Турнир по русскому языку «Диктант Победы» для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: определить наиболее способных учащихся по русскому языку путём выявления уровня владения изученными правилами и умения применять их на практике.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с событиями в годы Великой Отечественной войны и ролью детей в ней;
  • формировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;
  • воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;
  • формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

Ведущий 1. Здравствуйте!

2020 год - был Годом памяти и славы, посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В этом году мы отмечаем 77-ю годовщину Великой Победы. Увы, чем дальше, тем меньше остается с нами фронтовиков. Последний военный призыв - это 1927 год, то есть самому «молодому» ветерану сегодня уже 94 года.

Ведущий 2. Для вас, ребята, и даже для тех, кому сегодня 20 лет, Великая Отечественная война это уже далекая история. Мы постараемся её хоть немного, но приблизить сегодня. Ежегодно в России проводится много мероприятий по сохранению исторической памяти для будущих поколений.

В преддверии Дня Победы - 20 апреля - состоится молодая историческая акция «Диктант Победы». В прошлом году диктант писали 1,5 млн. участников из России и 80 стран мира. Успешно диктант написали и те, кому 90 лет, и те кому всего лишь 10.

Ведущий 1. Сегодня в «Диктанте Победы» примут участие учащиеся областных коррекционных школ. Поприветствуем участников и пожелаем всем удачи!

Своим участием в этом мероприятии мы выражаем поддержку российской армии, жителям ДНР и ЛНР. Буква Z стала символом проводимой спецоперации на Украине: за победу, за наших, за мир.

Ведущий 2. Познакомимся с Книгой Памяти. Информация, которая прозвучит далее, поможет вам более успешно написать диктант.

1 страница - «Блокадный хлеб»

27 января этого года по всей стране прошла акция памяти «Блокадный хлеб». Ключевым символом Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» является кусочек хлеба весом в 125 граммов - именно такая минимальная норма выдачи хлеба была установлена во время блокады Ленинграда.

Ведущий 1. Мирные жители Ленинграда, которые, будучи окруженными врагом и отрезанными от остального мира, более 2 лет боролись за свои жизни и жизни родных и близких. По разным подсчетам, в городе погибло от 692 000 до 1 500 000 человек - и почти все из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек.

Ведущий 2. Блокада Ленинграда осталась не только на фотографиях. Она сохранилась в памяти ленинградцев: многие из них сохранили кусочек блокадного хлеба как напоминание о тех страшных днях.

Символом блокады, символом ужасов, которые пришлось пережить людям во время Великой Отечественной войны, стал дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Просмотр видео «Музей Тани Савичевой. Блокадный Ленинград»

Ведущий 1. Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. У маленьких, слабых, беззащитных война отнимала жизнь. Об этом мы должны рассказать, чтобы такое никогда больше не повторилось.

В 1981 году Вадим Егоров написал песню «Панамки». Она посвящена детям, погибшим в блокадном Ленинграде.

В.Егоров «Панамки». Исполняет ученица 8 класса.

Видеоряд «Белые панамки».

2 страница «Сын полка»

Ведущий 2. Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка", хотя были среди них и дочери.

Ведущий 1. Чаще всего солдаты или партизаны подбирали детей-сирот или потерявшихся в ходе боев ребятишек. Дети и сами убегали на фронт. Юных солдат официально ставили на довольствие - "сын полка" получал обмундирование, а иногда и личное оружие. Обычно их берегли и поручали разные хозяйственные работы, но иногда они становились полноправными участниками боевых операций.

О военной судьбе некоторых из них - в нашем материале.

Учащийся 1. Серёжа Алёшков.

Это Серёжа Алёшков. Один из самых юных бойцов в годы войны. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата - гитлеровцы казнили их за связь с партизанами. В силу возраста Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но как мог старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Вместе со 142-м гвардейским полком Серёжа прошёл славный боевой путь, участвовал в обороне Сталинграда, дошёл до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира полка, и взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, и поняв, что не справится, под продолжающейся бомбёжкой побежал за подмогой. За подвиг этот он был награжден медалью "За боевые заслуги" и боевым трофейным пистолетом. Пока солдаты разбирали брёвна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и, как положено ребенку, рыдал…

За время, проведённое на фронте, Серёжа несколько раз был ранен, контужен.

