Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Смешивание цветов"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 4


Цель: формировать представления обучающихся о цветовом многообразии.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания обучающихся об основных цветах.
  • Повторить сведения о составных цветах.
  • Учить обучающихся способам получения составных цветов при смешивании красок основных цветов и оттенков цветов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук через проведение пальчиковой гимнастики; через работу кистью в процессе смешивания красок и раскрашивания.
  • Развивать внимание через проведение дидактической игры "Красочная математика", через выполнение тренировочный упражнений по смешиванию красок, через практическую работу по раскрашиванию.
  • Развивать память через повторение сведений ранее изученного материала и усвоение новых сведений; через работу с раздаточным материалом.
  • Развивать мышление через работу с раздаточным материалом; через выполнение практической работы по смешиванию красок.
  • Развивать цветовое восприятие через выполнение задания по смешиванию красок, через раскрашивание.
  • Развивать речь через работу с загадками.

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к учебе, предмету.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Воспитывать потребность эстетического оформления помещения к празднику.

Оборудование: гуашь - красного, синего, желтого, белого, красного и синего цветов, кисти, альбомные листы с нарисованными заготовками (гусеницы), шаблоны новогодних ёлочных игрушек (шаров), палитра, непроливайка.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

Цель: организовать обучающихся на работу на занятии.

Учитель: Ребята, встаньте, подравняйтесь, улыбнитесь и за парты все садитесь!

Прозвенел звонок весёлый!
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Разминка.

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Какое сегодня число? (7 декабря)

- Какой по счёту зимний месяц декабрь? (первый)

- Какой день недели?(среда)

Учитель: И мы начинаем занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

II. Сообщение темы занятия

Учитель: - Тема занятия: «Смешивание цветов».
На нашем занятии присутствуют гости. Вы покажете им, как вы научитесь смешивать краски и получать новые цвета и их оттенки и применять свои умения на практике.

III. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Слово учителя.

Учитель: - Ребята, на наше занятие пришла девочка по имени Красочка. Ей очень хочется узнать, знаете ли вы основные цвета?

(Учитель вывешивает на доску таблицу основных цветов)

Назовите их.

(Ответ обучающихся: Основные цвета - красный, синий, жёлтый).

Учитель: Ребята, поднимите руку, кто считает, что эти цвета очень красивые и яркие.

Я с вами полностью согласна.

(Демонстрация картинок с изображением предметов, окрашенных в основные цвета).

2. Беседа по картинкам

Цель: показать обучающимся красоту и привлекательность предметов, окрашенных в краски основных цветов.

Вопросы:

  1. Что изображено на картинке?
  2. В какой цвет природа окрасила клубнику? Малину? Одуванчик и кленовый лист? В какое время года лист клёна окрашен в желтый цвет? А какого цвета василёк?

Учитель: Ребята, но не только в природе можно встретить предметы таких цветов. Жёлтыми, красными и синими могут быть обычные предметы. Например, вёдра.

Посмотрите, какие они красивые! Даже мыть пол веселее, если налить воду в такие вёдра!

Рассмотрим картинку с изображением девочки в русском народном костюме.

Какие цвета использовал художник, изображая костюм?

(Ответ обучающихся: художник использовал красный, синий, жёлтый цвета).

Почему художник использовал эти цвета?

(Ответ обучающихся: художник использовал эти цвета, потому что они очень красивые и яркие)

Учитель: Ребята, красный, жёлтый и синий цвета прекрасны, а предметы, которые окрашены в эти цвета, действительно очень красивы. Но, представьте, что никаких других цветов красок, кроме этих нет, ни в природе, ни в обычной жизни. Как вы думаете, достаточно ли только их, чтобы показать цветовое многообразие всего, что нас окружает?

(Ответ обучающихся: Нет, недостаточно).

Учитель: Посмотрите на свою одежду. Какого цвета кофта? блузка?

Вот видите, ребята, сколько существует цветов, помимо трёх основных.

Девочка Красочка предлагает вам сегодня стать настоящими волшебниками. Для этого вам нужно самим научиться создавать новые цвета из красок трёх основных цветов, а также оттенки основных цветов.

Для того, чтобы вы превратились в настоящих волшебников, девочка Красочка дарит вам волшебные палочки. Как называется эта палочка?

(Ответ обучающихся: Эта палочка называется кисть.)

Учитель: Для того, чтобы волшебная палочка заработала, вам нужно произнести волшебные слова.

(Обучающиеся хором произносят "волшебные слова", встав кругом около парты с листом бумаги):

Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!

(Учитель переворачивает лист; на обратной стороне листа - рисунок с изображением ягод и фруктов)

Обучающиеся произносят хором:

Ух ты, ух ты, ягоды и фрукты!

3. Работа с рисунком

Цель: наблюдение за цветами красок, использованных при раскрашивании ягод и фруктов.

После рассматривания рисунка обучающиеся делают вывод: при раскрашивании рисунка использовались краски синего цвета и его оттенка - голубого цвета, красного и розового, оранжевого, фиолетового и зелёного цветов.

Вопрос: Какие из перечисленных цветов не являются основными цветами?

Ответ: Не являются основными цветами фиолетовый, оранжевый, зелёный цвета, а также голубой и розовый.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, был ли бы этот рисунок таким красивым, если бы не было использовано столько много цветов и их оттенков?

(Ответ: рисунок не был бы таким красивым и красочным).

Согласна с вами. Но пока мы не волшебники, мы только учимся, чтобы стать ими.

