Программа дополнительного образования для предшкольной подготовки "кочевая школа" – "Учим звуки речи"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Пояснительная записка

Основанием для составления программы служит:

  1. Закон РФ «Об образовании» ст.2, 14,17
  2. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013г №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  3. Конвенция о правах ребёнка ст. 29

Программа актуальная. Подготовить ребёнка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, получить знания о звуках речи, помочь адаптироваться в школе-интернате.

Новизна программы заключается в подготовке детей дошкольного возраста при работе в «кочевой школе» на базе МКОУ ГШИ имени Н.И.Яптунай в рамках национально-регионального компонента образовательных программ в соответствии с действующими государственными стандартами.

Цели программы: оказание практической помощи учителям начальных классов подготовки детей к школе.

Задачи:

  • Объяснить минимальный уровень фонематических, звуковых, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению.
  • Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, двигательное ознакомление со словом, звуком. Учить различать на слух и в произношении все звуки.
  • Развивать внимание, мышление, память, речь.
  • Научить произносить слова различной слоговой сложности.

Программа предназначена: Детям, дошкольного возраста, для «кочевых школ», учителям начальных классов, воспитателям, родителям и для широкого круга читателей.

Условия реализации программы: Настоящая программа рассчитана на тундровых детей 6-7 лет. Срок реализации программы 8 недель, по 4 часа в неделю.

Обучение в предшкольном классе начинается с 15 июня до приезда в школу. Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал. Продолжительность занятий 30-35 минут, включая игровые физкультминутки.

Условия проведений занятий являются:

  • использование игровых методов преподавания;
  • смена видов деятельности;
  • положительная оценка личностных достижений каждого учащегося.

Образовательные технологии:

  • Групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность;
  • Проблемная деятельность;
  • Игровые технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Материальное обеспечение программы:

  • отдельный кабинет для проведения занятий;
  • телевизор;
  • компьютер, проектор, экран;
  • конструкторы.

Методическое обеспечение программы

  • Серия «Мир в картинках»;
  • Карточки с заданиями;
  • Настольные игры;
  • Таблицы, плакаты и т.д.
  • Сюжетные и предметные картинки.

Программа «Учим звуки речи» разработана в соответствии с примерными требованиями к дошкольным программам. Методической основой данной программы является: книга Г.А.Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно», так как дети коренной национальности плохо произносят свистящие и шипящие звуки.

Предлагаю брать материал из пособия для воспитателей детского сада Ямала Е.Н.Окотэтто «Ненецкий язык в детском саду». Можно использовать материал к занятиям из мною разработанного методического пособия для дополнительного образования «От А до Я» («Азбука Ямала»). Интересна книга «Занимательное азбуковедение», автор составитель В.В.Волина (Книга для родителей, учителей и милых детей).

Программа содержит планирование по звукопроизношению. Работа проводится фронтально или подгруппами.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения из 2-4 слов, членение простых предложений на слова с указанием их последовательности;
  • делить слова на слоги (измерение хлопками), составлять слова из слогов (устно), делить трехсложные слова на слоги с открытыми слогами.
  • различать на слух и в произношении все звуки;
  • определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
  • самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать их как отдельные элементы слова;

Учащиеся должны знать:

  • термины «слово», «звук», «предложение»;
  • гласные и согласные звуки (мягкие и твердые; звонкие и глухие); не обязательно знать все звуки речи, главное уметь выделять данный звук в словах;

Уметь пользоваться: магнитной доской, схемами слов и предложений, наборным полотном.

Примерное тематическое планирование занятий

Тема занятий

Цели

Дата

1

Развитие слухового восприятия
(различение неречевых звуков и речевых звуков)
Речь. Предложение.

Знать о различии устной и письменной речи. Понятие «слово», «предложение».

2

А (звук). У (звук). О (звук). Гласные звуки

Знать о понятии «звук», «гласные звуки».

3

М (звук)
Согласные звуки

Знать понятие «согласные звуки».

4

Повторение и закрепление.

5

Х (звук)
П (звук) Согласные звуки

Умение выделять согласные звуки

6

Т (звук). Глухие и звонкие согласные звуки
К (звук)

Умение отличать глухие и звонкие согласные звуки

7

η (звук)

Познакомить детей с заднеязычным звуком η

8

Повторение и закрепление.

9

С (звук) Звуковой анализ слов
МАК, КОТ, СУП, ТОК, КОМ, ТУК

Уметь обозначать звук соответствующим кружком

10

Деление слова на слоги. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слов: МУХА, МУКА, МАМА, ПАПА. Ударный слог.