Учащийся 2. Аркадий Каманин.

Самый юный 14-летний лётчик Великой Отечественной войны отличался бесстрашием. За два года службы получил шесть наград, среди которых два Ордена Красного Знамени, а также медали за взятие Будапешта, Вены и победу над Германией.

Учащийся 3. Володя Тарновский.

Фотография, на которой запечатлён мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага, стала исторической реликвией. Это 15-летний Володя Тарновский расписался за себя и своих боевых товарищей, за расстрелянную мать. В 14-летнем возрасте Володя Тарновский стал разведчиком. Свою первую награду получил за форсирование Днепра и спасение офицера. Медаль "За отвагу" уже ефрейтор Тарновский получил после захвата "языка": когда Володя вёл пленного унтер-офицера в расположение своей части, проходящие мимо солдаты не могли сдержать улыбки - виданное ли дело, двухметрового здоровяка конвоирует ребенок!

Учащийся 4. Валя Котик.

Он защищал страну не хуже взрослых и рвался в бой, не боясь трудностей. На его счету десятки успешных диверсий. Валя Котик самый юный Герой Советского Союза. Когда началась Великая Отечественная война, Вале Котику было всего 11 лет. Погиб как герой в 14.

Учащийся 5. Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев - это собирательный образ, герой повести В.Катаева «Сын полка». Обязательно прочитайте эту книгу о мальчике - сироте, который волей судьбы попал в военную часть к разведчикам.

Ведущий 1. Маленькие герои большой войны. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей военных лет на защиту Родины. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

3 страница - «Маршал Победы»

Ведущий 2. «Маршал Победы» - ёщё один символ военных лет. Маршал Георгий Константинович Жуков.

Просмотр видеоряда «Парад Победы 24 июня 1945 года».

Эти кадры облетели весь мир. 24 июня 1945 года в Москве состоялся парад Победы. Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Командовал парадом - Константин Рокоссовский, принимал парад - Георгий Жуков. В параде приняли участие более 2500 офицеров и более 31000 солдат. На специальный помост у подножия Мавзолея были брошены 200 знамён и штандартов немецко-фашистких войск.

Ведущий 1. Знаком его заслуг в Победе над фашисткой Германией стало то, что маршал Георгий Константинович Жуков принимал парад Победы на Красной площади Кремля.На протяжении всей Великой Отечественной войны Георгий Жуков назначался командующим на самые сложные участки советско-германского фронта.

В 1943 году Георгию Константиновичу Жукову присвоили высшее воинское звание - Маршал Советского Союза. Полководец Жуков - человек редкого военного таланта. Смелый и решительный, умеющий хладнокровно ориентироваться в самой сложной обстановке и находить правильные решения, он является одним из тех, кто благодаря своему таланту сумел пройти путь от красноармейца до маршала.

Ведущий 2. Битва под Москвой, Курская битва, оборона и прорыв фашистской блокады в Ленинграде, Сталинградская битва, взятие Берлина - это только некоторые важнейшие победы Маршала Жукова, Маршала Победы. «Там, где Жуков, там победа». Эта фраза родилась в советской армии во время Московской битвы, стала крылатой и жила среди бойцов до последних дней войны. За годы войны Георгий Константинович Жуков стал трижды Героем Советского Союза.

Ведущий 1. Мы должны помнить и не имеем права забывать всё, что связано с победой в Великой Отечественной войне и судьбой нашей страны, а значит - и каждого из нас…

С этой целью лучшие из вас напишут сейчас диктант Победы. (Участники расходятся по аудиториям)

Тексты для учащихся с лёгкой умственной отсталостью

3 класс

Блокадный хлеб.

В ноябре 1941 года к страшному слову блокада прибавилось слово голод. Маленький кусочек хлеба. Хлеб без вкуса и запаха. И больше никаких продуктов. Жители Ленинграда едва передвигались, многие умирали. Таня Савичева вела дневник. Она написала: «Умерли все». Таню удалось вывезти из города, но спасти её было уже нельзя.

(47 слов)

Словарная работа: (запись на доске)

В ноябре 1941 года

Она написала: «Умерли все».

4 класс

Сын полка.