IV. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Учитель: Ребята, для этого нам нужно знать, как из основных цветов с помощью волшебной палочки можно получить, или по - другому сказать составить, новые цвета и их оттенки.

2. Работа с таблицей «Смешивание цветов».

(Учитель знакомит обучающихся со способами смешивания основных цветов для получения нового цвета)

Три цвета - не мало ли это?
А где нам фиолетовый, зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной, вот этой,
Получим мы цвет фиолетовый.
А синий с желтым смешаем -
Какой мы цвет получаем? (зеленый)
А красный плюс желтый,
Для всех не секрет,
Дадут нам, конечно оранжевый цвет.

3. Дидактическая игра «Красочная математика».

Задание 1: решить примеры.

(Обучающиеся прикрепляют кружки соответствующего цвета на месте суммы, слагаемы прикреплены. Проверка осуществляется способом сверки с образцом).

Задание 2: решить примеры.

(Обучающиеся прикрепляют кружки соответствующего цвета на месте слагаемых, сумма прикреплена. Взаимопроверка)

(Получившееся пособие обучающиеся оставляют на партах для пользования им на уроке).

Учитель: Ребята, скоро вы начнёте работать волшебной кистью, вам предстоит большая работа.

V. Динамическая пауза

1. Физкультминутка.

Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Вверх ладошки: хлоп, хлоп!
По коленкам: шлёп, щлёп!
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем -
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись!

2. Пальчиковая гимнастика.

Поочерёдно, и как можно быстрее, перебираем пальцы рук, соединяя с большим пальцем под речевое сопровождение:

Один, два, три, четыре, пять,
Будем дружно колдовать,
Будем дружно колдовать?
Да, красиво рисовать!

(Упражнение выполняется с каждой рукой отдельно, затем вместе)

VI. Закрепление нового материала

1. Выполнение тренировочных упражнений.

Задание 1: получить дополнительные цвета способом смешивания красок.

(Учитель раздаёт обучающимся палитры - ещё один подарок от девочки Красочки).

Учитель: Ребята, уже сейчас волшебником станет тот, кто на палитре смешает основные цвета и добьётся того, что получит новые цвета - оранжевый, зелёный и фиолетовый.

(После выполнения этого задания учитель раздаёт заранее приготовленные листы бумаги с изображением гусеницы, состоящей из пяти кругов).

Задание 2: раскрасить 3 звена гусеницы новыми красками: оранжевым, зелёным и фиолетовым цветом.

Учитель: Ребята, я думаю, вы порадуете Красочку, если она поймёт, что вы знаете, какой цвет добавляется в краски для получения их оттенков.

Ответ: (для получения оттенков в краски добавляется белый цвет).

Учитель: - С каким временем года ассоциируется белый цвет? (с зимой)

- Какой цвет мы ещё считаем зимним? (голубой)

- Как же нам получить голубой цвет с помощью белой краски?

Ответ: (нужно смешать белую и синюю краски).

Учитель: Ребята, для получения красивого оттенка синего цвета - голубого, сначала набираем на палитру краску белого цвета, берём её больше, чем возьмём потом краски синего цвета и тогда голубой цвет получится нежным, приятным и красивым.

Как вы думаете, почему сначала нужно набрать краску белого цвета и потом добавить синюю, а не наоборот?

Ответ: (для того, чтобы не испачкать белую краску).

Задание: смешать белую и синюю краски, получить голубой.

Учитель: С каким цветом ассоциируется лето? (с красным)

Какой оттенок красного цвета мы получим, если смешаем белую и красную краски? (розовый).

Задание: смешать белую и красную краски, получить розовый; раскрасить 2 звена гусеницы в розовый и голубой оттенки цветов.

VII. Организация выставки рисунков "Весёлые гусеницы"

(подарки девочке Красочке)

VIII. Практическая работа по закреплению нового материала

1. Слово учителя.

Наши гусеницы красивы, веселы,
Вот-вот встанут в дружный хоровод,
Потому что совсем скоро
Придёт праздник

(Обучающиеся заканчивают хором: Новый год!)

- А какой же хоровод без ёлки?

(Учитель вывешивает на доску ёлку)

Ребята, хороша лесная красавица, но чего-то ей не хватает, чтобы стать новогодней ёлкой. Как вы думаете, чего же не хватает? (ёлочных игрушек)

2. Самостоятельная работа.

Задание: раскрасить новогодние игрушки (шары) новыми смешанными красками.

- Демонстрация учителем образца новогодней игрушки.

- Учитель раздаёт подарки от девочки Красочки - заготовки новогодних игрушек (шаров).

- Обучающиеся смешивают краски, раскрашивают новогодние игрушки.

- По мере высыхания шары крепятся на ёлку с помощью магнитов).

IX. Подведение итогов занятия

Учитель: - Ребята, чему мы учились на этом занятии?

- Какой цвет получается при смешивании красного и жёлтого цветов? (оранжевый)

- Какие цвета нужно смешать, чтобы получить зелёный цвет? (жёлтый и синий)

- Если вы смешаете синий и красный цвета, какой цвет вы получите? (фиолетовый)

Смешивание красок - это удивительное превращение одних цветов в другие, это - настоящее предновогоднее волшебство, а вы, ребята, сегодня, действительно стали настоящими волшебниками. Каждый из вас награждается медалью "Настоящий волшебник"!

Итогом нашего занятия является новогодняя ёлка, которая украсит наш класс в праздничные новогодние дни. У нас всё получилось! Спасибо вам за работу на занятии. Спасибо и девочке Красочке за помощь в его организации!