Умение делить слова на слоги, обозначать звуки соответствующим кружком

11

Н (звук)
Ы (звук)

Уметь отличать гласные и согласные звуки.

12

Повторение и закрепление.

13

Л (звук)
Ш (звук)

Умение выделять данные согласные звуки из слов.

14

Б (звук) Дифференциация Б-П

Умение выделять данные согласные звуки из слов. Умение разливать звуки Б-П

15

Р (звук). Дифференциация Р-Л
Составление графической схемы предложения.

Умение выделять данный звук.
Умение различать звуки Р-Л
Умение составлять графические схемы предложений.

16

Повторение и закрепление.

17

В (звук). З (звук).
Дифференциация З-С
З (звук

Умение выделять данные согласные звонкие звуки.

18

И (звук)
Твёрдые и мягкие согласные звуки

Умение выделять данного звука в начале слов. Умение отличать твердые и мягкие согласные звуки.

19

Д (звук) Двусложные и трехсложные слова.
Г (звук)

Умение выделять данные согласные звонкие звуки. Находить ударный слог.

20

Повторение и закрепление.

21

Ж (звук).
Дифференциация Ж-Ш
Дифференциация Ж-З

Умение выделять данный согласный звонкий звук. Умение различать звуки Ж-Ш-С

22

Э (звук)
Й (звук)

Уметь отличать гласные и согласные звуки

23

Я (звук) в начале слов
Е (звук) в начале слов

Умение выделять данные согласные звуки в начале слов

24

Повторение и закрепление.

25

Ю (звук); Ё (звук) начале слов, после гласных и после согласных. Дифференциация У-Ю
Дифференциация О-Ё

Умение выделять данные согласные звуки в начале слов

26

Ч (звук). Дифференциация Ч-ТЬ
Ц (звук). Дифференциация Ц-С

Умение выделять данные согласные звуки в словах

27

Щ (звук). Дифференциация Щ-Ч
Ф (звук) Дифференциация Ф-В

Умение выделять данные согласные звуки в словах

28

Повторение и закрепление.

29

" (звук)

Познакомить детей с глухим гортанным смычным звуком

30

Повторение и закрепление. Гласные звуки.

Умение выделять гласные звуки в словах

31

Повторение и закрепление. Согласные звуки.

Умение выделять согласные звуки в словах

32

Повторение и закрепление.

Примерные занятия

Занятие 2

Тема. А (звук) У (звук) О (звук). Гласные звуки.

Цель:

  • Научить детей чётко произносить звук [а]; [у]; [о].
  • Упражнять их в отчётливом и длительном произношении звука [а]; [у]; [о] в словах.
  • Расширять словарный запас детей.

1. Фонетическая зарядка.

а) Что делает мама? (укачивает малыша)

б) Как поёт мама? (А-а-а)

в) Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а)

г) Назовите, что нарисовано на картинке?

Авка, аист. Что ты слышишь в начале этих слов?

2. Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос.

Повтори: ААА.

Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим А? ( Нет, не мешают)

3. Кто больше?

Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова.

Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова.

Аркан, аргиш, Анна, Антон, Анагуричи, луна, лиса, рама, Арктика, азбука.

Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] в начале слова. ( апрель, август)

4. Физкультминутка.

Аист

(Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения)

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.

5.Фонетическая зарядка.

а) Как воет волк? (У-у-у…)

Как гудит пароход? (У-у-у…)

б) Назовите, что нарисовано на картинке? ( утка, утюг)

Какой звук слышите в начале этих слов?

6. Чтобы произнести У, надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: ууу

Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы произносим У? (Нет, не мешают)

7. Кто больше?

Придумайте слова, в которых звук У был бы в начале, в середине, в конце слова. ( Уля, Уренгой, утро, ужин, уха, руки, капуста, хожу, несу)

На родном языке: ту, ну, ηуда, туни, ηум, тудако, ху, пулы, ηухуко, суик, няльку (шумовка), лысу, хутий, хасуй, туи (хариус).

8. Физкультминутка.

Игра.

Учитель делит детей на две подгруппы: первая - волки, вторая - волчата.

- Сейчас поиграем. Вы большие волки. Как воют волки? (Дети воют громко.)

А вы будете выть как волчата.

Дети поочередно «воют» (громко, тихо).

(Это упражнение повторить с детьми 2-3 раза.)

9. Фонетическая зарядка

а) Что болит у мальчика? (зуб)

Как стонет мальчик? (О-о-о…)

б) Назовите, что изображено на рисунках? (Овод, озеро, ослик, обруч)

Какой первый звук в словах?

