Методические рекомендации «Развитие читательской грамотности учащихся седьмого класса на уроках и во внеурочной деятельности»

Разделы: Русский язык

Класс: 7


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Именно читательская грамотность признана центральным показателем успешности системы образования, потому что умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на судьбы страны.

Актуальность формирования читательской грамотности обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, международных исследований качества образования. Данные, полученные в рамках исследований оценки читательской грамотности, показывают, что учащиеся основной школы имеют трудности в овладении этим умением. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Основой работы с информацией и показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Данная методика, применяемая на уроках и во внеурочной деятельности, помогает уч-ся освоить базовые понятия по теории текста, связанные с чтением как универсальным видом деятельности, отработать виды чтения (просмотровое, поисковое, ознакомительное, углубленное). Методические приёмы смыслового анализа и интерпретации текстов разных жанров и стилей, использованные в работе с учащимися, способствуют формированию навыка поиска, извлечения, понимания и рефлексивной оценке прочитанного. Учащиеся научатся формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, объяснять порядок его частей, сопоставлять и объяснять основные текстовые и вне текстовые компоненты в несплошных текстах, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы, прогнозировать содержание текста, находить скрытую информацию, использовать словари.

Предлагаемая методика может стать основой для проведения занятий по разным предметам школьного цикла, так как чтение - это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Формирование и развитие основ читательской компетенции способствует достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация данной методики может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Функциональная грамотность учащихся является элементом общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля.

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Большую роль в формировании читательской грамотности учащихся играют уроки русского языка и литературы. Данные предметы дают большие возможности для отработки навыка смыслового чтения, так как на уроках русского языка и литературы учащиеся постоянно работают со словом, предложением, текстом, учатся составлять планы, конспекты, отзывы и рецензии, аргументируют высказывания. На уроках русского языка и литературы используется вся совокупность работы с текстом: чтение, выявление восприятия с помощью вопросов, анализ, истолкование.

На уроках русского языка в седьмом классе реализуется интегрированное обучение языку и речи, привлекается для обучения большой объём текстов культурологического характера, способствующие формированию лингвистической, коммуникативной и читательской компетенций. Навык смыслового чтения формируется в ходе комплексного анализа текстов, представленных в учебнике русского языка. В работе с упражнениями рекомендую систематически использовать ряд вопросов, ответить на которые возможно после внимательного, осмысленного чтения. Развитию читательской грамотности способствуют задания, предполагающие обращение к литературным произведениям, словарям, интернет-источникам, учебникам других дисциплин и поиск в них нужной информации. Например, после прочтения текста о М.В.Ломоносове ученикам можно предложить рассказать о значении его открытий, объяснить смысл высказывания А.С.Пушкина о Ломоносове, составить план доклада о его научной деятельности, включив информацию из учебников истории, литературы, естественных наук, из интернета. Затем выступить перед классом с сообщением по своему плану. Доклады готовятся как индивидуально, так и в группах. В ходе подготовки этого задания ученики применяют способы информационной переработки текста, представляют сообщение на заданную тему в виде презентации.

В курсе русского языка седьмого класса большое место отведено урокам развития устной и письменной речи учащихся. На данных уроках рекомендую развивать у учащихся навык публичных выступлений на общественно-значимые проблемы. Этот вид деятельности включает важные составляющие читательской грамотности: чтение, письмо, говорение и слушание. Для того чтобы подготовить выступление, ученикам необходимо изучить дополнительный материал, выбрать важную для указанной проблемы информацию, составить тезисы текста. Выступление учащегося должно быть логичным и последовательным. Ученикам - слушателям, рекомендую отметить важные тезисы в информации выступающего, задать вопросы. Эта форма работы способствует формированию читательской грамотности - универсальной компетенции, повышающей качество освоения не только русского языка, но и других предметов школьной программы.

Большое место в обучении смысловому чтению, поиску и извлечению информации из текста способствуют сочинения разных жанров и функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт, на произведения искусства. Рекомендую на уроках для формирования читательской грамотности использовать сжатые и подробные изложения, дополненные своими суждениями. В ходе этой работы ученики проводят смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определяют количество микротем и абзацев, выделяют главную и второстепенную информацию, составляют план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения его содержания в устной и письменной форме.

