Комплексное занятие в подготовительной к школе группе на тему «Ткани всякие нужны»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Программное содержание:

  • Расширять представления детей об окружающем мире.
  • Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.
  • Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении.
  • Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Развивать и активизировать речь детей.
  • Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.

Коррекционная цель:

  • Развитие зрительных функций: формовосприятие, цветовосприятие, прослеживание, фиксация взора, глазомер.
  • Развитие зрительного и слухового внимания.
  • Развитие навыков ориентировка в микро-макропространстве, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Лён»
  • Составление коллекции тканей из льна и хлопка.
  • Создание галереи моделей.

Оборудование: отрывок из произведения С.Я.Маршака "Вот какой рассеянный", картинки с изображением предметов одежды, иллюстрации, как выращивают хлопок, лён, как делают шёлк, образцы тканей, одежды, загадки о швейных принадлежностях, рисунки детей, выполненные под руководством воспитателя группы.

Ход занятия

1. Создание мотивации к занятию

Воспитатель: Дорогие ребята, я предлагаю вам отправиться в удивительный мир тканей. Сегодня мы уточним и дополним свои знания о тканях и их происхождении.

Воспитатель читает отрывок из произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный» (начало).

С.Я. Маршак

Вот какой рассеянный
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто -
Говорят, ему: не то.
Стал натягивать гамаши -
Говорят, ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Воспитатель: - Что надевал на себя человек рассеянный? (Дети перечисляют)

Воспитатель: - Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Одежда)

Воспитатель: - Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная. разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты (дети описывают свою одежду).

2. Постановка проблемной ситуации

Воспитатель: - Из какого материала сделана одежда? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют из ткани.

Воспитатель:- Какие свойства ткани вы знаете? (Ответы детей.)

(Ткань прочная, легко шьется, не расползается в воде, ее можно стирать, гладить, она теплая, сохраняет температуру тела, защищает от холода, дождя и ветра).

Воспитатель: - Кто придумывает одежду? (Ответы детей)
- Одежду придумывают художники - модельеры, дизайнеры.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (Одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя)

3. Загадки

Дети, хочется спросить мне вас:
Что нужно надевать сейчас?
Слушайте и размышляйте,
А потом уж отвечайте!
На улице холод, мороз,
Руки стынут, мерзнет нос.
Ну а нам гулять пора.
Что наденет детвора?
(Дети отвечают.)

Правильно, детишки,
Шубы, шапки и штанишки.
Мы мороза не боимся,
Нам тепло, мы веселимся.

Зной, жара, и солнце светит.
На прогулку вышли дети.
В чем удобно вам играть,
От жары не изнывать?
(Дети отвечают.)

Майки, шорты и панамы,
Платья, трусики, пижамы.
(Дети могут возразить.)
Молодцы, мои друзья,
В пижаме, конечно, гулять нельзя.
Надев пижаму, ложись в кровать,
Чтоб крепко, сладко... (засыпать).

Воспитатель: Это такой удивительный мир - мир тканей. Но много лет назад, когда люди еще не умели ткать ткани, они даже не знали, что это такое, они ходили раздетыми.Человек мог надеть на себя только пояс из листьев.

Он ходил на охоту, чтобы добыть себе пропитание. Убивал диких животных и заметил, что шкура мягкая и теплая и надел ее. (рассматриваем иллюстрацию). (Дети описывают картинку).

Для чего нужна человеку одежда? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, как изготавливают ткани. Эта ткань хлопчатобумажная. (Дети рассматривают лоскуток). Что можно шить из неё? (Летнюю одежду, постельное бельё)

Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок (Иллюстрированный показ). Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. (Узбекистан, Азербайджан, Туркмения). У нас хлопок не растет, потому, что у нас короткое лето и хлопок не успевает вызреть до семян.

Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют на очистительные фабрики, там расчесывают щетками (показ образца хлопка). Вата - это и есть специально очищенный хлопок.

Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины (показ иллюстраций) на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань. (Показ ткацкого станка). А много лет тому назад люди изготовили прялку, простейший станок (показ иллюстраций) где для того, чтобы протаскивать нить, нужна была заостренная палка. Это было очень давно, несколько тысяч лет тому назад. Отсюда пошло слово «ткать». Ведь первый, «ткать» тыкал палкой, то в одну, то в другую сторону. Уберем, из слова «тыкать», букву «Ы» и останется «ткал».

