Нашествие персидских войск на Элладу

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 5


Технологическая карта изучения темы.

Предмет

История древнего мира

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Смысловое чтение, работа в парах, в группах, проблемный вопрос, эталон.
Метод: объяснительно-иллюстративный
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Тема

Нашествие персидских войск на Элладу

Цель

Исследовать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на примере Фермопильского сражения и Саламинской битвы.

Основные термины, понятия

Стратег, фаланга, марафон, триера.

Планируемый результат

Рассмотреть и исследовать основные сражения во время греко-персидских войн?

Дидактические задачи

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный
(этап мотивации)

Дети сами формулируют тему урока благодаря ассоциативному мышлению. Через вопросы обучающимся.

  1. Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите имена: Ксеркс, Мильтиад, Марафонская битва.
  2. Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите термины: Геллеспонт, Азия, Европа, флот, пехота?
  3. Какие ассоциации у вас появляются. Когда вы слышите термин внешняя политика?
  4. Какая у нас сегодня тема урока?

Актуализация опорных знаний

1 вариант

2 вариант

1. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея».
А) Гесиод,
Б) Гомер,
В) Эсхил

1. Место проведения Олимпийских игр
А) г.Олимп,
Б) в Олимпии,
В) в Афинах

2. Вождь афинского демоса
А) Солон,
Б) Перикл,
В) Драконт

2. Событие, произошедшее в 490 г.до н.э.
А) Взятие Трои,
Б) походы Александра Македонского,
В) Марафонская битва

3. По гречески «простой народ»
А) Илоты,
Б) полис,
В) демос

3. 9 правителей Афин, ежегодно избираемые жребием
А) стратеги
Б) архонты
В) народное собрание

4. Совет знати - это
А) полис
Б) ареопаг
В) демос

4. Полис - это
А) город-государство
Б) город в Древней Греции
В) название органа управления Грецией

5. Демократия - это
А) власть народа
Б) власть знати
В) власть тирана

5. кому в Древней Греции было запрещено заниматься торговлей и ремеслом?
А) македонянам
Б) спартанцам
В) афинянам

Актуализация опорных знаний в начале урок, после определения цели, задачи и проблемного вопроса, через проверку домашнего задания по вариантам. Затем обучающиеся меняются работами и осуществляют взаимопроверку по представленному эталону.
Эталон:
1 ошибка - 4
2 ошибка - 3
3 ошибки - 2
Затем рассказывается о принципах внешней политики и геополитики с с сравнениями из разных исторических эпох

Постановка учебной проблемы

Почему Греция, не большая по размерам страна, сумела дать отпор могущественной персидской державе?

Формулирование проблемы, планирование деятельности

(Почему Греция, небольшая по размерам страна сумела дать отпор могущественной Персидской державе?)
Ответ на него мы узнаем в конце урока.
Ребята, мы познакомились с некоторыми событиями из жизни древних греков, с Марафонской битвой. Сегодня мы познакомимся с новыми событиями из греко-персидских войск.
Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл. А кто же такой Фемистокл (рассказ про Фемистокла). Она подготовила о нем сообщение.
(рассказ о Фемистокле).
Именно под руководством Фемистокла, греки и начали подготовку к войне в персами. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков.
Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а сам приказал построить новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег.
Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции.

Открытие нового знания

У вас на партах в ваших рабочих листах есть последнее задание.
Нужно сопоставить текст и сражения… Работаем в парах.

Главные сражения греков с персами.

Первичная проверка понимания

Затем обучающиеся заполняют таблицу: Марафонская битва, Фермопильское сражение, Саламинское сражение, битва при Платеях.

Дата

Сражение

Результаты сражения

1.
2.
3.
4.

Дата

Сражение

Результаты сражения

490г. до н.э.

Марафонская битва

Победа греков

480г. до н.э.

Бой в Фермопильском ущелье

Победа персов

480г. до н.э.

Саламинское сражение

Победа греков

479. до н.э.

У г. Платеи

Победа греков, разгром остатков войск персов

Применение новых знаний

Применение новых знаний происходит с работой по карте. Каждый обучающийся подписывает работу и сдаёт на оценку.

Рефлексия учебной деятельности

Лесенка: 4 ступени. Необходимо поставить галочку напротив ступени, которая вас устраивает.

1 ступень: Я активно и эффективно работал на уроке, выполнил все задания, они не представляли для меня особой сложности.
2 ступень: Возникали затруднения
3 ступень: Я старался и выполнял все задания, но у меня не все получалось.
4 ступень: Я не достаточно работал на уроке, могу и лучше.