Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Под эмоциями в психологии принято называть переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции оказывают стимулирующее влияние на развитие психических процессов ребенка, повышение физиологической жизнедеятельности его организма и психической активности, способствуют развитию креативности, адаптации к реальному миру предметов и явлений.

В период от года до трех ребенок совершает гигантский скачок в развитии: физическом, психическом, социальном, у него формируются фундаментальные личностные образования, в том числе и эмоции. Ни в какой иной возрастной период психика ребенка не будет развиваться так динамично. То, что сегодня родителям и педагогам может показаться несущественным или случайным, завтра может стать серьезной проблемой, затрагивающей как психическое, так и физическое здоровье ребенка (страхи, неврозы и т.д.).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.

Среди детей с особенностями психофизического развития, испытывающих потребности в коррекционно-педагогической помощи, особо выделяют детей с аутистическими нарушениями. При аутизме у детей наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим.

На современном этапе помимо задач когнитивного развития особую актуальность приобретает эмоционально-личностное развитие детей с психофизическими нарушениями и адаптация их к жизни в обществе. Учеными доказано, что важнейшим средством передачи детям социально значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний.

Для создания адекватной развивающей среды, профилактики эмоциональных нарушений и оказания своевременной педагогической помощи родители и педагоги должны представлять закономерности развития эмоциональной сферы детей, своевременно выявлять эмоциональные нарушения.

Эмоциональное воспитание - это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи. Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. И хотя родителям, практикующим эмоциональное воспитание, не чуждо устанавливать некоторые запреты, причиной этого выступает не непослушание детей. Уступчивость, послушание и ответственность рождаются из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями. То есть основой приверженности ценностям семьи и воспитания нравственных людей являются эмоциональные взаимодействия между членами семьи. Дети ведут себя в соответствии с семейными стандартами, потому что они сердцем чувствуют, что от них ожидается хорошее поведение и что правильные поступки являются свойством принадлежащих к семейному клану.

Развитие эмоционального интеллекта в конкретном возрасте

Ясельный возраст (от года до трех лет)<

Ясельный возраст - веселое и интересное время, когда ребенок развивает чувство собственного «я» и начинает проявлять самостоятельность. Но данный период также называют кризисом двух лет: дети становятся значительно более уверенными в себе и начинают вам противоречить. В это время у них активно развиваются речевые навыки, но слова, которые вы чаше всего будете слышать, - это «Нет!», «Мое!», «Я сам!» или «Я сделаю!». В это время эмоциональное воспитание становится важным инструментом, с помощью которо­го взрослые могут помочь малышу справиться с формирующимися чувствами разочарования и гнева.

Как и на всех этапах развития, взрослым не мешает взглянуть на конфликты и проблемы ­ мы с точки зрения ребенка. Основная задача развития малыша в этом возрасте - утвердить себя в качестве независимого маленького существа, поэтому постарайтесь избегать ситу­аций, которые дадут ему почувствовать, что у него нет никакой власти и никакого контроля. Одна из мам рассказала о том, как пыталась заставить своего двухлетнего сына принять лекарство. С младенчества она использовала одну и ту же тактику: пелената его в полотенце и заставляла проглотить лекарство. «Но в тот день он вырывался как сумасшедший. И вдруг вошла сестра, она взяла пипетку и сказала моему сыну: "Ты хочешь сделать это сам?" Сын кивнул, взял пипетку, выдавил лекарство в рот и все проглотил». Все, чего он хотел, - это немного контролировать ситуацию.

В этом возрасте нужно несколько раз в день давать малышам возможность сделать выбор. Вместо того чтобы говорить: «На улице холодно, ты должен надеть пальто», скажите: «Что ты хочешь сегодня надеть? Кофту или свитер?» Установите границы таким образом, чтобы ваш малыш был в безопасности, а вы спокойны.

Одновременно с самоутверждением малыши начинают все больше интересоваться дру­гими детьми. На самом деле с самого раннего возраста они, кажется, остро осознают различия и сходства с людьми, больше всего похожими на них. Исследования, проведенные психо­логом Томом Бауэром, показали, что мальчики предпочитают смотреть кино о мальчиках, а девочки - о девочках.

Малышей старше года может сильно тянуть друг к другу, но у них еще нет необходи­мых социальных навыков, чтобы хорошо играть вместе. Действительно, попытки совмест­ной игры часто бывают проблематичными, учитывая «правила собственности малыша», которые гласят:

  1. если я это вижу, то оно мое:
  2. если это твое, а я хочу его, то оно мое и
  3. если это мое, то оно мое навсегда.

