Применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Коррекционная педагогика, Классный час «Поговорим о главном»

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: сказкотерапия, младшие школьники


В центре внимания статьи - проблема использования сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста. Рассматривается понятие «сказкотерапия», виды сказок, описывается важность использования данного метода при обучении учащихся. Также приводятся примеры и описание книг, которые могут использовать в своей работе педагоги, работающие в начальной школе.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что «первый воспитатель - это народ, а сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики».

Сказка несет в себе культуру, мировоззрение, ценности и нормы своего народа. На протяжении веков сказка является своеобразным инструментом обучения и целительства, необходимым средством в постижении ребёнком мира. В.Я.Пропп писал, что она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Ученые, выбравшие объектом внимания сказку, подчеркивают её влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, правильно организованное эстетическое восприятие оказывает значительное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к обретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, определённых образцов поведения. [3, с. 201]. Э.Берн, указывал на то, что каждая сказка может стать жизненным сценарием человека, который формируется еще в раннем детстве и влияющий на формирование судьбы человека независимо от его свободного выбора [4, с. 110]. Поэтому так важно использовать данный метод в работе с учащимися в начальной школе.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, один из самых авторитетных в этой области психологов, отмечает, что сказкотерапия - это синтез разнообразных достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. [1, с. 55] Она также говорит, что сказкотерапия это и открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, а также процесс объективации проблемных ситуаций.

Основной принцип подбора сказок - это решение проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего школьного возраста.

Выделяют следующие виды сказок:

  1. Художественные (народные и авторские): простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств.
    Они могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»). Если сюжет позволяет, то можно адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.
  2. Дидактические: всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н.Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов.

Серия сказок Пиркко Коскимиес и Майи Линдгрен о Зайчишке-Пушишке может послужить источником вдохновнеия или просто материалом для рассказывания и чтения детям. В этих познавательных сказках рассказывается об удивительных приключениях маленького зайчишки. [2]
Говоря о дидактических сказках, нельзя не упомянуть и о коротких увлекательно-познавательных произведениях Г.Н.Юдина. Его тексты содержат множество сведений про электричество, часы, водолазов, о животных и растениях; в них рассказывается, у кого какие уши, глаза, хвосты, языки, кто из насекомых, птиц и зверей в каком доме живёт. [9]

  1. Психокоррекционные: создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
  2. Психотерапевтические: их отличительной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
  3. Медитативные: используются с целью сформирования у ребёнка представление о том, что существуют положительные модели взаимоотношений с окружающей средой и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов. [6, с. 3-4]

Важным этапом в жизни младшего школьника является период адаптации в 1-ом классе. Коррекционные сказки М.А.Панфиловой «Лесная школа» помогут учащимся на таком новом и сложном этапе. Книга содержит 30 «лесных» сказок, раскрывающих пять основных тем для первоклассников:

  1. адаптация к школе;
  2. отношение к вещам;
  3. отношение к урокам;
  4. школьные конфликты;
  5. отношение к здоровью.

Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.

Книга Д.Соколова «Сказки и сказкотерапия» содержит сказки, комментарии к ним и маленькие теоретические главы о сказкотерапии и сопутствующих идеях. Поэтому её легко можно использовать в своей работе с младшими школьниками. [7]

А.В.Гнездилов в своей книге «Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу» говорит о важности использования сказок в воспитании детей, описывает особенности работы со сказками. Также в книге представлены сказки о любви, познания себя, терапии потерь и экологические сказки. [1]

Таким образом, сказкотерапия используется для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Именно с помощью сказок формируется жизненный «сценарий» личности, и соответственно происходит преображение внутреннего и внешнего мира читателя, а также происходит переосмысление ценностей ребенка и моделирование будущих поступков и реакций на происходящее вокруг. В короткой истории дети погружаются в удивительный мир, где добро всегда побеждает.

Список использованной литературы

  1. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. URL: http://nkozlov.ru/book/157-gnezdilov-a-v-avtorskaja-skazkoterapija.html (дата обращения 15.03.2023)
  2. Головин А.А. Использование метода сказкотерапии в учебной деятельности / А.А. Головин // Фундаментальные и прикладные исследования: от теории к практике : Материалы II международной научно-практической конференции, приуроченной ко Дню российской науки, Воронеж - Кызыл-Кия, 05-09 февраля 2018 года. Том 2. - Воронеж - Кызыл-Кия: Общество с ограниченной ответственностью "АМиСта", 2018. - С. 54-58. - EDN WDMUUH.
  3. Коскимиес П., Линдгрен М. Приключения Зайчишки-Пушишки. URL: https://teremok.in/Pisateli/Zarub_Pisateli/Sbornik_Zarub_Pis/Zajas_pushishka-2.htm (дата обращения 15.03.2023)
  4. Купченко, В. Е. Эффективность сказкотерапии как метода коррекции тревожности в младшем школьном возрасте / В.Е.Купченко, Е.В.Устюгова // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 25-27 апреля 2016 года / Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. Том Часть 3. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет дизайна и технологии", 2016. - С. 201-205. - EDN WJWPBF.
  5. Овсянникова, Е.А. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми / Е.А.Овсянникова, О.Д.Третьякова // - 2015. - № 9-8. - С. 109-112. - EDN VHUVPP.
  6. Панфиловой М.А. Лесная школа. URL: https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/kopilka/M.-Panfilova.-Lesnaya-shkola.pdf (дата обращения 15.03.2023)
  7. Разимова, Х.А. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / Х.А.Разимова, Т.С.Гончарова // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 17 мая 2022 года / Гл. редактор Ж.В.Мурзина. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 201-202. - EDN GSDYIT.
  8. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/148665-dmitriy-sokolov-skazki-i-skazkoterapiya.html (дата обращения 15.03.2023)
  9. Юдин Г.Н. URL: https://avidreaders.ru/author/yudin-georgiy-nikolaevich/ (дата обращения 15.03.2023)