Исследовательский проект «Туристята – друзья природы!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ


Участники:
Пересунько К.А.
Шеметова Е.В.
Юсифзаде Д.Г.

Руководитель:
Буракова Е.В.,
воспитатель

Введение

Однажды в сентябре к нам пришла Надежда Валерьяновна, инструктор по туризму, поздравила нас с праздником «Днем туризма», и предложила стать туристами.

Мы спросили у Надежды Валерьяновны: «Кто такие туристы?» Она нам ответила: «Туристы - это люди, которые ходят в лес в походы, занимаются исследованиями, наблюдают за природой и защищают ее.

Все ребята нашей группы конечно захотели стать туристами.

Когда мы ходили в походы, видели много интересного, это и, листопад, и шуструю белку, птичью гостиницу, черного ворона сидящего на верхушке дерева, который оповещал лесных жителей о нашем приходе, следы птиц и зверей на снегу.

Но однажды, когда мы пришли в лес, увидели оставленный кем-то мусор, сломанные ветки деревьев. Нам это очень не понравилось, ведь мы должны беречь природу. Надежда Валерьяновна нам сказала, что лес это легкие нашей планеты, дом для растений, животных, насекомых, источник чистой воды и пищи. Если исчезнут деревья, то всё погибнет и даже человек.

Гипотеза: мы предположили, если узнаем, как можно сохранить лес, то сможем научить этому других.

Объект исследования: лес.

Предмет исследования: охрана и защита леса.

Цель: научить окружающих заботиться, защищать, охранять лес.

Задачи:

  • Узнать, от чего погибают деревья?
  • Что необходимо сделать чтобы деревья не погибали?
  • Что мы, можем сделать, для спасения леса?

Этапы исследования:

Подготовительный этап:

  1. Формулирование целей и задач проекта.
  2. Поиск информации о том, как сохранить лес, как научить окружающих заботиться о лесе.
  3. Выяснить, почему погибают деревья, и что можно сделать для спасения леса.
  4. Изготовление кормушек.
  5. Составление рецептов птичьих блюд.

Основной этап:

  1. Изготовление информационных табличек.
  2. Выпуск стен газеты «Деревья нашего леса»
  3. Участие в акциях: «Не рубите елочку», «Сдай макулатуру - сохрани дерево»
  4. Изготовление листовок: «Берегите лес от огня», «Берегите природу!»
  5. Изготовление кулинарной книги: «Деликатесы для птиц»

Заключительный этап:

  1. Формулировка выводов.
  2. Презентация проекта.

Основная часть

Прежде чем приступить к работе мы решили узнать, от чего может погибнуть лес? Из интернета мы узнали, что нельзя ломать ветки и портить кору деревьев, потому что это может стать причиной заражения дерева насекомыми-вредителями.

Нельзя оставлять мусор в лесу, его нужно уносить с собой.

Об этом нам сказала Надежда Валерьяновна.

Проглотив кусочек пластикового пакета вместе с оставшейся в нем едой, случайный зверек будет мучительно умирать.

А пластик разлагается 200 лет. Маленький осколок стекла может стать причиной лесного пожара. Очень опасны батарейки они содержат химические вещества, которые заражают окружающую природу.

Затем мы обратились за помощью к специалистам по охране и защите леса к Елене Николаевне и Алине Александровне. Они рассказали, что ещё опасны для леса насекомые - вредители: жуки точильщики, слоники (короеды); усачи, потому что они уничтожают листву, кору, корни деревьев. А вот муравьи и жуки пожарники приносят пользу, они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения.

Они могут уничтожить за лето миллионы вредных насекомых.

Очень опасен для леса огонь. От огня погибают животные, насекомые, растения. Мы вспомнили, что этим летом в нашем городе горел лес, дышать было тяжело, и мы не ходили гулять.

А еще Елена Николаевна нам сказала, по вине людей вырубается много деревьев. Конечно, вырубленные или выгоревшие места вовремя засаживаются новыми деревьями, но, чтобы выросло взрослое дерево, потребуется 20, а может 100 лет.

Мы сделали вывод, деревья погибают из-за:

  • насекомых-вредителей
  • сломанных веток и повреждение коры;
  • вырубки деревьев
  • лесных пожаров
  • бытовых отходов

Мы стали думать, а как мы можем помочь лесу, чтобы деревья не погибали?

