Консультация для педагогов по развитию когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Разделы: Коррекционная педагогика


Коррекция речевого развития детей, формирование когнитивных процессов у детей средствами игровой мотивации (рис. 1).

Рис.1

Дошкольное детство - уникальный период в психическом развитии ребёнка. Именно он обеспечивает общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности (рис. 2).

Рис.2

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой - в течение последних двадцати лет количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По результатам проведенного международного исследования PISA Россия заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников. По данным разных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% обучающихся начальных классов общеобразовательной школы. У детей данной группы, помимо речевой патологии, в той или иной мере присутствуют недостатки развития когнитивной деятельности, основу которой составляют когнитивные процессы (рис. 3).

Рис.3

Это - ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь (Рис 4).

Рис. 4

Существует ряд определений когнитивных процессов. Рассмотрим наиболее распространенные из них. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Память - отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании. Мышление - высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов. Воображение - отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Речь - процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.

Существует прямая зависимость уровня недоразвития речи и уровня развития когнитивных функций, т.е. чем грубее нарушена речь, тем ниже показатели интеллектуального развития. Соответственно, эти два процесса связаны между собой теснейшим образом, и влияют друг на друга. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у детей данной категории отмечаются определенные особенности процесса протекания когнитивных операций.

Выявлено резкое снижение тонуса познавательной активности, низкий уровень концентрации и распределения внимания, слабая продуктивность запоминания. Интеллектуальная готовность к обучению у детей с общим недоразвитием речи значительно ниже, чем у детей, чья речь соответствует возрастным нормам. Перечисленные особенности, несомненно, ведут к стойкой неуспеваемости. Если такому ребенку не будет своевременно оказана специализированная помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой и как следствие - школьной программой в целом (Рис 5).

Рис.5

Работая с дошкольниками, мы опираемся на возрастные особенности детей. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно поэтому, один из основных методов нашей работы - игровой. Большинство игр можно разделить по формам, методам и целям (рис.6).

Рис.6

Нас интересуют игры на развитие речи (фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи), и игры на развитие других когнитивных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления). Работая над развитием речи, мы не должны забывать о развитии когнитивных процессов, работая над развитием когнитивных процессов, мы должны помнить, что в нашей работе первично развитие речи. На наш взгляд, успешное решение задач коррекционных мероприятий в отношении детей с речевыми проблемами - это развитие всех когнитивных процессов при совместной деятельности всех специалистов коррекционно -образовательного учреждения.

Познание, особенно в младшем дошкольном возрасте, как известно, начинается с восприятия, и для его развития ребенку важно приобрести сенсорный опыт и овладеть наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств. Сенсорное воспитание младших дошкольников должно быть направлено на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Также необходимо в младшем дошкольном возрасте заниматься коррекцией двигательной сферы у детей с недоразвитием речи, так как они испытывают большие трудности при выполнении заданий по словесной инструкции: нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.

Нормализация речи в сочетании с коррекцией двигательной сферы, совершенствованием сенсорных процессов детей, активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы в дошкольном возрасте позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.

Презентация