Мотивации спортсменов в тренировочной деятельности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


В последнее время наметилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Наблюдается значительный рост числа хронических и социальных болезней, высокий уровень смертности и инвалидности. В среднем каждый ребенок имеет по два заболевания. В чем же причины данного явления? Прежде всего, это потеря мотивации населения к занятиям физической культурой и спортом. Несомненно, есть и другие веские причины. Но… Если сравнить показатели физической подготовленности обучающихся в настоящее время с показателями школьников шестидесятых-семидесятых годов прошлого столетия, то они достигают всего лишь порядка 50-60%.

Мотивы, являясь причиной активности детей и подростков в деятельности, отражают осознание ими потребностей в направлениях деятельности. Если потребность формирует вопрос «что я хочу сделать?», то мотив - «почему я хочу это сделать?». В этом смысле потребность - начало пути, а мотив - конец его [1].

В сущности, мотивация - обширное понятие, охватывающее сложный процесс управления направлением и интенсивностью усилий. Психологи, работающие в области спорта и физической культуры, рассматривают мотивацию с различных специфических позиций, выделяя внутреннюю и внешнюю мотивацию, мотивацию достижения и мотивацию в форме соревновательного стресса. Эти составные формы мотивации являются составными определения мотивации.

Мотивация - это ключевая переменная овладения спортивными навыками, умением их демонстрации [2]. Мотивация - это, прежде всего стремление к успеху, высоким результатам в своей деятельности.

Становление спортсмена невозможно без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности. Спорт не только спортивная борьба на дорожках стадионов, это наш образ жизни, это опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ним. Спорт - это особая деятельность человека, которая, прежде всего, связана с большим физическим напряжением и требует сохранения у спортсмена устойчивой положительной мотивации к ежедневным нагрузкам, формирования активной внутренней установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие.

Специфичность спортивной мотивации обусловлена своеобразием спортивной деятельности. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка/подростка далеко поставленной цели, мотивированность на конкретном этапе подготовки, которая актуализируется посредством осознания задач подготовки и самооценки своего состояния.

Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы [3].

Так Е.П.Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т.е. спорта) могут быть:

  • стремление к самосовершенствованию;
  • стремление к самовыражению и самоутверждению;
  • социальные установки;
  • удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями.
Ю.Ю.Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной "коллективистами", доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе - "индивидуалистов" - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые, наоборот, - в личных соревнованиях [3]. Следует отметить, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов.

Итак, если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели - насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели - это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.

Таким образом, одним из ведущих психических критериев при выборе вида спорта детьми школьного возраста являются мотивы.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный, смысл. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами придают различное значение своим занятиям, поэтому и оценка их поведения должна быть различной. Необходимо учитывать, что мотивы спортсменов весьма динамичны по своему содержанию. В процессе спортивного совершенствования они изменяются, преобразуются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценки собственных действий и поступков, а главное - целенаправленной воспитательной работы [4].

Без знания особенностей потребностно-мотивационной сферы юного спортсмена, трудно «подводить» его к соревнованиям, формировать устойчивую, «результативную» мотивацию достижения успеха. Тренер, вооруженный информацией о личной мотивации своего подопечного, выступает как тонкий творец и истинный создатель его спортивного результата.

Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие современной материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, доступный спортивный инвентарь, соответствующая реклама, спортивные телевизионные каналы и каналы, пропагандирующие здоровый образ жизни, - всё это создает у молодого человека положительный фон для формирования стойкого интереса и потребности к занятию спортом и, как следствие, к здоровому образу жизни.

Список используемой литературы

  1. Волков, А.М. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ: монография / А.М.Волков, Ю.В.Микадзе, Г.Н.Солнцева.− М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  2. Мельников М.В. Психология: учебник для институтов физической культуры/ М.В. Мельников. - М.: "Физкультура и спорт", 1987.
  3. Р.С.Уэйнберг Спортивная психология: учебник для вузов / Р.С.Уэйнберг, Д.Гоулд. - М.: Физкультура и спорт, 2005.
  4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Е.П.Ильин - М.: Просвещение, 1987.