Мероприятие гражданско-патриотической направленности в 6-м классе на тему «Прививка от нацизма»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Классный час «Поговорим о главном»

Класс: 6


Цели: расширить представление детей о преступлениях фашизма; предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символов; развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей; способствовать воспитанию гуманизма, Патриотизма, гордости за свою страну и народ.

Форма: дискуссия, интерактивная игра.

Подготовительная работа:

1. Выделить три группы учеников для выполнения «специального секретного задания» - подсчитать, сколько нацистских символов будет замечено:

  • 1 -я группа (3 ученика) - на местности (вокруг школы, во дворе, на улице);
  • 2-я группа (3 ученика) - в одежде учеников школы, подростков на улице;
  • 3-я группа (6 учеников, по 2 из каждого ряда) - в дневниках, тетрадях, учебниках одноклассников.

2. Группа лекторов (6 учеников) готовит информацию о фашизме и нацизме.

Оформление:

  • можно использовать фотографии, иллюстрирующие преступления фашистов;
  • написать на доске: тему и слова для словарной работы:
  • гуманизм;
  • агрессивность;
  • интернационализм;
  • нацизм;
  • нацисты;
  • террор.

План классного часа

I. Вступительная беседа
II. Словарная работа «Непонятные слова».
1. Игра «Найди слово».
III. Информация для размышления.
1. Что такое фашизм и нацизм?
2. Свастика, молнии, череп с костями. Что стоит за нацистскими символами?
3. «Фабрики смерти».
4. Суд истории.
IV. Проблемная ситуация «Фотография на память».
V. Результаты исследования.
VI. Заключительное слово «Сотри свастику!».
VII. Подведение итогов: «Гуманизм плюс интернационализм».

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

ПЕДАГОГ. Я начну сегодняшний классный час с газетных заметок.

Апрель, 2017 г. После весенних каникул педагогический коллектив одной из российских школ пережил настоящий шок, увидев на стене эмблему немецкого нацизма. Учителя обратились в полицию. Следственная группа в этот же день вычислила виновников: ими оказались недавние выпускники школы. Объяснить причину своего поступка они не смогли. Возбуждено уголовное дело по статье «вандализм».

Август, 2021 г. Группа подростков в Рязанской области расписала дома и заборы селян свастикой. Знаки выведены масляной краской, и стереть их сложно. Полиция «художников» поймала. Почти все они неместные, приехали на каникулы к бабушкам. Родителям хулиганов теперь предстоит заплатить штраф и стереть свастику со стен.

Май, 2022 г. Амурская область. Прокуратура Ивановского района наказала 16-летнего парня за экстремизм. Пару месяцев назад в подъезде одного из домов он нарисовал краской на стенах нацистскую свастику. Как поясняет прокуратура Амурской области, российское законодательство запрещает использование в любой форме нацистской символики, поскольку это оскорбляет многонациональный народ России и память жертв Великой Отечественной войны. В отношении молодого человека возбудили два дела об административных правонарушениях: за пропаганду нацистской символики. Кроме этого, парня поставили на учет в КДН. Штраф придется заплатить и матери «художника».

Такие новости в последнее время приходят все чаще, особенно в свете последних событий на Украине, где победил нацистский режим и происходит прославление националиста Бандеры: подростки рисуют свастику, прокуратура возбуждает уголовные дела, родители выплачивают штрафы.

- Как вы думаете, не слишком ли это суровое наказание за детские шалости?

- Приходилось ли вам видеть на улицах такие знаки?

- Как вы думаете, кто и зачем рисует такие символы?

(Дети высказываются.)

Когда спрашивали у этих ребят, зачем они это делают - зачем наносят татуировки с нацистскими знаками, зачем празднуют день Рождения Гитлера, зачем рисуют на стенах и заборах фашистскую свастику, подписывается в соцсетях на сомнительные страницы так называемых «борцов за свободу на Украине», многие отвечали: просто так. Кто-то из них думает, что это круто и модно, кто-то хочет казаться воинственным, агрессивным, кто-то вообще не думает, а просто, как попугай, подражает другим.

Прадеды этих ребят победили фашизм, а они восхищаются Гитлером, подражают эсэсовцам - значит, вирус фашизма не уничтожен, он продолжает заражать сознание нашей молодежи. Замечено, что вирус этот хорошо размножается во тьме невежества. И напротив, свет знаний может стать для него убийственным.

Знания о преступлениях гитлеровцев могут стать прививкой от нацизма.

Сегодняшний классный час мы так и назвали - «Прививка от нацизма».