Лёня Голиков рос в деревне Лукино. В войну мальчик ушёл к партизанам. Ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели склады. Однажды Лёня подбил машину с фашистским генералом. Портфель с очень важными документами доставил командиру.

Посмертно Лёне Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

(54 слова)

Словарная работа: (запись на доске)

звание Героя Советского Союза.

5 класс

Маршал победы.

Георгий Константинович Жуков был всегда солдатом своей Родины.Его сила духа, вера в победу передавались всему фронту. На передовой в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты. Все великие сражения Великой Отечественной войны были проведены под руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и битва за Берлин. Ему была оказана честь принимать Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

(63 слова)

Словарная работа: (запись на доске)

сражения Великой Отечественной войны

Парад Победы 24 июня 1945 года

Текст для учащихся со сложной структурой (списывание).

5 класс

Память о войне.

Мой дедушка во время войны был танкистом. Он часто рассказывает мне о тех суровых годах. Яростные атаки, тяжёлые бои. Многие его товарищи не вернулись с фронта. Дедушка тогда был совсем молодым человеком. Во время одного сражения он был тяжело ранен. Врачи спасли ему жизнь. Он вернулся в свой полк и встретил победу в Берлине.

(54 слова)

Ведущий 2. Прежде чем подведём итоги турнира «Диктант Победы» вернёмся к книге Памяти.

4 страница «Ура победе!»

Всероссийская акция «Ура победе!» - ещё один важный элемент сохранения исторической памяти. Участники акции выбрали в прошлом году из 76 песен пять лучших песен о войне: «Тёмная ночь», «Синий платочек», «Прощание Славянки», «Нам нужна одна победа» и «Катюша».

Ведущий 1. Одной из самых популярных песен войны стала известная «Катюша». Ещё в 1938 году её создали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, а в годы войны, когда тысячи Катюш отправились на фронт, пели о Катюше - разведчице, медсестре, партизанке. Но особое звучание песня приобрела, когда народ дал ласковое название «катюша» новому оружию - гвардейскому миномёту.

М.Исаковский, М.Блантер «Катюша»

Видеоряд «Катюша»

Флешмоб «Катюша» в исполнении учащихся 10 класса.

Ведущий 2. «Катюша» звучала на фронте и в тылу, помогая справиться с ужасами вражеского нашествия. Для многих ветеранов песня стала главным символом победы. А нас военные песни побуждают задуматься о прошлом и учат ценить настоящее.

5 страница «# Жить»

Ведущий 1. К 9 мая приурочена и интерактивная акция социального проекта «#Жить». В рамках акции сделать ролик может каждый пользователь интернета. За первые сутки акции уже создано более 3тыс. роликов в память о подвигах ветеранов, которые отстояли мир. Истории, которые мы хотим показать сегодня, не оставят вас равнодушными к происходящему и не нуждаются в комментариях. А то, что затрагивает душу, остаётся в памяти на долгие годы.

Видеоролик «Сокровище времён блокады».

Благодаря этим роликам герои войны живы. Они живы, пока мы их помним.

Видеоролик «Пусть это будет не зря»

Ведущий 2.

Пока мы помним - мы живём!
Поклон же низкий тем солдатам,
Кто, погибая под огнём,
Ковал победу в сорок пятом!

Пока мы помним - мы сильны!
Пусть не скудеет наша память!
Военных горьких лет сыны
Пускай навеки будут с нами!
(Галина Серова)

Ведущий 1. Очень дорогой ценой досталась Победа. Погибло великое множество людей, но память о них вечно будет жить в наших сердцах. Мы благодарны ветеранам за их подвиг. Мы гордимся поколением победителей. Почтим их память Минутой молчания…

Видеоряд «Минута молчания»

Композитор Ян Френкель, стихи Расула Гамзатова «Журавли».

Исполняет ученица 10 класса.

Видеоряд «Журавли».

Подведение итогов турнира по русскому языку «Диктант Победы»

Награждение победителей

Ведущий 2. Спасибо всем участникам турнира. В нашей школе в эти дни проходит акция «77 пятёрок - это моя победа!». Дорогие гости присоединяйтесь к этой акции.

Всем участникам турнира старшеклассники приготовили особый подарок - Вальс «Эти тучи в голубом». Слова Пётра Синявского, музыка Александра Журбина

Приложение