Профпросвещение (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание, Технология, Внеклассная работа


«…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту»
Маркс К.

Проблема выбора жизненного пути для школьников очень актуальна.

Она произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но и его самосознания.

Жизненный путь личности - индивидуальная история личности, которая складывается под влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Он определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути.

Выбор профессии - это очень важный этап в жизни человека, от которого зависит будущее каждого из нас. Оканчивая школу, миллионы молодых людей начинают независимую жизнь. Они могут приступить к работе или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Все знают, что такое выбирать профессию, ведь рано или поздно это касается каждого. Некоторые люди при выборе профессии обращают внимание на заработок, некоторые на спрос и актуальность; реже всего профессию выбирают для души, основываясь на собственных предпочтениях.

Конечно, в жизни неплохо найти «свою» специальность, которая будет приносить удовольствие и радость. Но зачастую мы выбираем не то, что нам хочется, а то, что приходится: несмотря на столь замечательную возможность саморазвития, мы смело идем на поводу у собственной апатичности и тем самым несознательно губим свою жизнь.

Принято считать, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно выбрать правильное призвание.

Почему же для сегодняшних молодых людей выбор профессии - это проблема?

Во-первых, очень сильно расширился список профессий: исчезли многие «старые» (знакомые по рассказам родителей, бабушек и дедушек), появилось очень много «новых» (незнакомых старшему поколению, имеющих иностранное наименование и др.).

Во-вторых, сегодняшние подрастающие дети не имеют возможности ознакомиться с особенностями профессиональной деятельности своих родителей, бабушек и дедушек по вполне понятным причинам: как правило, бизнес-процессы не терпят посторонних, большая часть работы происходит в мыслительном (ненаблюдаемом) плане. Поэтому очень трудно объяснить ребенку, что папа/мама думает, поэтому устал(а). Для маленького ребенка это совершенно непонятно, для более старшего становится понятным смутно, а для старшего подростка приобретает значение статуса и состоятельности без внутреннего наполнения.

В-третьих, существуют противоречия в обучении и в требованиях ФГОС. С одной стороны: ФЗ об образовании, ФГОС и примерная программа образования характеризуют выпускника как ориентирующегося в мире профессий, понимающего значимость профессиональной деятельности в интересах современного общества («О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Указ президента РФ от 07.05.2018 г). С другой стороны: в реальности часть выпускников этим характеристикам не соответствуют из-за:

  • стремления школьников к освоению престижных профессий независимо от отсутствия на них спроса;
  • неумения ориентироваться в социально-экономической ситуации в стране и прогнозировать ее изменения;
  • бывает и слабая мотивация обучающихся.

На эти противоречия обращено и внимание и главы государства (Указ Президента от 07.05.2018г.), который немаловажную роль отводит профориентации.

Профессиональная ориентация - это целенаправлен­ная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации (Н.С.Пряжников).

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами в 14-15 лет, но, согласно ежегодно проводимым исследованиям, лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо».

Как система мероприятий профориентация включает в себя несколько составляющих:

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является организация профпросвещения учащихся основной школы средствами предметов технология, обществознание, история (в ПП по технологии личностным результатом является: становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности (цель самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов); в ПП по обществознанию: предмет призван помогать предпрофильному самоопределению школьников; в ПП по истории: осознание и реализация своей идентичности обучающимся) и внеурочной деятельности. Системный подход к проблеме профориентации способствует осознанному планированию ребятами личных профессиональных перспектив.

Профориентационная работа в нашей школе строится по трем направлениям: профпросвещение, психологическое сопровождение и организационная деятельность.

Наш опыт рассчитан в первую очередь на 5-9 классы, так как после 9 класса ребята уже должны определиться если не с будущей профессией, то точно с направлением; в 10-11 классах мы продолжаем свою деятельность. Реализуется наш опыт в системе: «урок - внеурочная работа».

В рамках учебной деятельности мы используем системы тематических уроков, учебных проектов, деловых игр, практических работ.

Во внеурочной деятельности: организацию тематических экскурсий и профессиональных мастер-классов; встречи с представителями разных профессий; участие учащихся в проектах социальной направленности и в общешкольных трудовых делах; моделирование условий труда и имитация обучающимися решения производственных задач - деловая игра с использованием элементов профессиональных проб; олимпиады по предметам, НОУ, конкурсы, участие ребят в которых направлено на осознание своей будущей профессиональной карьеры.

Выбор будущей профессии - это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются школьники. И от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт.

Прежде чем выбирать профессию, стоит несколько раз подумать и проанализировать каждую из позиций «за» и «против» предполагаемой профессиональной деятельности. Есть смысл в выборе профессии, которая является актуальной и обещает развитие в течение долгих лет. Но не стоит забывать, что настоящие профессионалы своего дела будут необходимы всегда, независимо от специальности и отрасли.

Получив диплом, нужно понимать, что сразу не получится достать все звезды с неба и настраивать себя на тяжелую работу. Сначала работаешь на репутацию, а потом репутация работает на тебя. Если человек обладает развитым пространственным мышлением, творческими способностями, креативностью, хорошей памятью, наблюдательностью, имеет чувство вкуса и волю к победе, у него обязательно получится сделать успешную карьеру. Поэтому не страшно, если придется начинать с малого; со временем можно будет добиться больших успехов.

И самое главное, что мы стараемся донести до подростков: надо пробовать, и если что-то не получается сразу, нельзя опускать руки, надо бороться за свое счастье, свою удачу, нужно верить в себя и никогда не сдаваться!