II. Словарная работа «Непонятные слова»

ПЕДАГОГ. Прежде всего нужно разобраться со смыслом слов, которые мы будем сегодня употреблять. Многие любят разгадывать кроссворды, где нужно угадать слово по его значению. Я вам предлагаю подобную игру.

1.Игра «Найди слово»

Классный руководитель. Посмотрите на доску. Там в столбик записаны слова. Я буду читать толкования слов. Догадайтесь, к какому слову относится данное толкование. (Читает.)

  • Внимание и любовь к человеку, уважение к человеческой личности. (Гуманизм.)
  • Враждебность, стремление к захвату, к завладению. (Агрессивность.)
  • Равенство, солидарность и сотрудничество всех стран и народов. (Интернационализм.)
  • Одно из названий германского фашизма. (Нацизм.)
  • Сторонники нацизма. (Нацисты.)
  • Насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления. (Террор.)

(Дети дают объяснения, учитель уточняет, комментирует, приводит примеры.)

III. Информация для размышления

1. Что такое фашизм и нацизм?

ПЕДАГОГ. Что же такое фашизм? Что такое нацизм? Мы с детства слышим эти слова, активно их употребляем, но не все могут внятно объяснить, что это такое.

Фашизм - это система взглядов, которые исповедовали члены партии Гитлера. Она называлась Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Сторонников этой партии и называли нацистами.

Какие у них были взгляды, принципы и убеждения? В основе гитлеровского нацизма три идеи.

  • Первая - это идея расового превосходства немцев над всеми другими народами. Согласно этой идее есть «высшая раса», вершиной которой являются немцы, а есть «низшие расы», неполноценные народы, недочеловеки, которых необходимо подавлять и истреблять. Гитлер так высказывался о «технике истребления населения» на Востоке: «Наш долг - истребить население... миллионы представителей неполноценной расы, которые плодятся, как паразиты...» Эти слова Гитлера относятся, прежде всего, к русским и ко всем народам России.
  • Второй важной идеей нацизма стало учение о жизненном пространстве. Согласно ему «высшая раса», немцы, должна расселяться и укореняться на самых лучших и богатых землях - имеется в виду Россия. А «низшая раса» - местные жители -должна изгоняться, порабощаться, истребляться, или германизироваться.
  • И третья идея - это идея мирового господства. Гитлер обещал немцам, что установит новый мировой порядок, который будет длиться тысячу лет.

Вот какая программа была у тех, кто пришел с оружием на Русскую землю в 1941 г.: расовое превосходство немцев над народами России, расчистка жизненного пространства для немцев, установление такого порядка на 1000 лет.

2. Свастика, молнии, череп с костями. Что стоит за нацистскими символами?

ПЕДАГОГ. Что стоит за нацистскими символами? Информацию об этом подготовили {имена, фамилии).

Ученик 1. Свастика - это древний языческий символ. Как знак солнца свастика встречалась во всех частях света. Можно найти свастику и на древних славянских орнаментах.

Но в Германии Гитлера свастика стала эмблемой фашистской партии, а позже - главной государственной эмблемой, включенной в герб и флаг. Можно сказать, что свастика - это главный символ гитлеровской Германии.

После разгрома фашизма, с 1945 г., свастика становится символом варварства и человеконенавистничества, эмблемой всех зверств и преступлений нацизма. Все народы мира, все страны отказались от употребления свастики как символа фашизма, несовместимого с идеями гуманизма и интернационализма.

Ученик 2. Еще одна нацистская эмблема - сдвоенные молнии - это эмблема СС, специальных войск, подчиненных лично Гитлеру. А череп с костями - это эмблема дивизии СС «Мертвая голова». В ведении СС находились концентрационные лагеря и лагеря смерти, в которых погибли миллионы людей. Руководители СС были основными организаторами террора и уничтожения людей по расовым признакам, политическим убеждениям и государственной принадлежности. Члены СС причастны к множеству военных преступлений и преступлений против человечности. Нюрнбергский трибунал признал большую группу членов СС преступниками.

3. «Фабрики смерти»

ПЕДАГОГ. Когда ваши бабушки и дедушки были школьниками, им часто показывали документальный фильм «Обыкновенный фашизм». Он был хорошей прививкой от нацизма. Но самой лучшей прививкой были рассказы тех, кто пережил ту войну, кто видел своими глазами зверства фашистов на оккупированной территории, кто прошел ад фашистского плена и концлагерей.

