспомнить один из своих снов? Был ли он забавным, страшным, странным, радостным, непонятным? - Нарисуй его!».
  • «Я...» (визуализация)
    «У всех нас множество ролей и различные отношения с разными людьми. Ты можешь быть дочкой или сыном, школьником/ школьницей, старшим братом/сестрой, младшим братом/сестрой, внуком/внучкой, племянником/племянницей, двоюродным братом/сестрой, другом/подругой, няней, рабочим или членом команды.
  • «Воображаемый зверь»
    Детям предлагают нарисовать воображаемое животное. Затем просят представить себя этим зверем, рассказать о себе, используя всего пять слов.

Тема 2. Мои чувства «Мое настроение»

Ребенка просят изобразить настроение или чувства при помощи только форм, линий, цветов, текстуры, тональности и т.д., но не с помощью конкретных предметов. Можно попросить ребенка изобразить его настроение сейчас или же как он себя чувствовал в какой-то конкретной ситуации. Лучше всего это упражнение дать после обсуждения того, как различные цвета и формы могут создать различное настроение (например, красный может выражать возбуждение, гнев или энергию; гладкие формы могут казаться более спокойными, чем острые). Однако важно помнить о том, что восприятие цвета или формы может различаться у разных людей и народов. Нельзя приписывать цвета и формы определенному настроению или чувству, нельзя давать им какое-то одно толкование. «Чувства» Упражнение начинается с обсуждения того, что такое чувства (откуда они появляются, зачем они нам нужны, о чем они нам говорят), и перечисления различных чувств (например, радости, грусти, гнева, удивления, скуки, смущения). Ты можешь положить в ларец все то, что тебя радует, и там это будет в сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларец в любой момент, когда тебе нужно взбодриться. Что ты положишь в ларец? Закрой глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость. Нарисуй или построй свой ларец счастья и наполни его изображениями того, что тебе нравится».

Тема 3. Мое тело

В современном мире существует огромное количество примеров того, что у детей любого возраста может сформироваться искаженный образ тела, и возникает озабоченность по поводу роста детей с расстройствами пищевого поведения. Каждый из нас восприимчив влиянию со стороны СМИ, которые внушают нам образ «идеального тела».

Упражнения могут помочь детям начать осознавать себя и их ощущение тела, а также повысить уверенность в себе. «Что говорят газеты» «В газетах, журналах, по телевидению и в кино мы видим изображения женщин и мужчин, которые считаются красивыми. Мы можем начать думать, что станем красивыми, только если будем выглядеть, как они. Давайте взглянем по-новому на то, как нас заставляют выглядеть». Из журналов вырезаются картинки, и из них составляются изображения (можно составить вместе фрагменты частей или вообще менять их местами). Изображения могут быть странными и нереальными. Их можно делать индивидуально и всем вместе. Законченные картинки кладутся рядом, сравниваются и обсуждаются.

Структурирование информации.

«Скетчи» - разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем, стрелок, рамок, линий и т.д. Все эти варианты активно используются на различных этапах работы с материалом и информацией.

Презентации активно используются на всех этапах от введения лексики заканчивая обобщением грамматики. Таблицы и блоксхемы используются часто для систематизации материала и его отработки. Данный метод опирается на психологиечкие особенности учащихся. Они часто что-то рисуют или чертят. Процесс усвоения материала идет лучше, причем даже не важно, что сюжет рисунка идет в разрез с информацией на уроке.

1.3. Театр в арт-педагогике

К.С.Станиславский (1863-1938) русский и советский театральный режиссер, педагог, теоретик, реформатор театра. «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание Детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка.»

Дети всех возрастов очень близки к искусству театра. Возможность представить себя кем-то другим, копировать действия, эмоции из кино, мультфильмов, театральных постановок или прочитанное в книгах - это свойство детства.

Как говорят психологи, 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях, поэтому театральная педагогика или же ее элементы востребованы в образовательном процессе.

Методы театральной педагогики формируют личностные УУД благодаря их воздействию на эмоционально чувственную сферу, развитие коммуникативности, само принятия, саморазвития, самооценки.

Во время занятий дети активно усваивают язык, развивают способность установить контакт, выразить себя как личность, демонстрировать способность слышать другого.

Известный немецкий психиатр, Карл Леонгард, счи­тает: «Ребенок экстравертирован: он обращен к процессам, воздействую­щим на его чувства, и реагирует на них соответствующим поведением, мало раздумывая. Взрослый, по сравнению с ребенком, интровертирован: его гораздо меньше занимает окружающее, внешний мир, реакции его гораздо менее непосредственны, он имеет обыкновение предварительно размышлять над поступком. Постараться сохранить ощущение детской игры - очень непростая задача.

Педагоги начальных классов, учитывая особенности детей младшего школьного возраста останавливаются на использовании нескольких приемов данной технологии: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра.

Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Этому способствует технология игры, главная задача которой, понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры. Л.С.Выготский называет игру зоной ближайшего развития человека (Выготский Л.С. "Развитие высших психических функций" М.1960). Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд.

