Использование Google-сервисов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


За последние годы технологический аспект использования различного рода приложений при изучении той или иной дисциплины является постоянным сопровождающим (а нередко и основным) элементом обучения. Изучение иностранного языка, благодаря такого рода технологиям, становится все более привлекательным как для преподающих язык, так и для самих обучающихся. Электронные образовательные ресурсы или программно-аппаратные средства обучения иностранным языкам зачастую становятся эффективным средством формирования коммуникативной компетенции для изучающих иностранный язык. Несмотря на всю свою привлекательность, не всегда существует возможность полноценного внедрения такого рода обучающих платформ в сам процесс обучения.

Для использования различных приложений на занятиях иностранного языка, преподавателю необходимо уметь ориентироваться в широком спектре многочисленных образовательных ресурсов и владеть технологией работы с ними. Поскольку многие из образовательных платформ в последнее время получили значительное применение, представим некоторые из тех, которые на наш взгляд являются наиболее конструктивно составленными для работы с иностранным языком [1, с. 47].

Одной из таких образовательных платформ является платформа Google Classroom, или Google Класс. Google Classroom - это бесплатный сервис, предоставляемый для учебных заведений, различных некоммерческих организаций. Доступ к данной платформе имеют преподаватели, обращающиеся к сайту также и в частном порядке. Платформа, запущенная в 2014 году, направлена на упрощение создания различного рода заданий, для рассылки, а также оценивания знаний обучающегося. Платформа выступает в качестве посредника между преподавателем и обучаемым. Главной целью Google Classroom является возможность облегчить процесс обмена информационного и рабочего материала.

Google Classroom объединяет многочисленные документы, слайды, учебный календарь и другие рабочие элементы в определенную единую платформу, которая управляет общением учащихся и преподавателей. Учащиеся могут быть приглашены в Google Classroom по личному коду или же автоматически импортированы со школьного домена. Каждый класс создает отдельную папку на диске пользователя, где ученик может представить работу для оценки учителем [5, с. 36].

Google Classroom представляет различные способы распределения заданий. Задание может быть просто загружено при помощи готового документа, или же загружено посредством встроенной функции Google Docs или Google Forms. Google Docs - это бесплатный веб-сервис от Google, достоинством которого является функция «Совместный доступ». С ее помощью над документом могут работать несколько человек из любой точки мира. Обычно он ведется с помощью комментариев. Они появятся на правой боковой панели. Посредством комментариев можно обмениваться замечаниями и предложениями по тексту.

Платформа Google Classroom дополнительно дает возможность в наиболее доступный способ организовывать и дистанционное обучение, упрощая систематизацию материалов и подготовку к занятиям. Готовясь к лекциям по английскому языку, на платформе возможно размещение материалов урока в ленте самого курса [3, с. 12]. При проверке преподаваемого материала, кроме традиционного обмена информацией между преподавателем и обучающимся посредством размещения ответов в бегущей строке внизу странички, также возможна, так называемая, интеграция с ресурсами других образовательных платформ.

Если рассмотреть более подробно платформу Google Classroom, то стоит отметить, что для преподавателя достоинства данного ресурса состоят в следующих элементах:

  • возможность осуществления совместных межпредметных проектов между преподавателями;
  • осуществление оперативной обратной связи с обучающимися
  • выбор разного типа заданий и функций их выполнения;
  • создание своего дизайна страницы;
  • осуществление в рамках платформы обсуждения с обучающимися результатов их работы
  • оповещение о факте выполнения студентами заданий;
  • отслеживание учебных достижений учащихся в форме таблицы;
  • использование дополнительных инструментариев сервиса Google (переводчик, маркер, проверка правописания слов, комментарии и т. п.) [2, с. 187].

Вся преподавательская документация сохраняются в структурированном виде в каталогах на «Google диске».

Для работы обучающихся на данной платформе также существует значительное количество положительных аспектов:

  • выбор любого времени и места работы (мобильность подключения к платформе);
  • отработка материала в индивидуальном темпе;
  • выполнение задания в онлайн-режиме в «Google документах» или в самом пространстве «Курса»;
  • корректировка задания, работа над ошибками;
  • возможность отслеживания собственных результатов работы
  • напоминание о сроке сдачи заданий, о новых заданиях;
  • взаимный контакт с другими обучающимися [2, с. 188].

