Формирование познавательных УУД при изучении темы «Главные члены предложения»

Разделы: Русский язык


Познавательная ценность предмета «русский язык» очень велика. Анализ языковых явлений, выявление их определяющих признаков, осознание учащимися принципов устройства языка как системы, в которой все единицы и уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, определяет развитие индивидуальных способностей школьника, его логического мышления, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

Современная методика преподавания русского языка в соответствии с новыми ФГОС соотносится с понятием «компетентно-деятельностный подход к обучению», который предполагает, что на уроке ученик получит не только и не столько определённую сумму знаний, сколько опыт познавательной, регулятивной, коммуникативной деятельности. Пристальное внимание также обращено на развитие личности ребёнка в процессе обучения.

Остановимся более подробно на формировании познавательных УУД.

В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций;
  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится выявлять логическую структуру изучаемого понятия, сопоставлять внешне сходные явления и на основе этого устанавливать их сущностные признаки, дифференцировать смешиваемые понятия.

Рассмотрим систему работы, направленную на формирование познавательных УУД при изучении темы «Главные члены предложения».

В определениях понятий «подлежащее» и «сказуемое» родовым признаком является их функция главных членов предложения. Учащиеся устанавливают назначение этого признака - грамматическая основа предложения, поэтому главные члены предложения отличаются по своей роли от второстепенных. Такие признаки подлежащего и сказуемого как их грамматическая семантика, взаимозависимость, способы выражения отмечаются как конкретизирующие общий родовой признак.

Дальнейшее углубление знаний учащихся и формирование познавательных УУД предполагает выявление новых признаков изучаемой единицы, не включённых в состав определения. Это осуществляется через анализ, сравнение, сопоставление близких или внешне сходных единиц.

Последовательная работа над понятием «Подлежащее» предполагает его сопоставление с внешне сходным прямым дополнением. Для анализа предлагаются предложения, содержащие данные конкурирующие члены.

  1. До поздней осени цветут в садах белыми и розовыми шапками флоксы.
  2. Ураган с корнем вырвал могучий дуб.
  3. Брат увлеченно читал журнал.
  4. Заблудившаяся лодка нашла пристань.

В процессе выполнения заданий школьники получают опыт познавательной деятельности путём составления алгоритма рассуждения. Для выяснения последовательности умственных действий учащимся целесообразно задавать вопросы:

  1. С чего следует начинать поиск подлежащего в предложении?
  2. Как поступить в том случае, если в предложении имеется два слова, отвечающих на вопрос «что?»
  3. По каким признакам вы находите подлежащее?

На основе этих вопросов складывается следующая структура рассуждения.

  1. Выделить грамматическую основу предложения.
  2. При наличии сходных существительных, отвечающих на вопрос «что?», установить, какое из них поясняется сказуемым и связано с ним по смыслу вопроса «что делает?»
  3. Заменить зависимое существительное 2 или 3 склонения существительным 1 склонения.
  4. Назвать подлежащее.

Помочь овладению логической структурой понятия призваны учебно-языковые задачи на выяснение того, пропуск какой мыслительной операции привёл к ошибке в анализе, значимость какого умственного действия недооценил ученик, каким должен быть объём познавательной структуры при решении данной задачи, на какой мыслительной операции следует остановиться, анализируя данную языковую единицу.

Такие учебно-языковые задания могут быть сформулированы следующим образом:

- Объяснить, чем вызвана ошибка ученика, назвавшего подлежащим в предложении «Берег окутал туман» первое слово, выраженное именем существительным.

- Указать, на какой мыслительной операции можно остановиться, анализируя предложение «Новый танец исполнил молодёжный ансамбль».

Освоив систему умственных операций, позволяющих узнать подлежащее, ученик будет подготовлен к анализу и других единиц синтаксиса, приобретёт опыт аналитической работы с лингвистическими понятиями.

Работа над видами сказуемого будет более осмысленной и менее насыщенной фактами запоминания, если школьники уяснят зависимость типов сказуемого от способа выражения в нём лексического и грамматического значения. Дальнейшее разграничение касается глагольного и именного составных сказуемых на основе формы выражения в каждом из них.

Такое сознательное разграничение классифицируемых явлений с учётом признака, который лежит в основании классификации, повышает развивающий потенциал обучения, а также помогает осознать системность языка.

Формированию познавательных УУД при изучении понятия «сказуемое» помогают учебно-языковые задачи на выяснение того, пропуск какой мыслительной операции привёл к ошибке в анализе, каким должен быть алгоритм рассуждения, на какой мыслительной операции следует остановиться.

Такие учебно-языковые задания могут быть сформулированы следующим образом:

  • объяснить, чем вызвана ошибка ученика, определившего сказуемое в предложении «Мир кажется мне книгой бесконечной» как простое;
  • указать, на какой мыслительной операции нужно остановиться, анализируя предложение «Небо мелкий дождик сеет на зацветшую сирень».

Выполнение подобных упражнений готовит учащихся к овладению логической структурой понятия, а также помогает использовать усвоенную познавательную структуру для самостоятельного изучения нового учебного материала.

Таким образом, учебная деятельность школьника становится двусторонней: решаются не только собственно учебные задачи, но и универсальные. Школьник приобретает опыт познавательной деятельности, который помогает ему работать с целым классом явлений, служит основой становления его системных знаний, формирует умение учиться.

Литература

  1. Пронина Е.П. Овладение способами логического освоения теоретического материала по русскому языку как одно из условий повышения культуры мышления учащихся // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка / Сост. А.Д.Дейкина, Л.А.Ходякова. М.: МГПУ, 2003.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). М., 2010.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2013.