На уроках рекомендую использовать раздаточный материал, целью которого является отработка навыка интегрировать и интерпретировать информацию текста. Ученики, работая с текстом, анализируют его смысловую структуру, определяют тему, главную мысль, идею, формулируют выводы на основе его отдельных частей, разбираются в значении непонятных слов на основе контекста

На уроках литературы читательская грамотность формируется через информационные тексты, отражающие факты биографии писателей, статьи по теории литературы, публицистические тексты - критические статьи, художественные тексты. Учащимся предлагается проанализировать сюжет произведения, выявить авторскую позицию, описать чувства, мотивы и характеры героев, выявить авторские приёмы, высказать и обосновать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте, выявить связь между прочитанным и современной реальностью. У школьников развивается способность связывать сообщение текста с собственным мнением, способность осмыслить и оценить форму текста с убеждениями и опытом.

Уровень читательской грамотности учащихся во многом зависит от разнообразия методов, приёмов и форм, применяемых учителем на уроках в процессе работы с текстами. Наиболее результативными считаю следующие методические приёмы:

  • проблемного изложения: предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • частично-поисковый (эвристический): объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, викторин, деловых и ролевых игр, соревнований.
  • исследовательский: перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Важнейшими технологиями, позволяющими повысить учебную мотивацию школьников, являются технология развития критического мышления через чтение и письмо и технология продуктивного чтения, состоящая из начального, основного и заключительного этапов:

Начальный этап - определение цели чтения, прогнозирование содержания текста по заголовку, объяснение смысла эпиграфа (если есть). Примерные варианты заданий:

  • прочитайте фрагмент из … .
  • о чём рассказал автор?
  • с какой целью?
  • перед вами фрагмент из … .
  • как вы думаете, о чем идет речь в этой книге?
  • бегло прочитайте текст и объясните его название,
  • бегло прочитайте текст и сформулируйте его тему,
  • прочитайте введение и заключение текста. Как вы думаете, какая проблема поднимается в этом тексте?
  • прочитайте и сопоставьте два текста. Одна и та же или разные проблемы обсуждаются в них?
  • прочитайте фрагмент учебника и докажите его принадлежность к учебно-научному стилю.

Основной этап - чтение по частям либо чтение всего текста. На этом этапе работы производится соотношение читаемого с готовым планом, осуществляется проверка правильности ранее сделанных в ходе чтения прогнозов, определяются жанр, стиль и тип речи, формулируется ключевая информация каждого абзаца.

Примерные варианты заданий:

  • опираясь на контекст, объясните значение слова … .
  • одинаково или по-разному оценивают проблему авторы текстов?
  • к какому типу речи следует отнести этот текст? Свое мнение обоснуйте.
  • как вы думаете, какую функцию выполняет заголовок?

Заключительный этап - формулировка вопросов, ответы на которые есть в тексте, составление плана, выбор слов, предложений, в которых заключается главная мысль, объяснение своими словами главной мысли текста, осмысление взаимосвязи между текстом и эпиграфом, анализ изобразительных средств языка, объяснение взаимосвязи жанра, идеи произведения и языковых средств, написание аннотаций к произведению, составление тезисов, написание изложения, написание сочинения с использованием информации текста, диалог-обсуждение текста.

Примерные варианты заданий:

  • что привлекло внимание писателя в речи персонажа? Почему?
  • проанализируйте внутренний монолог героя с точки зрения культуры речи. Сделайте
  • выводы.
  • измените текст так, чтобы он соответствовал требованиям культуры речи.
  • сформулируйте тезисы, выражающие идею каждого из текстов, и запишите эти тезисы в
  • тетрадь.
  • опираясь на информацию прочитанных текстов, а также на собственный речевой опыт,
  • выразите свое отношение к проблеме.
  • если вы согласны с точкой зрения автора, то приведите аргументы, подтверждающие ее, и напишите основную часть текста.
  • напишите сжатое изложение текста и выразите свое отношение к одной из поднятых в нем проблем.

В процессе урока важно активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учить самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения. Рекомендую в работе с учащимися использовать моделирование - метод познания информации через модели, введение условных обозначений, а также составление схем, планов способствует формированию навыка смыслового чтения и интерпретации прочитанного.

В работе по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы рекомендую применять проектные технологии. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

В рамках работы по формированию читательской грамотности актуальна информационно-коммуникативная технология, работа с разными источниками информации. Важным преимуществом технологии является наглядность. Известно, что значительная доля информации усваивается школьниками с помощью зрительной памяти, поэтому воздействие на неё очень важно в обучении. На уроках рекомендую использовать мультимедийные презентации, при этом необходимо помнить, что задача презентации - выделить основные моменты темы.

Сочетание рассмотренных форм, методов и приёмов работы с текстом помогают реализовать коммуникативно-деятельностный подход, позволяющий эффективно построить работу по формированию читательских умений на уроке.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение учащихся смысловому чтению необходимо осуществлять как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Для уч-ся 7 класса был разработан курс внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом». Курс рассчитан на 17 часов, занятия проводятся один раз в неделю в течение первого полугодия. Реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.