Мы уже знали, чтобы было меньше вредных насекомых, надо чтобы в лесу было больше птиц. А холодной зимой погибает много птиц не так от холода, как от голода, и поэтому, мы с родителями сделали кормушки и развесили их в лесу.

А вместе с воспитателями мы придумали и изготовили «Птичьи лакомства».

«Волшебное яблоко», «Вкусная шишка», «Елочная игрушка», и другие. Все придуманные блюда вошли в нашу кулинарную книгу: «Деликатесы для птиц».

Валентина Николаевна нам рассказала, что спасти деревья можно, собирая макулатуру. Если сдать 100 килограмм макулатуры, можно сохранить одно дерево.

И мы приняли участие в акции «Сдай макулатуру - сохрани дерево!»

Наши ребята, воспитатели и родители, приносили старые газеты, журналы, книги, картонные упаковки.

Мы сдали 300 килограмм макулатуры. А это значит, что сохранили 3 дерева.

А еще воспитатели посчитали, если все дети из нашего детского сада сдадут по 10 килограмм макулатуры, то мы спасем 56 деревьев.

Перед новым годом мы задумались у кого из ребят дома стоит искусственная елка, а у кого живая. Оказалось, из 27 семей нашей группы хотели поставить живую елку 10 семей, это значит, что перед праздником вырубается 10 деревьев.

Чтобы спасти ели, мы решили нарисовать рисунки: «Не рубите ёлочки».

После этого 10 родителей сказали: что без живой ели на Новый год можно обойтись, и купили искусственные ели.

Ура! Мы спасли 10 елочек - это уже хоть и маленькая, но победа!

Еще одна опасность для леса - это огонь.

И мы решили принять участие в городской акции «Сохраним лес от огня для тебя и для меня! Ребята нарисовали рисунки.

А воспитатели распечатали на принтере.

Получились вот такие листовки, которые мы раздали, всем родителям и ребятам нашего сада.

В листовках мы написали:

- Не оставляйте костер без присмотра.

- Не разводите костер в не положенном месте.

- Не разводите костер при сильном ветре.

К празднику «День леса», мы сделали стенгазету «Деревья нашего леса» с маленьким секретом, чтобы все дети и родители детского сада знали, какие деревья растут в лесу, берегли их и охраняли.

Наш секрет - это куаркод, наведите на него и все узнаете.

Дальше мы стали думать, как решить проблему бытового мусора?

Когда мы ходим в походы, после привала всегда убираем за собой, мусор складываем в рюкзачки, потом выкидываем в мусорный бак.

А еще мы не выбрасываем батарейки вместе с остальным мусором, а собираем их в специальные контейнеры, чтобы потом сдавать в специальные пункты сбора. Собираем крышечки от бутылок, которые, идут не на свалку, а на переработку.

Для посетителей леса ребята нашей группы нарисовали информационные знаки и расставили их в лесу:

  • Не оставляйте мусор в лесу
  • Не разводите костры
  • Не разрушайте муравейники
  • Не ломайте деревья
  • Не разоряйте птичьи гнёзда
  • Не шумите в лесу

Заключение

В процессе работы над проектом мы приобрели знания как сохранить лес, и смогли научить заботиться, защищать и охранять лес. А еще мы стали дружнее, сплоченнее, научились договариваться и действовать сообща.

Свои полученные знания и весь накопленный материал, мы решили передать детям старшей группы. Может они тоже захотят стать защитниками леса.

Но у нас возник другой вопрос: какие целебные свойства имеют деревья, которые растут в нашем лесу?

Это тема нашего следующего проекта.

Спасибо за внимание.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия для дошкольника /ред. Н.Жильцова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 495с.
  2. Детская энциклопедия. Познавательный журнал для мальчиков и девочек. - М., ЗАО «Аргументы и факты», 2002. - №5. - 58с.
  3. Маневцова Л.М. и Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. 2003. - 320 с.
  4. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. - М., 2001. - 136с.
  5. http://tmndetsady.ru/konkurs-detskiy-sad-den-za-dnem/kogalyim/mbdou-detskiy-sad-rosinka/news4217.html
  6. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1275095.html
  7. http://50ds.ru/metodist/10306-ekologicheskiy-proekt-ptichya-stolovaya.html