Сценарий проведения игры-викторины "Добрые сказки детства"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: игра-викторина, читательский интерес


Звучит фонограмма «Песенки о сказках» (муз.И.Яковлева, сл.З.Петровой)

Ведущая:

На свете сказок много,
Вокруг они живут.
Волшебною дорогой
Всегда они ведут.
Ведут в неведомые дали,
За горы и леса,
Где разные прекрасные
Бывают чудеса.
З.Петрова «Песенка о сказках»

Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы, бабушки и дедушки, а потом вы пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, где совершаются самые невероятные чудеса: то звери и птицы говорят человеческим языком, то Змей Горыныч уносит юную царевну к Кощею Бессмертному, то Мороз одаривает трудолюбивую девочку богатыми подарками, то заяц вдруг перестает бояться волка…

Я знаю, что вы тоже любите сказки, знаете их.

Проводится игра «Книжная выставка».

Ведущая раздает детям книги с русскими народными сказками и сказками народов мира.

Задача детей: внимательно прочитать названия сказок, рассмотреть иллюстрации и поставить книжки на библиотечные подставки по темам: «Русские народные сказки» и «Сказки народов мира».

Проводится дидактическая игра «Сказку, друг мой, назови!»

Ведущая:

В моей волшебной корзинке
Буквы лежат и картинки.
Они помогут вам, друзья,
Сказки вспомнить без труда.
Бабке с дедом повезло:
Много снегу намело.
И слепили себе дочь,
Чтобы им могла помочь.
Но весна-красна настала,
Без следа их дочь пропала.
(русская народная сказка «Снегурочка»)

Из муки он был печен.
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
(русская народная сказка «Колобок»)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
(русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Влез зайчонок на пенек,
Грудь расправил, лапки в бок.
«Не боюсь я, братцы, волка!» -
Громко хвастал недотрога.
(русская народная сказка «Заяц-хваста»)

Плутовка пела под окошком:
«Я угощу тебя горошком!»
Поверил песням петушок
И сразу угодил в мешок.
(русская народная сказка «Кот, лиса и петух»)

У кого ты ни спроси -
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать…
(Иван)

За каждый правильный ответ дети получают карточки с буквами, из которых потом составляют слово «СКАЗКИ».

Проводится игра «Кто заблудился?»

Группы детей (3-5 человек) получают рисунки сказочных домиков и маленькие карточки, на которых изображены герои сказок, живущие в этих домиках:

  • «Красная шапочка» - Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосек;
  • «Три поросенка» - Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, серый волк;
  • «Царевна-лягушка» - Царевна-лягушка, Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван-царевич;
  • «Петушок и бобовое зернышко» - петушок, курочка, кузнец, коровушка.

В каждом наборе карточек перепутан один из сказочных героев. Например: Волк из сказки «Три поросенка» попал в сказку «Царевна-лягушка» и т.д.

Дети должны найти «заблудившегося» героя своей сказки.

Ведущая: «Что за прелесть эти сказки!» - восклицал А.С.Пушкин. И действительно, сказки любят все: и дети, и взрослые. Любят и слушать, и читать, и рассказывать, и рисовать.

Сейчас вы станете художниками и создадите иллюстрации к сказкам, но только вы будете не рисовать, а складывать мозаики, угадывать сказки и рассказывать, какой эпизод изображен на картинке.

Проводится игра «Составь картинку!»

Дети складывают мозаики: - русская народная сказка

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
  • русская народная сказка «Репка».
  • Русская народная сказка «Снегурочка»,
  • Русская народная сказка «Лиса и петух».

Ведущая: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием, а это значит, что мы можем двигаться дальше. Путь открыт!

Проводится игра «В мире сказок».

Группам детей раздаются наборы карточек, на которых изображены ключевые эпизоды русских народных сказок.

Дети должны вспомнить сюжет сказки и разложить карточки в необходимом порядке.

Сказки:

  1. «Заяц-хваста»
  2. «По щучьему веленью»
  3. «Заюшкина избушка»
  4. «Сивка-бурка»
  5. «Гуси-лебеди»

Ведущая: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными сказителями. Кстати, а кто такой сказитель?

Дети отвечают на вопрос.

Проводится игра «Живые буквы» - тема «Сказитель».

Дети по желанию разбиваются на две команды. Каждая команда получает набор карточек с буквами, из которых надо сложить слово «сказитель».

Ведущая:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

  1. Старинное название буквы «А» - аз
  2. Дерево, что стоит перед дворцом,
    а под ним хрустальный дом - ель
  3. Рыжая птичница - лиса
  4. То, из чего бывают берега
    сказочной реки - кисель
  5. Где стоит избушка на курьих ножках? - лес
  6. Ей обладает богатырь - сила
  7. Из глаза катится - слеза

Ведущая: Время, как в сказке, пробежало незаметно, и пора перелистнуть следующую страницу.

Проводится викторина «Телеграммы».