Ученик 3. 27 января 1945 г. был освобожден концлагерь «Освенцим». Его назвали символом жестокости человека XX в. Здесь постоянно дымились трубы 15 крематориев, работали газовые камеры, в которых людей отравляли ядовитым газом «Циклон». За период существования лагеря было уничтожено не менее 4 млн человек. К моменту освобождения в концлагере «Освенцим» осталось всего 3790 узников. Из них русских - 158 человек.

Ученик 4. Лагерь «Освенцим» был превращен позднее в музей, экспонаты производят ужасающее впечатление: комнаты с одеждой, в том числе детской; комнаты с женскими волосами, с детскими игрушками, с драгоценностями обреченных людей, с челюстями с золотыми зубами, с сувенирами, сделанными из человеческих черепов и костей. Здесь же специальные помещения для экспериментов над заключенными. Предпринимались попытки изготовить из человеческого жира мыло, из кожи - вещи. По мнению нацистов, ничего из человеческого материала не должно было пропадать даром.

Ученик 3. Но газовая камера, по мнению фашистов, самый «гуманный» вид смерти. Гораздо страшнее участь тех, на ком нацисты проводили опыты: ампутировали органы, заражали сыпным и брюшным тифом, газовой гангреной, туляремией и другими инфекциями. Главный врач лагеря «Освенцим» Йозеф Менгеле лишил жизни более 10 тыс. человек. Он пытался из кареглазых сделать истинных арийцев, вводя им в глаза голубой краситель, от чего люди слепли и умирали.

В результате развязанной нацистами Второй мировой войны в мире погибло до 70 млн человек.

Ученик 4. На оккупированных территориях сжигались целые деревни вместе с детьми, стариками и женщинами. Только на территории СССР было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 ООО сел и деревень.

IV. Проблемная ситуация «Фотография на память»

ПЕДАГОГ. После войны многим казалось, что с фашизмом покончено раз и навсегда... Но вот опять появилась свастика - уже на улицах российских городов. Среди русских мальчишек объявились поклонники Гитлера. И это в России, которая больше всех стран пострадала от фашизма! А у меня из головы не выходит фотография...

...Октябрь 1941 г. Первые месяцы войны. Фашисты захватили какое-то село в Брянской области. Решили сфотографироваться: офицеры сидят, нижние чины стоят сзади. Все самодовольно улыбаются. Перед ними школьная доска, на которой написано: «Русский должен умереть, чтобы мы жили».

(Учитель задает вопросы.)

- Какие чувства вызывает у вас такая фотография?

- Представьте себе, что это к нам, в современную Россию, приехали нацисты с программой зачистки территории от русских. Как бы вы к ним отнеслись?

- Почему же российские подростки попадаются на удочку нацизма? Для чего они рисуют свастику на стенах?

- Как вы думаете, знают ли эти «юные художники» о преступлениях нацистов? Знают ли, что принесла эта свастика народам России?

(Дети высказываются.)

Эту фотографию фашисты сделали в самом начале войны, чтобы вспоминать со своими близкими легкое и приятное путешествие на Восток в 1941 г. Но сейчас кажется, что фото это сделано на память современным русским ребятам, которые в XXI в. вдруг стали называть себя нацистами и поклонниками Гитлера.

V. Результаты исследования

ПЕДАГОГ. Готовясь мероприятию, три группы ребят получили специальное задание - подсчитать, сколько нацистских символов встретится им на улице, в одежде молодежи, в тетрадях, дневниках и учебниках одноклассников.

Слушаем отчет группы о результатах исследования.

(Выступают представители групп.)

VI. Заключительное слово «Сотри свастику!»

ПЕДАГОГ. В маленьком австрийском городке, где родился Гитлер, теперь нет ни одного нациста. И конечно, там не встретишь свастики.

- Как вы думаете, почему? (Дети высказываются.)

- Чему война научила жителей этого городка? (Нельзя потакать фашистам, нельзя им верить, нельзя допускать их до власти.) (Дети высказываются.)

В России предусмотрена ответственность за демонстрацию нацистских символов. Правда, нарушители отделываются штрафами от 500 до 100 000 рублей. И у нас в России подростки рисуют свастику. Хорошо, что есть люди, которые упорно стирают эти знаки со стен. Их никто не заставляет, просто им перед прадедами своими стыдно...

VII. Подведение итогов: «Гуманизм плюс интернационализм»

ПЕДАГОГ. Приходилось ли вам раньше слышать об ответственности за распространение нацистской символики?

- Что вы будете делать, если увидите, что приятель рисует фашистские знаки?

- Попытаетесь ли вы объяснить ему, что это за символика и как за этот поступок придется отвечать?

- Будете ли вы сами носить нацистские эмблемы?

- Станете стирать эти знаки?

(Дети высказываются.)