Занятия курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» отличаются практической направленностью. Теоретические сведения даются дозированно и постигаются через практическую деятельность.

Занятия должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии критического мышления через чтение, технологии проблемного и развивающего обучения. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Для организации деятельности учащихся используются индивидуальные и коллективные формы. Учащиеся могут работать в группах, в парах.

Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения представляются в устной и письменной форме. Письменное предъявление задания представляет собой раздаточный материал, содержащий текст, сплошной или несплошной, и вопросы в тестовой форме, предполагающие поиск и выделение информации, интерпретацию и оценку.

Первое занятие «Могу ли я читать?» является вводным. На нем проводится мониторинг качества чтения, выявляются трудности, с которыми связан процесс чтения. Ученикам необходимо объяснить, что перед началом работы с текстом определяется цель чтения книги, статьи, параграфа учебника. На основе индивидуальных текстов ребята определяют цель чтения в форме вопросов, затем осуществляется чтение и анализ текста. В конце занятия ученикам предлагается продолжить предложение «Умение читать - это…»

На библиотечном уроке «Удивительный мир книг» ребята выбирают книги на основе просмотра, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Проводится беседа с учащимися: зачем читать? что читать? как читать? Библиотекарь знакомит с информационными ресурсами и навыками эффективного поиска. Рассматриваются особенности ознакомительного чтения. Проводится практикум, способствующий освоению приёмов просмотрового чтения незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения с целью обнаружить нужную информацию.

На занятии «Виды чтения. Просмотровое чтение» ученики знакомятся с определением просмотрового чтения и отрабатывают навык этого вида деятельности. Анализируют заголовок, прогнозируют тему, просматривают рисунки и выделения в тексте, читают бегло текст, знакомятся с оглавлением. Ученики мысленно фиксируют те места, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопросы. Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца. Выделяют важную информацию, определяют главное место в процессе чтения текста, используют графические знаки: ? - мне непонятно или ! - это интересно.

На занятии «Изучающее чтение» формируются навыки выделения смысловых частей читаемого текста, прогнозирования содержания и смысла последующих частей текста. Опираясь на прочитанное, учащиеся выделяют ключевые слова, выявляют детали, а также подтекстовую информацию, содержащуюся в тексте, определяют принадлежность текста к конкретному функциональному стилю, составляют вопросы проблемного характера. На заключительном этапе составляют комментарии.

Занятие «Тема текста» посвящено повторению признаков текста, определению широких и узких тем, ведущих тем и подтем. Учащиеся выделяют микротемы каждого абзаца, формулируют их в виде фразы и вопроса. Анализируют тексты, находят в них признаки текста, определяют, о чём текст.

Занятие «Роль заголовка» посвящено отработке навыка понимания роли заглавия в тексте. Проводится игра «О чём сообщает заглавие?». Учащиеся составляют план текста, сопоставляют прогноз с содержанием текста (может быть предложен параграф из какого-либо учебника).

На занятии «Роль эпиграфа» формируется умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, осознавать роль эпиграфа, подбирать эпиграфы к тестам на основе пословиц, проводится игра на соотнесение эпиграфов с текстами.

На уроке «Великие помощники-словари» проводится презентация различных видов словарей (после предварительной домашней подготовки ученики представляют словари). Проводится игра «Знаю ли я словарь?» Ребята отрабатывают навык работы с различными словарями, составляют словарные статьи.

На занятии «Главная мысль текста» рассматриваются виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная, тезисная и доказательная. Отрабатывается навык осуществления поиска нужной информации, применяются технологии поискового чтения. Формулируются разные способы основной мысли.

Изучение темы «Аналитическое чтение» включает отбор важных и второстепенных фактов, ответы на вопросы и постановку вопросов, сжатие информации, выделение основной и второстепенной мысли, формулирование микротем, оценку прочитанного, построение различных видов пересказа, выражение собственного мнения в различных жанрах.

Наибольшее затруднение у учащихся вызывает работа с не сплошными текстами, поэтому на изучение этой темы можно отвести два занятия: «Что такое несплошной текст?» и «Трудности не сплошного текста». На первом занятии ребята знакомятся с видами не сплошных текстов, учатся воспринимать текст и интерпретировать его информацию. На втором занятии проводится тренинг «Учимся читать таблицы, схемы, диаграммы» (с использованием учебников по разным предметам».

Тема «Художественное чтение» рассматривается на отрывках из произведений художественной литературы. Анализируются особенности эмоционального чтения, отмечается особая роль воображения при создании словесного портрета героя, объясняется значение деталей. Учащиеся выполняют творческое задание «Остановись и продолжи» (сочиняют продолжение прерванного текста).

