Развитие восприятия у детей 6–7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ЗПР


На современном этапе в системе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) развитие зрительного восприятия у детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности рассматривается как один из компонентов системы формирования изобразительного творчества у детей с ЗПР и включается во все звенья педагогического процесса.

Изобразительное творчество занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста, т.к. в процессе изобразительной деятельности воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства.

Восприятие - это психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдения [2, С.38]. Именно данный познавательный психический процесс лежит в основе мышления и памяти.

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста играет огромную роль в психическом развитии ребёнка, в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз [3,С.47].

Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущение по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференицированнее они отражают раздражителей.

Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность зрительно - моторных координаций, навыки зрительного обследования аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объём, константность восприятия.

Формирование предметности восприятия осуществляется в процессе предметно-практической деятельности ребёнка. Когда ребёнок ощупывает рукой и осматривает объект, совершая при этом движения глаз, происходит формирование предметности восприятия на основе тактильно-моторного и зрительного взаимодействия.

Итак, восприятие - ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, который выполняет объединяющую функцию:

  • во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
  • во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке получению информации;
  • в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов информирует целостную картину мира [1, С.28].

Исследования показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. При правильном руководстве изобразительной деятельностью она может быть одним из средств личностного развития детей, т.к. в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразие материала и приёмов работы с ними.

Таким образом, связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путём последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она даётся объёмной. В аппликации ребёнок знакомится с плоскостной формой круга.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризуется прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.

Согласно Е.А.Стребелевой [4], у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.

В старшем дошкольном возрасте в наименьшей степени нарушенным оказывается наглядно-действенное мышление, наблюдается недостаточность наглядно-образного. Так, на этапе начала систематического обучения эти дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой.

Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости сосредоточиться для поиска решения проблемы, что связано и со слабым развитием у них эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, для детей с задержкой психического развития характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию данной категории дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей. Поскольку в процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развивается наглядно-образное мышление, воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи, воспитание эстетических и моральных чувств.

На констатирующем этапе мы проводили диагностику развития зрительного восприятия, используя пять методик.

  • Задание 1 «Адаптированный вариант методики А.А.Катаевой».
    Цель: Выявление особенности восприятия цвета в процессе выполнения предметных действий, понимания слов-названий сенсорных эталонов цвета и возможности самостоятельного словесного обозначения цвета детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • Задание 2 «Адаптированный вариант рамок и вкладышей М.Монтессори».
    Цель:
    Выявление способности воспринимать форму предметов.
  • Задание 3 «Сенсорные эталоны формы».
    Цель:
    Изучение осведомлённости о сенсорных эталонах формы.
  • Задание 4 «Восприятие формы».
    Цель:
    Диагностика восприятия формы.
  • Задание 5 «Восприятие величины».
    Цель:
    Диагностика восприятия величины.

В ходе проведения исследования развития зрительного восприятия было выявлено: с низким уровнем 30% детей, сосреднем уровнем 70%, с высоким уровнем детей не выявлено.

Данные констатирующего этапа исследования выявили необходимость проведения целенаправленной работы по развитию зрительного восприятия у детей 6-7 лет с ЗПР. Нами было разработана и проведена программа занятий по изобразительной деятельности. Периодичность занятий - 2 занятия в неделю, продолжительность программы - 6 месяцев.

В экспериментальной группе нами были разработаны и проведены занятия по изобразительной деятельности направленные на развитие зрительного восприятия, по темам: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия величины и формы; развитие восприятия формы, величины и цвета. Таким образом, проведённые нами занятия с испытуемыми экспериментальной группы должны способствовать развитию зрительного восприятия.

По окончании формирующей части эксперимента, в ходе проведения контрольного этапа исследования было выявлено, что уровень развития восприятия формы, цвета, величины и уровень развития зрительного восприятия у детей экспериментальной группы значительно повысился. В ходе исследования развития зрительного восприятия было выявлено: с низким уровнем 20% детей, со средним уровнем 80% детей, с высоким уровнем детей не выявлено.

Эти данные доказывают эффективность предложенной нами работы по развитию зрительного восприятия у детей 6-7 лет с ЗПР средствами изобразительной деятельности.

Список литературы

  1. Аксёнова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксёнова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова / Под ред. Н.М.Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 400с.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О.Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. ВЛАДОС, 2006. - 366с.
  3. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. Пособие /Под науч.ред. Л.М.Шипицыной. - СПб.: Речь,2003.-216с.
  4. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др. / Под ред.Е.А.Стребелевой. - М.:Издательский центр «Академия», 2002.- 312с.