Владение этим элементом техники, техники контактного взаимодействия, позволяет выстроить режиссерское действие школьного урока. Содержание, цели этюдов в педагогической практике учителя отличается от содержания, цели этюдов в актерской профессии только тем, что все происходит в обстоятельствах школьного урока. К составным частям этюда относятся:

  • цель этюда, то, какого результата хочет добиться учитель от учеников;
  • событие - то, что должно произойти в умах и сердцах учеников в процессе проживания предложенной учителем ситуации;
  • действие - то, какие поступки предпринимает учитель для достижения цели;
  • импровизационное самочувствие - включение новых и случайно возникших обстоятельств.

Существует несколько видов этюдов:

  • одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие;
  • одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами;
  • групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели; этюд на освоение способов словесного воздействия.

Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.

Особый интерес у младших школьников вызывает игра "театр". В основу этой работы положены принципы:

а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы)

б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.

в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты.

Упражнения типа "прочитайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)" занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке иностранного языка. Инсценировка всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Для этого я использую различные игры:

1) "Magic mirror". В классе стоит большое зеркало, ребенок закрывает глаза, учитель превращается в волшебницу и произносит слова "Tickary - pickary - bickary - dum", при этом надевая маску на ребенка. Ребенок открывает глаза, смотрит в зеркало и говорит, имитируя движениями и голосом того животного, в которого он превратился, кем он стал, используя ранее изученную лексику: "I am a snake".

2) "Magic bag". Ребенок достает из волшебного мешочка, не глядя в него, маску или шапочку, или игрушку и играет роль того персонажа, маску которого он достал.

Перед тем как приступить к инсценировке на уроке, отрабатывается лексика из диалога с помощью разных упражнений:

- Представьте, что на улице идет дождь (при этом я включаю запись со звуками дождя). Дождик смыл слова с афиши. Давайте восстановим текст афиши.

Затем читаем составленный рассказ по ролям и инсценируем его. Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Время от времени я считаю целесообразным давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, дабы они почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.

Использование инсценировок на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.

Для учащихся 3-х классов, которые уже могут читать, я использую прием "выразительного чтения" (одиночный этюд). Выразительное чтение. Я предлагаю моим детям прочитать тот или иной текст, стихотворение от лица, например, великана или лилипута, Буратино или Мальвины, или любого другого сказочного героя. До этого, мы отработали лексику по темам "Внешность" и "Черты характера". Мы описывали этих героев и рассказывали про них. На уроках чтения учу детей инсценировать рассказы, сказки, стихотворения.

Вместе с учениками подбираются действующие лица совместно разрабатываем сценарий (отбираем значительный эпизод и определяем, что и как играть). Маленькие актеры самостоятельно оснащают "сценку" (пользуются всем, что находится в классе - выбор не ограничен), для подготовки дается время.

Подготовка к проведению чтения по ролям проводится в следующей последовательности:

  • знакомство с текстом (чтение или слушание)
  • общая проверка восприятия;
  • определение количества действующих лиц: (чтение текста про себя и обозначение количества действующих лиц и авторских слов на закладках).
  • определение необходимости чтения авторских слов;
  • анализ эмоционального состояния и качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов "за них".
  • выбор чтецов и первое чтение по ролям;
  • разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;
  • выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям:,
  • подведение итогов и оценка работы.

Ролевая игра - это еще один прием театральной педагогики (парный или групповой этюды). Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Ролевая игра имеет образовательное значение. Дети, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Для организации игры нам приходится заботиться о реквизите. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она переплетает речевое и неречевое поведение партнеров. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. К распределению ролей я подхожу очень ответственно. Приходится учитывать интересы, темперамент, взаимоотношения между учащимися в группе, индивидуальные особенности каждого ученика. В своей практике я использую ряд упражнений для подготовки ролевой игры.

"Разогревающие" упражнения артикуляционного характера. Тренировка губных мышц: "Пятачок", "Почесывание", "Дудочка-улыбка". Тренировка мышц языка: "Укол" (языком в щеку), "Ищем зернышки" (языком по кругу), "Щелчок языком" (мотив любой песенки). Упражнения "Чищу зубы", «Слизываю варенье", «Свеча", "Проколотый мяч", "Звукоподражание". Скороговорки. Произнесение в медленном темпе, постепенно ускоряя темп произнесения.

Заключение

Существует множество преимуществ в применении арт-технологий на уроках английского языка.

Во-первых, практически каждый ребенок становится полноправным участником образовательного процесса и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность выразить себя.

Во-вторых, в процессе участия ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его.

В-третьих, арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы учащихся.

Содержание

  1. Международный Научный Журнал «Символ Науки» Issn 2410-700x № 7 / 2021.
  2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. Учебник для вузов. - М.: Академия, 2015. - 248с.
  3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М.: Просвещение, 2016. - С.58.
  4. Phillips S. Young Learners. - Oxford University Press Tenth impression, 2017. - 189c.
  5. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. / Иностранные языки в школе, 2006 №4.