Очень важным для понимания информации текста является определение его идеи. На занятии рассматривается определение идеи текста, выявляются отличия идеи от темы. На основе предложенных текстов (можно использовать тексты для подготовки к ВПР по русскому языку) определяются тема и идея текстов различных типов и стилей.

Занятие «Читаю, понимаю, анализирую» посвящено отработке умения истолковывать прочитанное и формулировать собственную позицию. В ходе чтения определяется основная мысль, выявляются скрытые вопросы в тексте. Необходимо объяснить ученикам, что в тексте может быть воплощена не одна мысль, а совокупность мыслей. Ученики отрабатывают навык составления развёрнутого цитатного плана.

В процессе изучения курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» рекомендую провести не менее двух мониторинговых занятий «Комплексный анализ текста». Можно использовать тестовую работу, проверяющую умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, затем провести совместную проверку результатов, сделать анализ на основе допущенных ошибок. Диагностическая работа может быть построена на основе электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности fg.resh.edu.ru

На последнем занятии курса внеурочной деятельности необходимо подвести итоги работы по формированию читательской компетенции, обобщить теоретический материал, составить рекомендации, помогающие организовать процесс чтения. Учащимся можно предложить составить памятки «Учись читать», «Внимательному читателю» и др.

В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» были выявлены наиболее трудные моменты в работе с текстовой информацией:

  • актуализация умений, связанных с поиском и извлечением информации из текста;
  • вычленение двух и более информационных единиц;
  • выделение информации, не относящейся к вопросу;
  • проведение точного отбора информации из одного тематического отрывка;
  • осмысление графической информации;
  • перевод текстовой информации в графическую форму.

При осуществлении процесса по формированию навыков смыслового чтения необходимо тщательно отбирать тексты:

  • выбирайте тексты, посвящённые стране и населению изучаемого языка;
  • избегайте текстов, требующих специфических (внеязыковых) знаний;
  • подбирайте тексты, по которым можно задать много вопросов;
  • не берите тексты, способные вызвать негативное воздействие на учащихся (например, смерть, развод, несчастные случаи;
  • текст не должен содержать просторечные, нецензурные выражения;
  • сложность, тема, стиль, синтаксис и лексика текста должны соответствовать уровню учеников;
  • построение текста должно быть логичным, представлять собой единое целое с чётким началом и концом;
  • иллюстрации к тексту, если они есть, должны поддерживать понимание текста, а не сбивать читателя с толку.

Текст должен быть адаптирован для учащихся в соответствии с их возрастными возможностями. В связи с этим учитель может упрощать, сокращать абзацы или предложения, добавлять введение и т.д.

При выборе текста стоит учитывать область его применения, внешние характеристики: способ представления (печатный или электронный), вид (сплошной или с иллюстрациями) и тип речи.

Чтобы работа по формированию читательской компетенции была более результативной, задания должны быть разделены по уровню сложности, представлены базовый или повышенный уровень, в зависимости от способностей учеников, соотнесены с количеством баллов.

Задания, формирующие навык смыслового чтения, базового уровня:

  • нахождение и выделение конкретной информации - формулирование вывода на основе прочитанного текста;
  • определение речевой ситуации, в которой создан текст;
  • установление принадлежности текста к стилю речи;
  • определение типа текста (описание, повествование, рассуждение);
  • определение типа книги, из которой взят текст;
  • установление причинно-следственных связей:
  • определение основной мысли текста, цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею.

При оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера за правильный ответ выставляется один балл.

Задания, формирующие навык смыслового чтения, повышенного уровня:

  • построение связного письменного высказывания, выражающего личное мнение учащегося на основе информации, содержащейся в тексте;
  • обобщение и систематизация информации, представленной в тексте, в форме краткого письменного ответа;
  • интерпретация информации текста, передача её в форме таблицы, схемы;
  • составление различных планов текста, краткого и развёрнутого;
  • объяснение лексического значения слов по контексту;
  • нахождение средств языковой выразительности, определение их роли.

Задания, предлагаемые в процессе занятий, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Основополагающим является формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

При оценивании краткого связного ответа, устного или письменного, можно использовать критериальный подход, при котором баллы выставляются в зависимости от правильности и полноты представленного ответа (полный ответ, частично правильный ответ и неверный ответ).

Рекомендуемые критерии оценивания развёрнутого ответа:

  • высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст - 3 б;
  • высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без опоры на текст - 2 б;
  • личное мнение сформулировано отдельными словами - 1 б;
  • ответ не имеет прямого отношения к информации текста, личное мнение не подтверждено - 0 б.