Воспитатель: Посмотрите, дети эта ткань из льна.

Лен растет в северных областях России (показ льна на поле). Про него говорят - голубой глазок - золотой стебелек, скромный вид на весь вид знаменит. До чего же красив цветущий лен, все поле в голубых цветочках. (показ иллюстраций)

Лен растет отдельными стебельками, когда он отцветет, его срезают и сушат на солнце, колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань, которая словно хранит в себе северную прохладу, именно в одежде из льняной ткани легче переносится жара.

Воспитатель: Откуда берутся шерстяные нити?

Ответ: Для изготовления шерстяной ткани нужна шерсть, которую берут у животных (овец стригут, коз вычесывают пух, верблюда и собаку). Шерстяная ткань отличается от других тем, что она мягкая и ворсистая, теплая, поэтому из шерстяной нити вяжут шапочки, рукавицы, носки, катают валенки, ткут одеяла. (Дети рассматривают лоскуток шерстяной ткани).

Воспитатель: - А кто-нибудь знает, как делают шелк? Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды. (Показ картинки.) Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Таких гусениц специально разводят и питаются они листьями одного дерева Тутового, оно растет только в теплолюбивых странах.

Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка нежарко летом.

- Ткани, о которых мы говорили натуральные, они сделаны из того, что есть в природе.

Но люди придумали и искусственные ткани. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например: куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду они тоже сшиты из синтетических материалов.

Воспитатель: Внимание, а сейчас загадки.

"Отгадай."

Они обычно для шитья
И у ежа их видел я
Бываю на сосне, на елке
А называются? (Иголки)

Много делать мы умеем
Стричь, кроить, и вырезать
Не играете снами дети:
Можем больно наказать. (Ножницы)

Вяжет шарфик мастерица,
Весело мелькают... (Спицы)

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод. (Клубок)

Конь стальной,
Хвост льняной. (Иголка, нитка)

Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит. (Напёрсток)

Железный жучок, на хвостике червячок. (Булавка)

Воспитатель: - Всё это можно назвать, одним словом. Каким? (Швейные принадлежности).

Воспитатель: - Как нужно хранить опасные предметы? (Ответы детей)

4. Физкультминутка

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

Гимнастика для глаз.

Сова. Дети зажмурили глаза, открыли, (как сова когда сидит на веточке) 3-4 раза.

Бабочка. Дети быстро моргают глазами, (как бабочка машет крылышками), закрыли глаза представили темноту 3-4 раза.

Воспитатель: С ткацкой фабрики пришел заказ. Вас просят придумать рисунок для новой ткани. Попробуете? Садитесь за столы. Напоминание об осанке. Перед вами лежит хлопчатобумажная ткань. Что можно сшить из этой ткани? Легкую летнюю одежду или постельное белье. Придумайте рисунок, который вы хотели бы видеть на своей одежде летом или для своего постельного белья. Напоминаю, что набирать краску надо только на кончик ворса. Если вам надо промыть кисточку, чтобы рисовать краской другого цвета, то не забудьте ее потом хорошо промокнуть о салфетку. Покажите, как будете держать кисточку.

Молодцы, вы хорошо потрудились и, может быть, вы когда-либо увидите свой рисунок на ткани из хлопка.

5. Итог занятия

Воспитатель: Интересно ли вам было? Что больше всего понравилось? Почему?

Давайте вспомним, какую одежду мы носим в разное время года?

Какие виды ткани бывают? (шерстяные, хлопчатобумажные, льняные, шелковые)

А как вы считаете, вы уже все знаете о тканях, о том, как изготовляют одежду? (Нет, мы еще многого не знаем, мы хотим узнать, как изготовляют одежду)

Воспитатель: А как мы можем получить эти знания?

Дети: Читать книги, энциклопедии, сходить в ателье на экскурсию.

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня дружно обсуждали, делали выводы, доброжелательно дополняли ответы.

Сюрпризный момент

Заходит почтальон, заносит посылку. В посылки подарки детям - хлопчатобумажные платочки. Посылка от сотрудников ткацкой фабрики.