Денотатный граф как метод работы

Разделы: Технология


Статья представляет собой методическую разработку урока по технологий.

В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже ее простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Особенностью обучения в инновационных школах является достаточно большой (по сравнению со средней школой) объем того материала, с которым учащиеся работают на занятиях. На подробную запись часто не хватает времени, возникают затруднения при записи лексического и грамматического материала на уроках.

Современный урок технологии направлен на формирование основных компетенций учащихся, прежде всего - познавательной, социально-коммуникативной, личностно-мировоззренческой.

Учителя технологии в большинстве своем работают на основе федеральных образовательных программ и учебников. Поэтому элементы частнопредметных технологий и профессионального творчества проявляются у педагогов в дидактическом обеспечении образовательного процесса, его планировании и реализации. Инновационный подход учителя к образовательному процессу представляет собой разноуровневую систему взаимосвязанных элементов.

На уроках технологии можно использовать следующие современные методы работы, обеспечивающие формирование познавательной активности, креативного мышления и творческого воображения: «Мухомор», «Верные и неверные утверждения», «Перекрестные ассоциации», «РАФТ», «Фишнбоун», «Инфо-угадайка», «Схема предсказаний», «Ментальная карта», «Четыре угла», «Диаграмма Венна», «Экспертиза», «Денотатный граф», «Круги по воде», «Ключевые понятия» и др.

Таким образом, актуальным является умение представить материал в схематической, графической форме. Схемы, таблицы и графики систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяет учащемуся лучше классифицировать и воспринимать представленную информацию. Сам процесс построения графиков, схем и таблиц формирует умение анализировать материал. Вместе с тем достаточно полезным в методическом плане может стать и сам процесс графической организации материала.

Используя метод сплошной выборки, описательный, компонентный, структурный методы, рассмотрим принципы построения денотатного графа:

  • выделение ключевого слова или словосочетания;
  • чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку);
  • точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель; глаголы, обозначающие процесс достижения результата; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия);
  • дробление ключевого слова при построении графа на слова-«веточки»;
  • соотнесение каждого слова-«веточки» с ключевым понятием из текста.

Как правило, ключевая позиция представляется в образе, так как образ - это наиболее яркое и глубокое выражение любого мыслительного содержания. Однако образ может иметь несколько интерпретаций. Поэтому необходима систематизация и оформление мыслительного содержания.

Денотатный граф, составленный по тексту, следует понимать как наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста, сформулированную в вопросной форме; аргументы-цитаты, с помощью которых автор определяет свою позицию по отношению к этой проблеме; используемые автором текста для воздействия на читателя языковые средства; авторскую позицию (ответ на проблемный вопрос).

Следует отметить, работа учащихся по составлению денотатного графа может осуществляться как на этапе вызова (в этом случае в схему войдут их представления), так и на этапе рефлексии после работы с текстом. При этом, построение графа может осуществляться индивидуально, в парах или группах, а также совместно с преподавателем. В случае, если работа осуществляется самостоятельно, преподаватель может проверить не только правильность, полноту, логическую структуру графа, но и выявить, почему именно данные слова стали компонентами графа, с чем связана определенная последовательность глаголов или существительных в созданной схеме, побеседовать о том, каким образом учащиеся работали по ее созданию, насколько, при этом, была важна главная идея текста.

Новизна этого приема заключается в том, что информация, извлекаемая из прочитанного (исходного) текста, анализируется и воспринимается учащимися сравнительно легко, а также является основой для построения нового (вторичного) текста. Заметим, что к одному тексту может быть составлен не один граф: к каждой проблеме составляется отдельное изображение.

Таким образом, метод денотатного графа, который содержит упорядоченную информацию о тексте, представляет собой строгую объяснительную модель.

Отметим, что использование метода денотатного графа способствует развитию критического мышления у учащихся, которое включает в себя: определение сильных сторон мыслительного содержания, выявление слабых сторон, поиск выхода из трудных ситуаций

Рассмотрим на примере, как можно использовать метод «Денотатный граф».Объяснив сложный материал, учитель не всегда уверен, поняли дети это материал или нет. В таком случае на помощь учителю приходит приём «Денотатный граф». Этот приём служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению полученной информации.