В работе по формированию читательской грамотности необходимо учитывать уровни читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований PISA.

Внеурочная деятельность по формированию читательской грамотности может осуществляться как на кружке, так и на индивидуально-групповых занятиях. Со слабыми учащимися можно организовать проведение занятий поддерживающего чтения, организовать работу литературных гостиных и др. К работе с учащимися обязательно необходимо подключать библиотекаря, также должна быть налажена связь учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и т.п.

С высокомотивированными учащимися рекомендую проводить индивидуально - групповые занятия, способствующие развитию умений осознанного чтения и анализа произведений художественной литературы с опорой на литературоведческие термины и факты из истории литературы, совершенствующие умения интерпретировать текст, создавать собственный в письменной или словесной форме, находить изобразительно-выразительные средства, выявлять их значение в решении идейной задачи и замысле писателя.

Таким образом, курсы внеурочной деятельности и индивидуально-групповые занятия играют особую роль в формировании навыка осмысленного чтения текста, позволяют раскрыть его лексические, грамматические и синтаксические особенности, повышают уровень читательской грамотности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическая работа по формированию читательской грамотности в основной школе помогает учащимся в дальнейшем успешно справиться с итоговой аттестацией. На ОГЭ и ЕГЭ нужно применять разные виды чтения (просмотровое, выборочное, поисковое) и уметь анализировать текст (толковать, обобщать, выявлять ключевые слова и темы, вычленять проблемы, определять авторскую позицию, обосновывать собственное мнение, оформлять выводы).

Использование приёмов и методов развития читательской грамотности у учащихся позволяют школьникам справиться с заданиями итогового собеседования по русскому языку. Ведь в процессе подготовки особое внимание уделяется работе с текстом, стратегиям чтения, при смысловом анализе информации выполняются задания, формирующие читательские (коммуникативные) умения. Успешные результаты собеседования свидетельствуют о том, что у школьников сформированы следующие умения: чтение текста в соответствии с интонационным, пунктуационным оформлением и коммуникативной задачей, составление монологического высказывания по выбранной теме, ведение диалога с учителем-собеседником, выбор оптимального для коммуникативной задачи темпа чтения, отбор речевых средств в соответствии с речевой ситуацией, умение применять различные способы цитирования.

Функциональное чтение является важнейшим условием при подготовке и написании итогового сочинения (изложения). Учащимся необходимо написать рассуждение с опорой на жизненный и читательский опыт. Благодаря навыку смыслового чтения, сформированному в основной школе, ученики верно понимают и раскрывают тему сочинения, привлекают аргументы из художественных произведений и комментируют их, производят смысловой анализ текста, обращаются к сюжетным линиям, к характерам героев, приводят в пример тексты с такой же тематикой и проблематикой.

В заключение хочу отметить, что эффективность работы по формированию читательской грамотности прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Именно поэтому в работе с учащимися важно использовать разнообразные формы и методы, способствующие раскрытию потенциала каждого ребёнка. Занятия должны быть разнообразными, интересными, иногда весёлыми, но всегда содержательными, развивающими навыки смыслового чтения. Тогда с уверенностью можно будет сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г.Песталоцци).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учащихся

  1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 7 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Литература для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования www.fgosreestr.ru.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: - Логос, 2003.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Гостева Ю.Н, Кузнецова М.И, Рябинина Л.А, Сидорова Г.А, Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности//Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 №4
  7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. - М.: Просвещение, 2013.
  8. Невшупа И.Н, Николаевская Е.Л., Чухланцева А.И. Реализация курса «Читаем, решаем, живём. Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом»» 5-6 класс»: /- Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022.
  9. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». - Москва, 2021г
  10. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. - М.: Форум, 2015.
  11. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности: Материалы к обсуждению. М.: РАО, 2010
  12. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
  3. Библиотека http://lib.ru
  4. Википедия https://ru.wikipedia.org
  5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru
  6. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности fg.resh.edu.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Рабочая программа по русскому языку 6-9 классы на 2022-2023 учебный год. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
    Утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ №10 имени С.И.Холодова протокол от 31.08.2022 г. №1
  2. Рабочая программа по литературе 6-9 классы на 2022-2023 учебный год. Предметная линия учебников Г.С.Меркина, С.А.Зинина. Утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ №10 имени С.И.Холодова протокол от 31.08.2022 г. №1.
  3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 7 классе на 2022-2023 учебный год «Учимся работать с текстом». Утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ №10 имени С.И. Холодова протокол от 31.08.2022 г. №1.