Ведущая: Друзья! Я пригласила в гости к нам героев разных сказок, но по разным причинам они не смогли приехать, о чем сообщили мне в своих телеграммах. Да вот незадача: ни одна телеграмма не подписана. Видимо, сказочные герои решили, что они и так известны во всем мире. Так это или нет, мы сейчас узнаем.

Послушайте, ребята, их послания!

  • «Я не могу приехать к вам, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето и цветут чудесные цветы. Я уже привязала себя поясом к ее самому большому перышку, и мы летим.
    Шлю вам привет!» (Дюймовочка)
  • «Уж вы меня извините, что я к вам не приехал. У меня столько было забот да хлопот, пока устраивал дела своего хозяина. Пришлось даже Людоеда съесть. А ведь это, согласитесь, не так-то просто сделать. Но у меня все кончилось удачно.
    Желаю и вам во всем успехов и удач!» (Кот в сапогах)
  • «Привет! Мне бы, конечно, ничего не стоило к вам прилететь, потому что я - лучший в мире летун! Но я обещал побывать на дне рождения у одного знакомого мальчика. У него, конечно, будет именинный пирог. А я - лучший в мире истребитель пирогов. Ну, а к вам я прилечу как-нибудь в другой раз. А вы пока готовьте конфеты и варенье!
    До встречи!» (Карлсон)
  • «Друзья, не огорчайтесь, что меня с вами нет. Просто я еще не выучился играть на трубе, а мне так хотелось порадовать вас своим искусством. А еще я хотел рассказать вам о своих друзьях, но не успел нарисовать их портреты. Обещаю к следующей встрече все сделать.
    Пока!» (Незнайка)
  • «Умненькие и благоразумненькие детишки!
  • Спешил к вам на встречу, да задержался на Поле чудес. Очень хотелось посмотреть на денежное дерево, а вместо этого пришлось писать диктант и решать задачу о разделе яблок.
    Но ничего, я скоро вырвусь из плена своей воспитательницы, и мы увидимся!» (Буратино)
  • «Красны девицы и добры молодцы!
    Благодарствую за приглашение, рад, что вы помните обо мне. Однако не имею никакой возможности побывать у вас, так как спешу освободить от кощеевых чар жену мою Василису Премудрую.
    Не печальтесь! Утро вечера мудренее!» (Иван-царевич)
  • «Дорогие наши друзья! Мы ваше приглашение получили, спасибо! Но приехать к вам не можем. Эта вредная старушонка узнала о нашем празднике и велела своей Лариске украсть наши билеты. Из-за этого мой большой друг заболел и сейчас лежит в постели, а я за ним ухаживаю.
    Извините нас!» (Крокодил Гена и Чебурашка)

Эта викторина проводится для всех команд одновременно.

Проводится игра «Волшебный сказочный сундук».

Ведущая: Друзья! В этом волшебном сундуке лежат вещи сказочных героев, которые они растеряли. Помогите, пожалуйста, вернуть их в свои сказки.

Сундучок, сундучок,
Из лозы плетён бочок,
А из веток крышка.
Сундучок мы открываем,
Наши игры продолжаем!

  1. С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить или сшить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея - персонажа русских народных сказок. (Игла)
  2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка и кто её автор? (Мочалка, К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
  3. В ящике находится необычное рыболовное орудие, с помощью которого Волк удил из проруби рыбу, приговаривая при этом: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» (Волчий хвост, русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»)
  4. То, что находится в ящике, может быть молодильным, может быть напоено ядом, а может быть в большом количестве собрано в мешок, который Заяц отнесет своим деткам: четырем сыночкам и лапочке-дочке. (Яблоко)
  5. Предмет, который лежит в ящике, доставали со дня моря для Царь-девицы; с его помощью богатый купец вернулся к трем своим дочерям, а если его «перекинуть с руки на руку» - явятся тотчас двенадцать молодцев и выполнят любое поручение. (Перстень, кольцо)

Ведущая: Мы с вами вспомнили сегодня русские народные сказки, сказки русских писателей, сказки народов мира. Поговорили о любимых сказках зарубежных писателей.

Мне приятно, что вы любите сказки, знаете и читаете их.

Наша игра-викторина подходит к концу. И завершим мы ее просмотром мультфильма «Как обманули змея».

Демонстрируется мультфильм «Как обманули змея» (по мотивам нивхской сказки).

Ведущая:

А сказку пора нам кончать,
И сказки должны отдыхать.
Но честное слово,
Мы встретимся снова
И сказку расскажем опять!
З.Петрова «Песенка о сказках»

Литература:

  1. «Русские народные сказки»
  2. «Сказки русских писателей»
  3. «Сказки народов мира»
  4. «Сказки зарубежных писателей». - Москва, издательство «Правда», 1987

Реквизит:

для игры «Кто заблудился?»

  • Настольная детская игра «Домики сказки», издательство «Малыш», 1985 г., Автор З.Граевская, художник С.Бялковская.

для игры «Составь картинку!»

  • Наборы кубиков по сказкам или иллюстрации, разрезанные на произвольное число частей.

для игры «В мире сказок»

  • Игры настольно-печатные из картона «Расскажи сказку» для разных возрастов. Производитель «Радуга»