в) Педагог показывает картинку с изображением бублика (кольца).

Что это? Это бублик. Сделайте губы круглыми, как это бублик. Вот так. А теперь пойте: о-о-о, о-о-о. Все споём: о-о-о, о-о-о.

10. Чтобы произнести звук О, надо сделать губы овальчиком, приоткрыть рот и «включить» голос.

Произнеси: ООО

Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы произносим звук [о]? (Нет, не мешают)

Запомните, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, язык или зубы не мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - гласный.

Гласные или нет звуки [а] и [у]? Почему?

11. Кто больше?

Придумайте слова, в которых звук [о] в начале ( отдых, овод, октябрь и т.д.), в конце слов ( кольцо, молоко). Олень, оленёнок, оленевод, осень, орнамент, охота, охотник, озеро, овцебык.

На родном языке. Рассмотреть изображение предметов, в названии которых встречается звук [о]: Оля, Олег, тоба, хоба, ηоба, мо, хо, писяко, ηано.

12. Доскажите словечко.

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это?... (олень)

Занятие 3

Тема. М (звук). Согласные звуки.

Цель: научить детей чёткому произношению звука [м]. Расширять словарный запас детей.

1. Фонетическая зарядка.

а) Как мычит корова? (Му!..)

Скажите, как я: МММУ. Какой звук вы произнесли первым?

Что изображено на картинках? (мышка, морковь)

МММЫШКА, МММОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?

б) Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.

Произнеси: МММ

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м].

Запомните, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный.

Одни согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.

Повторите: МММ. С голосом или без голоса мы произносим согласный звук [м]?

Примечание. Если ребёнок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.

в) Какие гласные звуки ты знаешь? А какой согласный звук ты знаешь?

2. Поиграемте нашими «язычками».

Ма- ма- ма - дома я сама.
Му-му - му - молоко кому?
Мы- мы - мы - прочитали мы.
Ми- ми- ми - поём ноту ми.

3. Кто больше?

Март, май, мама, майна, малица, мамонты, морошка, морж, муксун, медведь, мыло, мел, мышка, мяч, машина, месяц, мороз.

На родном языке. Мя", мальця, мо (сук), му", муηг, мад, мюсерма, мэбета.

Имена: Майма, Малко, Мелне, Мерне.

4.Доскажите словечко.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь)

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик)

В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? …(мышка)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

5.Физкультминутка.

Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах, на двух руках.
Мы тоже можем так.

(Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну, потом в другую сторону.)

Занятие 5

Тема. Х (звук). П (звук). Согласные звуки.

Цель: научить детей чёткому произношению звука [х]; [п]; упражнять в произношении отдельного звука [х]; [п]; расширять словарный запас детей.

1. Фонетическая зарядка.

а) Вова гулял на улице. Была зима. У Вовы замёрзли руки. Снял он рукавички и стал дуть тёплым воздухом на руки: х-х-х-х.

Повторите, как Вова дул на руки.

Пришёл Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повторите, как смеялся Вова.

ХХХА - какой первый звук?

б) Скажите, как я: ХХХАЛАТ, ХХХОРЕЙ, ХХХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

в) С голосом или без голоса мы произносим звук [х]? Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнесите ХХХ и попробуй это почувствовать.

Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х] - согласный звук.

2. Кто больше?

Упражнения в различении на слух и выделении звуков из слов со звуком [х] положения в начале, в середине и в конце слова.

Хорей (показ картинки), сахар, сухарь (показ предмета), мех (показ предмета). Хоровод, хлопок, хомяк, художник, холодильник.

На родном языке: хыдя, халя, ха, хо, ху, хан', хаер, халэв, хобцоко, хохорэй, ханавэй, ханебцё, хабэвко.

3. Рассмотрите картинку.

Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах!)

АААХ - скажите так же. Какой звук ты услышал первым?

АХХХ - скажите так же. Какой звук ты услышал вторым?

Нарисуй два кружочка: красный и синий. Синим цветом будем обозначать согласные звуки.

4. Физкультминутка.

Хомка

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт.

Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют все движения хомячка)

5. Фонетическая зарядка.

а) Как пищат птенцы? Мышки? (Пи-пи-пи!)

б) Как пыхтит каша? (П-п-п-п…)

в) У дедушки Паши есть большая блестящая труба. Когда дедушка дует в трубу, она поёт: пу-пу-пу!..

Повторите, как поёт труба.

ПППУ - какой первый звук? Как звали дедушку? Какой первый звук в слове Паша?

Какой первый звук в слове ПАЛЬТО? ПАСТУХ?