На нашем уроке мы будем применять денотатный граф на подготовительном этапе, благодаря которому сможем:

  • развивать интеллектуальные способности ученика: анализировать, обобщать, выделять главное и т.п.;
  • разложить новый материал «по полочкам», осознать его;
  • усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.

Этот методический приём сыграет ценную роль на уроке технологии.

Приведем фрагмент урока по технологии.

Класс: 4.

Модуль: «Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов».

Тема: «Изготовление деревянного кораблика»

Цель: Создать условия для формирования навыков работы со столярными инструментами при работе с древесиной; изготовить деревянный кораблик.

Задачи:

  • обучить разметке заготовок для кораблика с использованием шаблонов, пилению заготовок по разметке;
  • обучить сборке кораблика при помощи при помощи клеевого пистолета и саморезов;
  • развить конструктивное мышление и творческие способности детей;
  • формировать знания ТБ при работе с инструментами;
  • воспитывать отношение к рациональному расходованию материалов, аккуратность и точность в работе.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Технология: «Денотатный граф».

Межпредметные связи: литература, история, геометрия, химия.

Оборудование, необходимое для урока: деревянные заготовки, ножовки, карандаши, линейки, столярные угольники, столярные верстаки, саморезы, краски, кисточки, клеевой пистолет.

Подготовительная работа

1. Обзор готового образца изделия

- Посмотрите на образец модели корабля. Из каких частей состоит корабль?

Анализ изделия по плану:

  1. Название изделия и его назначение? (Кораблик, изготовлен из дерева, игрушка, сувенир, подарок)
  2. Каковы конструктивные особенности изделия (форма деталей, вид соединения)?
  3. Из каких деталей изготовлено изделие? (палуба, пассажирские кубрики, рубка капитана, винт, труба, соединительный уголок)
  4. Как собраны детали в модель? (Склеиванием, с помощью клеевого пистолета, а также с помощью саморезов)

Составление технологической карты

- Составим вместе технологическую карту по изготовлению деревянного кораблика. В этом нам поможет денотатный граф.

- Назовите последовательность операций при изготовлении изделия. (Разметка, пиление, сборка, отделка)

- Что мы подразумеваем под операцией «разметка»? (Нанесение линий контуров изделия на заготовки).

- Какие инструменты нужны для разметки? (Простой карандаш, линейка, столярный угольник, циркуль)

- Как мы будем производить пиление? (Зажать размеченную заготовку в верстак, принять правильную позу и хватку инструмента, сделать запил «на себя», пилить заготовку рядом с разметкой (3 мм до линии разметки), Ослабить давление на ножовку в конце пиления)

- Какими инструментами и слесарным оборудованием мы будем пользоваться для пиления деталей? (Столярный верстак, ножовка)

- Итак, детали мы выпилили, какая следующая операция? (Сборка деталей)

- Как мы будем собирать наше изделие? (Все детали мы склеим клеевым пистолетом, саморезами прикрепим два уголка, к ним прикрепим винт)

- Что нам пригодится из инструментов для сборки? (Отвёртка, саморезы, клеевой пистолет)

- Какой процесс завершающий в изготовлении кораблика? (Отделка)

- Что мы будем делать в процессе отделки? (Зачистим изделие наждачной бумагой, раскрасим кораблик)

- Посмотрите, какая у нас получилась технологическая карта изготовления деревянного кораблика в виде денотатного графа. Теперь я вижу, что вы запомнили всю последовательность операций.

- Сейчас вы сможете приступить к практической работе. Оценка вашей работы будет проходить по следующим критериям оценки изделия: аккуратность, прочность, творчество.

Увеличить интерес к изучаемому материалу может совет учителя сделать своими руками какую-либо вещь и подарить на праздник своим близким. При этом необходимо уточнить сложность выполнения изделия.

Применение творческого подхода, элементов креативности и поиска нестандартного решения приводят к развитию творческих способностей учащихся. Опыт применения современных педагогических технологий на уроках технологии позволит создать положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес к изучаемой теме, перенесение учащимися усвоенных знаний и умений в новую учебную ситуацию, тем самым повысится интерес к предмету «Технология».

Используемая литература

  1. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. - М.: Аркти, 2006. - 64 с.