Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (70 МБ)


План-конспект урока

Цели урока: сформировать понятия о психических процессах человека, необходимых человеку для профессионального самоопределения.

Задачи урока:

  • Познакомится с психическими процессами человека.
  • Определить важные психические процессы в профессиональном самоопределении.
  • Повысить профессиональную грамотность.

Тип урока: Комбинированный урок.

Планируемые результаты:

  • Предметные - учащиеся будут знать о возможных ошибках и затруднениях при выборе профессии;
    Психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;
  • Личностные - Научатся соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии (самоопределение).

Методы обучения:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический.

Учебно-методический комплекс:

  • Листы для ответа.
  • Учебная программа.
  • Презентация.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Актуализация ЗУН

3. Вступительное слово учителя

Человек погружен в мир, и сам является частью мира. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.

Предлагаю начать урок с очень интересной игры «Волшебный мешочек»? (Ощущения) (используется мешочек с фигурками для развития мелкой моторики рук и чувствительности пальцев)
1. Найди, пожалуйста, шар?
2. Найди, пожалуйста, куб и т.д.?

Следующее не менее интересное задание, на слайде представлена картина «Семья генерала» мексиканского художника Октавио Окампо, вам необходимо найти на этой картине как можно больше лиц, на выполнение 1 минута, время пошло. (Внимание, восприятие)

Опрос учеников, о количестве найденных ими лиц.

Какие качества вам помогали выполнять задания?

Итак, выполнив задания, кто-то может сказать с чем будет связана наша сегодняшняя тема?

Тема урока: «Психические процессы, важные для профессионального самоопределения».

4. Целевые установки на занятие

Давайте сформулируем задачи нашего урока….

Первоначальная картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических процессов.

К ним относятся:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • представление,
  • воображение,
  • память,
  • внимание,
  • мышление.

5. Формирование новых ЗУН

Все эти процессы помогают нам намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, предвидеть результаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполнения.

Рассмотрим с вами каждый из психических процессов по очереди, для этого мы сейчас разделимся на небольшие группы, для дальнейшей работы.

Сейчас вы из волшебной коробки вытяните карточку с цветом и займете места согласно цвету карточки.

Перед вами на столах лежат листочки, чистый белый, для каждого члена группы свой и также есть лист под названием «карточка согласий» и карточки с вопросами.

Каждый ученик на индивидуальном листочке записывает свои личные идеи по поводу заданных вопросов, которые написаны у вас на цветных карточках. Далее ребята по очереди обмениваются своими идеями, когда они приходят к единому мнению, то один из учеников записывает общие идеи в «Карту согласий». Когда ребята будут готовы поднимают карточку с облачком вверх. На индивидуальную работу у вас минута времени и еще минута на обсуждение и записывание идей в карту согласий.

Вопросы для групп продублированы на слайде, если у вас возникли вопросы поднимите руку и спросите.

Тема команды по зеленым цветом:

1. Что такое ощущение и восприятие?

2. Для каких профессий данные психические процессы должны быть наиболее развиты?

Темы команды под оранжевым цветом:

1. Что такое память и мышление?

2. Для каких профессий данные психические процессы должны быть наиболее развиты?

Тема команды под синим цветом:

1. Что такое внимание?

2. Для каких профессий данные психические процессы должны быть наиболее развиты?

Тема команды под красным цветом:

1. Что такое представление и воображение?

2. Для каких профессий данные психические процессы должны быть наиболее развиты?

Для ответа приглашается команда, которая первая подняла облачко (подняли руки), сообщив о совей готовности отвечать. Ученики обосновывают и защищают свои идеи.

После ответа команды, рассматриваем психические процессы более подробно и развернуто. Рассмотрение и обсуждение материала происходит в зависимости от очередности ответа команд.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

Рассмотри виды ощущений и их характер:

  • Зрительные - цвет, величина, расположение в пространстве;
  • Слуховые - речь, звук;
  • Обонятельные - запахи;
  • Вкусовые - сладкое, горькое, кислое;
  • Кожные - прикосновение, температура, боль;
  • Кинетические - координация и контроль движения;
  • Статистическое - положения тела в пространстве.
  • Органические - общее самочувствие, чувство голода, жажды, внутренне ощущение боли или дискомфорта.

Ощущения в свою очередь являются частью более сложного психического процесса - восприятия.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Кроме того, восприятие зависит в большей степени от опыта.

Восприятие - более сложный процесс, чем ощущение.

Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.

На слайде представлены виды восприятий:

  • зрительное (рассматривать),
  • слуховое (слушать),
  • осязательное (ощупывать),
  • вкусовое (пробовать на вкус),
  • обонятельное (чувствовать запах).

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль. Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение - профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера.

Для летных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы).

Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям.

Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.

Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Память - способность к закреплению сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта.

Виды памяти:

  • произвольная (есть цель запомнить, есть волевое усилие. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.)
  • непроизвольная (т.е. автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.)
  • кратковременная (быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок (мама попросила сегодня купить сахар, завтра это помнить уже не надо).
  • оперативная (хранение информации на определённый срок).
  • долговременная (информация запоминается надолго. Вы помните свой день рождения? А мамы? Время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов. ВОВ - ежегодно 9 мая отмечаем День победы.)

Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности

Вид памяти

В каких профессиях необходим

Произвольная

Во всех

Непроизвольная

Во всех

Кратковременная

Кассир, стенографист, оператор, диспетчер

Оперативная

Следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта

Долговременная

Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат

Тактильная (осязательная)

Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор

Слуховая

Музыкант, чтец

Зрительная

Лётчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф

Эмоциональная

Артист, писатель, композитор

Двигательная

Спортсмен, токарь, летчик, водитель

Словесная

Преподаватель, филолог, инженер, переводчик

Образная

Художник, архитектор, реставратор

Мышление - социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Виды мышления:

  • Наглядно-образное - человек легко представляет себе образ объекта, предмета или явления своих мыслей (изобретатель, художник, дизайнер, поэт, писатель, артист, режиссер).
  • Наглядно-действенное - человеку легче думать, видя объект своего мышления, за мыслью следует конкретное действие, на базе которого возникает следующая мысль (танцор, спортсмен, водитель).
  • Словесно-абстрактное - обладают многие люди науки, усваивают информацию с помощью математических кодов, формул, операций, т.е. с помощью того, что невозможно потрогать (физики-теоретики, математики, экономисты, программисты).
  • Логическое - это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода (преподаватель, переводчик, журналист, писатель).
  • Внимание - направленность и сосредоточение на определенном объекте.

Существует несколько видов внимания:

  • Непроизвольное:
    • Наиболее простое, генетически исходное;
    • Присуще человеку и животному.
  • Произвольное:
    • Более сложное, активное;
    • Присуще только человеку, проявляется в форме волевого усилия.
  • Послепроизвольное:
    • Возникает на основе увлеченности, интерес к делу так велик, что волевое усилие отсутствует.

Внимание характеризуется следующими качествами:

КАЧЕСТВА ВНИМАНИЯ

ПРОФЕССИИ

ОБЪЕМ
(количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно)

Диктор;
Бухгалтер;
Экономист;
Оператор и др.

КОНЦЕНТРАЦИЯ
(степень сосредоточенности на объекте)

Микробиолог;
Хирург;
Скульптор;
Токарь и др.

УСТОЙЧИВОСТЬ
(длительное сосредоточение внимания на объекте)

Чертежник;
Швея;
Художник;
Фрезеровщик;
Конструктор и др.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
(намеренный перенос внимания с одного объекта на другой)

Воспитатель;
Следователь;
Продавец;
Учитель и др.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
(возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов)

Оператор;
Водитель;
Педагог и др.

Представление - наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении.

Виды представлений:

  • временные (зима - снег, Новый год, снежки.) - это представления о последовательности смены явлений и состояний материи.
  • пространственные - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
  • визуальные - другими словами, это образ данных, который мы представляем.
  • абстрактное - это образ какого-либо знания, смоделированного нашим мозгом в пространстве. Например: математические уравнения, перенесённые в геометрию.

Воображение - психический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений. Другими словами - это фантазия. Воображение присуще только человеку. В природе есть прекрасные ткачи (пауки) и архитекторы (пчелы), но только человек способен вначале построить мысленный проект.

Так, воображение - важнейшая составная часть профессиональной деятельности: Художника, модельера, декоратора, флориста, дизайнера, писателя.

6. Подведение итогов, оценки

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Что было самым интересным?
  • Чему научились новому?

Сегодня, ребята, мы с вами узнали, что такое психические процессы и для каких профессий, какие должны быть развиты наиболее лучше. Данные знания пригодятся вам в момент определения своего профессионального будущего.

Выставление оценок в журнал за работу.