г) Когда мы произносим звук [п], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.

Произнесите: П!

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [п]. Гласный или согласный звук [п]? С голосом или без голоса мы произносим этот звук?

д) Какие гласные звуки ты знаешь? А какие ты знаешь согласные звуки?

6. Кто больше?

Пастух, полярник, панты, песец, пурга, путина, подушка, паук, повар, парта, пенал, праздник, подарок, Петя, Пана, пояс, продавец, понедельник, пятница, пила, попугай.

На родном языке. Пя, паны, падко, пена, пул, пед, па", пилё, пыря, палкур, пайха, пус, пендуй (3-4 месячный олений телёнок), пензяр.

7. Поиграем «язычками».

Скороговорка.

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Попугай, попугай, попугай!

8. Физкультминутка.

Пильщики

Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз - два, раз -два,
Будут на зиму дрова.
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идёт пила.

(Дети имитируют движения пильщиков.)

Занятие 6

Тема. Т (звук). К (звук). Глухие и звонкие согласные звуки.

Цель:

  • научить детей чёткому произношению звука [т]; [к];
  • упражнять в произношении отдельного звука [т]; [к];
  • познакомить с глухими и звонкими согласными звуками; расширять словарный запас детей.

1 Фонетическая зарядка.

а) Толе подарили бубен.

Бьёт Толя палочками по бубну,
а бубен стучит: та-та-та!...

Как стучит бубен?

ТТТА - какой тут первый звук? Кому подарили бубен? Какой первый звук в слове Толя?

б) Что нарисовано?

Тапочки, тынзян, тундра. Какой первый звук?

в) Когда мы произносим звук т, кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Т Т Т!
Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [т]. Гласный или согласный звук [т]?

Какие ты уже согласные звуки ты знаешь?

С голосом или без голоса мы произносим звук [т]? Запомните, пожалуйста: согласные звуки, которые мы произносим без голоса, называются глухими согласными.

Звук [т] - глухой согласный. Какие ещё глухие согласные звуки ты знаешь? ( [х], [п])

Согласные звуки, которые мы произносим с голосом, - это звонкие согласные звуки. Какой звонкий согласный звук ты знаешь? [м]

г) Как тикают часы? (Тик-так…)

2. Поиграем нашими «язычками». Чистоговорки.

  • Та-та-та - у нас дома чистота.
  • Ты - ты - ты - сметану съели всю коты.
  • Ти -ти - ти - съели кашу всю почти.
  • Тё- тё- тё - отложили мы шитьё.
  • То - то -то - стали мы играть в лото.

3. Кто больше назовёт слов со звуком [т]в начале слова?

Туман, тюлень, трактор, телевизор, телефон, труд, тарелка, телёнок, тетрадь, топор, труба, тундра, тряпка, товарищ, туфли.

На родном языке. Ты, ту, тэ, тю, то, тэця, туни, тудаку, тыбка, тивтей, таряв, тямдэ",тыбэртя.

4. Физкультминутка.

(Это часы. Часы стучат так: тик-так, тик-так.)

Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик- ак.
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.

(Дети раскачиваются в такт маятника)

5. Фонетическая зарядка.

а) Как квакает лягушка? (Ква- ква…)

б) Курочка учит цыпляток говорить.

-Ко- ко- ко, - говорит курочка.

- Ко- ко- ко, - повторяют цыплятки.

А самый маленький цыплёнок говорит:

- Ку- ку-ку.

Не так, - поправляет его мама. - «Ку- ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко- ко- ко».

Как «говорят» куры? А как «говорят» кукушки?

КО - какой тут первый звук?

КУ - какой тут первый звук?

Какой первый звук в слове КУРИЦА?

Какой первый звук в слове КОШКА?

в) Когда мы произносим звук [к], спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка- за нижними зубами.

Произнесите К и попробуйте его почувствовать.

Когда мы произносим звук [к], спинка языка стукает по нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта. Гласный или согласный звук [к]?

Звонкий или глухой этот звук? Почему?

6.Кто больше? Придумайте слова, в которых звук [к] в начале, в конце.

Кольцо, куст, краски, калданка, каюр, куропатка, капкан, карандаш, корова, котёл, клюква, кисы, комар, листок, старик, звук, ерник.

На родном языке. Сармик, варк,ηавка, ханако, ик, Тайко (кличка собаки).

7. Загадки.

Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит.
(Комар)

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
(Корова)

Вверх-вниз, вверх - вниз,
Кататься хочешь - на нас садись.
(Качели)

8. Физкультминутка.

Кузнечики

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.

См. продолжение программы