Стоит отметить, что в настоящее время различные веб-сайты и приложения поддерживают интеграцию с Google Classroom. Примером может быть образовательная платформа Quizlet, ссылка на нее может встраиваться в ленту курса на платформе Google Classroom. Так к примеру, в качестве подобной работы служит создание тематического словаря на веб-сайте Quizlet, который может быть предложен классу, посредством нажатия кнопки «поделиться в классе».

Стоит также уточнить, что сама платформа Quizlet - это бесплатный онлайн-сервис, позволяющий обучающимся изучать новую лексику (при обучении иностранному языку ) с помощью специальных инструментариев и обучающих игр. Одним из главных элементов подобного рода работы, является применение особого типа флеш-карточек, которые могут представлять сам термин с определением, его перевод, произношение слова и иллюстрации к термину. Все это включено в учебные модули с разной тематикой. Преподаватель подбирает нужный модуль с помощью поисковика и бесплатно использует контент, созданный другими пользователями. Также при регистрации возможно создание собственных модулей.

Преимущество онлайн-сервиса Quizlet состоит в том, что он может быть использован дополнительно как инструмент для организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку, главным образом по теме основного домашнего задания [4, с. 215].

Другим примером работы с учебными материалами является платформа Wizer.me. Последняя являет собой сообщество педагогов, работающих над созданием и предоставлением для общего пользования инновационно-образовательных ресурсов, направленных на разработку занятий в открытой информационно-образовательной среде.

Платформа Wizer дает возможность реализации таких типов занятий, как:

  • занятия смешанного обучения, куда включены так называемые интерактивные листы для практической работы или домашних заданий, бланки для итоговых оценок и др;
  • вариации форм обратной связи работы педагога и обучающегося;
  • занятия, формирующие самооценивание («перевернутый урок») и др.

Платформа Wizer работает с творческим потенциалом самих преподавателей в открытой галерее опубликованных и открытых для дальнейшего использования или редактирования электронных образовательных ресурсов. Возможности сервиса позволяют быстро создавать разные типы заданий, как например, открытые вопросы, множественный выбор ответа, сопоставление, творческая соразработка мини-проектных заданий преподавателя и обучающегося и т.п.

В отличие от вышеописанного Google Classroom, платформа wizer.me предоставляет несколько больше возможностей для преподавателей, если говорить о взаимном обмене и непосредственном сотрудничестве в ходе разработки и предоставления материала для открытого доступа. К примеру, при подобном варианте сотрудничества, возможная непосредственная переписка на самой платформе, где можно отправить коллеге конкретную ссылку для дальнейшей совместной удаленной работы или работы на самой платформе.

Дополнительным достоинством платформы wizer.me является возможность записи учащимися аудиоответа на предложенные задания. Такая возможность особенно актуальна работы с иностранным языком. Платформа wizer.me также работает с Google Classroom, предоставляя такие типы заданий, как:

  • постановка открытого вопроса (Open Question)
  • комментирование изображения (Fill On An Image)
  • различные возможности по заполнению таблиц и схем (Tables)
  • выбор классификаций (Sorting) и др. [6].

Подводя итоги, можно отметить, что важным достоинством выше представленных платформ, и, прежде всего, платформы Google Classroom, является обилие возможностей, которые получают как преподаватели, так и сами обучающиеся. Каждый из описанных выше веб-ресурсов с индивидуальными особенностями ресурса, предоставляет различные вариации проработки основных видов деятельности в процессе изучения иностранного языка, и в том числе английского языка. Важно, однако, учитывать, что главной задачей при использовании данных ресурсов, как вспомогательного инструментария, является умение гармонично и логически последовательно вводить информацию в сам процесс обучения.

Список литературы

  1. Дубровкина И.Ю. Использование Интернет-ресурсов и цифровых инструментов в дистанционном обучении английскому языку // ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020. C. 45-49.
  2. Евдокимова М.Г., Сапожникова О.С. ПРОГРАММА GOOGLE CLASSROOM КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 2 (796) / 2018. С. 183-191.
  3. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в сервисе Google Classroom. Москва, 2020. - 33 с.
  4. Судаков И.А. Использование онлайн-сервиса Quizlet в самостоятельной работе студентов по овладению иноязычной лексикой // Экономические и социально-гуманитарные исследования № 2 (22) 2019. С. 213 - 217.
  5. Чернякова Е.А. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку на неязыковых специальностях вуза // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12. 1 (17). С. 35-38.
  6. Сервисы для создания интерактивного учебного контента [Электронный ресурс]. - URL: http://asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/servisy-dlya-sozdaniya-interaktivnykh-uprazhneniy/217