Лексические игры и упражнения по развитию речи. Тема: «Путешествие в деревню к бабушке Маланье»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, Развитие речевой деятельности


Цель: закрепление познавательных и речевых способностей у детей.

Задачи:

  • Закреплять знания о домашних и диких животных и их детёнышей.
  • Закреплять умение правильно строить сложноподчинённые предложения.
  • Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое внимание.
  • Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
  • Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов;
  • Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Оборудование: Макеты домика Маланьи, фигуры бабушки Маланьи и животных, карта мира, буквы алфавита, числовой веер, плакат с изображением домашних и диких животных.

Ход НОД

- Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень увлекательное путешествие!

- Скажите, пожалуйста, а на каком виде транспорта можно путешествовать? (Ответы детей). А мы сегодня отправимся на лошадях, запряжённые в сани! Но это будет только после того, как мы позавтракаем, наберёмся сил и в путь!

Завтрак.

- Ребята, прежде чем отправиться в долгое путешествие, нам нужно подготовиться. Давайте встанем посвободнее и настроимся на наше путешествие!

Запоминает наша голова важные поступки, умные слова!
Слушаем внимательно, смотрим обязательно!
Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем!
Знаний много получаем!

- Запрягаем коней! (встаём тройками) Готовы?! (Звучит музыка «Ах ты, зимушка-зима!» минусовка)

- Приехали! Подходим все к столу.

(Фоном звучит музыка)

- На лесной опушке в маленькой избушке жила-была …..

Ребята, а вы могли бы предположить кто бы там могла жить? (Бабушка, девочка, баба-яга, женщина…)

- А почему не дедушка? (потому что, жила-была, а не жил)

- А кто жила? Определённо точно мы узнаем, выполнив задание. Нам необходимо быстро расчистить снег и посмотреть, что же там лежит? Есть желающие помочь…? (в баночках, обёрнутых газетой, лежат буквы).

- Что мы видим? (буквы) Давайте их назовём?

- Ребята, это некая подсказка для вас! Что можно и нужно сделать с этими буквами? (составить слово) -БАБУШКА.

- Правильно, дети! В избушке жила бабушка Маланья! (выставляю к домику фигуру бабушки)

- Поглядите, ребята!

На опушке дом стоит, на дверях замок висит. (показ движений, дети выполняют)
За дверями стоит стол, вокруг дома частокол.
Тук-тук-тук дверь открой! Проходите, я не злой.

- Так, мы поняли, что бабушка не злая, а значит, какая…?

Игра «Наоборот»

- Не ленивая, а…?

- Какие ещё слова мы можем подобрать, противоположные по смыслу положительных качеств бабушки?

- А как вы считаете, на самом ли деле она была трудолюбивой? Как вы это поняли?

(развела хозяйство она)

- Значит, какая она ещё? (заботливая, хозяйственная)

- Но, ребята, бабушка Маланья приготовила для вас много заданий!

- И вот оно первое задание! Встать нужно в одну шеренгу, каждому из вас задаётся вопрос, а вам нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова ответа, не замедляя темпа ходьбы!

- Что можно купить? Что можно сварить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что может скакать? Кто может скакать?

- Ой, ребятки, пока мы тут с вами играли, мои животные разбрелись… Кого не хватает? Кого потеряли? (спрятать одно животное).

- Помогите найти?!

Игра «Самый внимательный»

- Ох, устали все искать моего козлёночка, давайте отдохнём, сядем за стол.

- А следующим заданием будет назвать детёнышей животных. Посмотрите, пожалуйста, сюда. (плакат с изображением животных)

- У белки? У слона? (Африканские в Африке, индийские в Индии) У льва? (в Африке и в Индии) У кошки? У лошади? У собаки? У зайца? А у лося? (телёнок, живут в основном в Северном полушарии, не только на территории России, но и в Европе и в США) А у жирафа? (телёнок, в Африке.) У панды? (детёныш панды, бамбуковый медвежонок, Китай) У коалы? (малыш или детёныш, в Австралии). Мы потом с вами обязательно их найдём на нашей карте, (повесить на доске) чтобы ещё раз удостовериться!

- Какие животные из этих могли бы жить у Маланьи?

- А какие могли бы жить в нашем лесу на территории России?

-Ребята, бабушка старенькая, забывчивая, и поэтому всё время всех и всё она пересчитывает … Давайте с ней вместе поупражняемся?! Ирина раздаст сейчас вам предметы, вы мне называете его в единственном числе, а затем в сочетании с числом, которое я вам укажу. Например, один баран - пять баранов.

Игра «Весёлый счёт»

- Молодцы! В счёте бабушку поупражняли, а теперь давайте повторим с ней алфавит! Каждому из вас Леночка сейчас раздаст по две буквы алфавита. Я буду называть, опять же выдерживая быстрый темп игры, а вы, услышав свою букву, должны быстро встать и сделать хлопок!

Игра «Алфавит»

- Устали сидеть за столом, выходим врассыпную, порезвимся!

Физминутка «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке…»

- Ну развеселили бабушку Маланью!

Игра «Петухи и люди»

- И последнее задание, игра называется «Петухи и люди». Надо будет сравнить, как мы не похожи на петухов!

У петухов есть перья, а у людей нет …. перьев.
У петухов есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
У петухов есть лапы, а у людей нет …. лап.
У петухов есть клювы, а у людей нет …. клювов.
У петухов есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.
У петухов есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.

- Молодцы, ребята, погостили у Маланьи и пора домой собираться!

- А напоследок, бабушка Маланья хочет вам что-то сказать:

- Деточки, наверняка у каждого из вас есть бабушка? Порою бывает мне так скучно. А вы бы не могли мне рассказать о своей бабушке и прислать ролик, родители вам помогут.

- Я буду вам всем очень благодарна! Спасибо, милые!

- Давайте с ней попрощаемся и пожелаем всего доброго!