Классный час «9 мая – День Великой Победы»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цели и задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за своих соотечественников, за свой город.
  • Расширить представления детей о Великой Отечественной войне.
  • Воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство гордости за героическое прошлое своего народа.
  • Побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.
  • Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной и других войн.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Личностные УУД:

  • основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД:

  • саморегуляция;
  • умение преодолевать сложности;
  • развитие силы воли.

Коммуникативные УУД:

  • умение чётко и лаконично выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение ораторскими способностями, монологической речью;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • вызвать эмоциональный отклик в сердцах у школьников;
  • желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы;
  • желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации, фотографии, плакаты о Великой Отечественной войне, выставка книг о войне, аудиозаписи песен военных лет, презентация.

Ход мероприятия

Звучит песня «Священная война»

Учитель: Есть события, над которыми время невластно и чем дальше уходят годы, тем яснее становиться их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

В далёком 1941 году на улицах городов собралось много людей, все слушали по радио речь Левитана.

Звучит речь Левитана

Учитель: Война началась 22 июня 1941 г. На борьбу с немецкими захватчиками поднялся весь наш народ: от мала до велика. На фронт уходили и старые, и молодые.

Стихотворение «На нашу милую и горделивую» (читает ученик)

На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица - негодяя
Там пепел, смерть и нищета.

Учитель: Да, враг был очень жесток. Горели под огнём города, деревни, гибли люди.

Война - это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков.

Ни на одной современной карте сейчас мы не найдём в Белоруссии деревню Хатынь.

22 марта 1943 года небольшую белорусскую деревню Хатынь окружили немцы. Немецкие солдаты врывались в крестьянские хаты и выталкивали людей на улицу. Жителей деревни - стариков, женщин, детей согнали в сарай. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Эсэсовцы хладнокровно расстреливали их из автомата. Для 186 жителей Хатыни этот день стал последним.

Но не все хатынцы погибли, как считали каратели. 3 человека выжили. Среди этих трёх Витя Желобкович. В горящей одежде держа своего 7-го сына Витю, бежала Анна Желобкович, она старалась прикрыть своим телом сына, но вдруг упала, скошенная свинцовой смертью, упала, увлекая за собой раненого в руку Витю. Так и пролежал он у трупа своей матери - дважды подарившая ему жизнь, до ухода немцев.

Вторым спасённым хатынцем стал Антон Барановский. Из 9 детей семьи Барановских в живых остался один - 12-летний Антон. Выбежав из горящего сарая, он был ранен в обе ноги, упал, гитлеровцы приняли его за мёртвого.

Третьим спасённым стал Иосиф Иосифович Каминский. Обгорелый и раненный, без памяти, он пролежал до ухода карателей. Когда он очнулся, среди трупов односельчан нашёл тело своего сына Адама.

Бронзовая скульптура Непокорённого Человека - человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшим живым из огня - основа Хатынского мемориала.

Трагедия Хатыни повторилась в 433 белорусских деревнях. Они были увековечены на мемориале «символические деревья жизни».

Стихотворение «Хатынь» (читает ученик)

Кто будет там,
Не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет -
Стонет!
В краю лесов и плодородных нив.
Колокола звонят…
Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой!
Застынь!
Перед тобой -
Хатынь!

Учитель: 1418 дней длилась война. Битва за Москву, Смоленск, Волгоград, Новороссийск, Ленинград, Курск - приближали час победы. В городах, где прошли ожесточённые бои, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Этим городам после войны было присвоено почётное звание город-герой. 13 городов носят это высокое звание.

Стихотворение «Герои-города» (читает ученик)

Москва и Ленинград,
Керчь, Новороссийск,
Киев, Волгоград,
Севастополь, Минск,
Мурманск, Смоленск,
Одесса, Тула, Брест -
Герои - города!
Мы отдаём вам
честь всегда.

Учитель: Наши солдаты смело и отважно защищали каждую пядь земли, отвоёвывая каждое село, каждый город. Каждый мечтал о мире, о Победе. Солдаты скучали и переживали о своих родных и близких: матерях, жёнах, детях. В передышках между боями они в землянках, в холодных окопах писали письма.

Письма с фронта

Боец 1.

Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Неблизок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

Боец 2.

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.

Боец 3.

На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я ещё вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

Учитель: А в тылу остались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, работали в поле, вставали к станкам. Тяжело было всем.

В те годы тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, подрывали эшелоны врага, кто-то вставал вместо отца к станку. Каждый приближал Победу как мог.

Но легко ли было тем, кто был ещё совсем мал и не мог воевать и работать?

Легко ли в 5 или в 10 лет пережить голод, холод и страх смерти?

Ребёнок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребёнком? Кто возвратит ему счастливое детство?

На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Запомните имена юных героев, отдавших жизнь за победу! (перечисляются имена юных героев)

Учитель: После войны мир узнал не мало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941-го по январь 1944-го года, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 г хлеба, а служащим и детям по 125 г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало всё население и даже дети!

Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще не совершала никакого героизма, её подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи…

Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…

Ученик.

Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда,
Потрясает твой дневник.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч утра 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.»
«Дядя Вася умер в 2 ч ночи 14 апреля 1942 г.»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30 ч утра 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».

Стихотворение «Это вновь не должно повториться» (читает ученик)

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
Это вновь не должно повториться!

Учитель: Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

Ученик

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Учитель: Очень многих наших земляков ушло воевать. Великая Отечественная война прошла через каждую семью. Ведь и ваши прадедушки воевали, а ваши прабабушки своим трудом помогали устоять фронту.

(Ученики рассказывают о воевавших прадедах, демонстрируют их фотографии)

Учитель: 1418 долгих дней и ночей шла война. Казалось, ей нет конца и края. Но победа пришла.

Ученик

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленей.
Прошла война, ушла война,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда об это не забудем!
Пусть память вечную о ней хранят, об этой муке
И дети нынешних детей, и наши внуков внуки.

Звучит песня «День Победы»

Учитель: День 9 мая знает весь мир. Как долго наши деды шли к этому дню! А когда пришли - изумились! Тихо… Как тихо стало на земле! Оказывается, ещё поют птицы и распускаются деревья…

Ученик 1

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий Май, победный Май!

Ученик 2

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу, решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Ученик 3

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей Земли, от всей земли!

Ученик 4

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!

Учитель: Наш праздник, посвящённый Дню Победы, подошёл к концу.

Спасибо всем! С ПРАЗДНИКОМ!