Родители должны понимать, что это не жадность, а выражение развивающегося ощущения собственного «я» малыша. Дети этого возраста могут учитывать только собственную точку зрения и не понимают, что другие могут думать иначе. Поэтому идея о необходимости делиться просто не имеет для них смысла.

Существует и положительная сторона конфликтов малышей из-за игрушек и эмоциональных фейерверков, к которым они обычно приводят. Подобные эпизоды открывают потрясающие возможности для эмоционального воспитания. Родители могут помочь своим малышам осознать и обозначить словами гнев или разочарование. («Ты сходишь с ума, когда кто-то берет твою куклу», или «Ты разочарована, что не можешь получить этот мячик прямо сейчас».) Они могут начать изучать способы решения проблем, знакомя их с идеей игры по очереди. Если конфликт перерастает в драку, драчуну можно сказать, что «мы не бьем и не делаем больно своим приятелям из-за того, что сердимся», а затем посочувствовать жертве и успокоить ее.

Не забывайте хвалить и поощрять своего малыша каждый раз, когда он делает хотя бы малейшую попытку обмена, но особенно не надейтесь на то, что он будет делать это часто. В этом возрасте, как правило, более успешными являются параллельные игры, где у каждого ребенка есть свое пространство и он может играть отдельно от других детей.

Вам никогда не удастся полностью избежать конфликтов малышей из-за игрушек. Но ради сохранения душевного спокойствия вы можете свести эти эпизоды к минимуму. Объясняйте своим детям, что они могул взять игрушки к другу или в детский сад, только если будут ими делиться. Если ваш малыш ждет приятелей у себя дома, отберите с ним несколько особенно дорогих ему игрушек, которые он не хочет давать другим. Затем, перед приездом гостя, торжественно их спрячьте. Это даст ребенку ощущение власти и контроля, к которому он стремится.

В дополнение к растущему осознанию себя как отдельной личности ребенок достигает еще одной важной вехи своего развития - он осваивает символические или ролевые игры. В возрасте двух-трех лет дети начинают разыгрывать поведение, которое раньше наблюдали у других членов семьи. Ребенок уже способен хранить в памяти воспоминания о действиях и событиях, а затем извлекать их для подражания. Очень забавно наблюдать, как двухлетние малыши готовят, бреются, подметают пол или разговаривают по телефону. То как ребенок нежно целует на ночь своего плюшевого мишку или ругает своих кукол за плохое поведение, может служить живым напоминанием, что дети, наблюдая, учатся управлять своими эмоци­ями.

Дошкольный период (от четырех до семи лет)

К возрасту четырех лет дети уже «на ты» с окружающим их миром. Они знако­мятся с новыми друзьями, активно осваивают окружающую среду и узнают много нового и интересного. Вместе с опытом приходят и новые проблемы: детский сад - это весело, но воспитатели, как правило, ожидают, что ребенок будет спокойно сидеть в группе и сосредоточенно выполнять задание. Ребенок уже знает, как вести себя с друзьями, но иногда они все еще сводят его с ума и ранят чувства. И теперь, когда он стал достаточно взрослым, чтобы понять ужасы пожара, войны, грабителей и смерти, изо всех сил старается не оказаться раздавленным страхом перед этими событиями.

Чтобы справиться с новыми проблемами, ребенку нужно уметь управлять своими эмо­циями. Одна из важнейших задач, с которыми дети сталкиваются в раннем детстве, - необхо­димость научиться подавлять неадекватное повеление, сосредоточиваться и мотивировать себя на достижение пели.

Нигде дети так не развивают навыки управления своими эмоциями, как в отношениях со сверстниками. Именно здесь они учатся точно формулировать свои мысли, чтобы обмени­ваться информацией, и разъяснять их, если окружающие их не поняли. Они учатся говорить и играть по очереди, делиться. Они узнают, как находить общий язык во время игры, вступать в конфликты и разрешать их, как понимать чувства, желания и стремления других людей.

Дружба - это благодатная почва для эмоционального развития маленьких детей, поэто­му я призываю родителей предоставлять детям больше возможностей для общения с друзьями один на один. Даже у очень маленького ребенка могут формироваться прочные и долговременные привязанности к другим детям, и родителям следует принимать всерьез и уважать эти отношения.

Игровые занятия для детей этого возраста лучше всего проводить в парах. Это связано с тем, что детям в возрасте от четырех до семи лет часто бывает трудно понять, как одновре­менно управлять отношениями более чем с одним человеком. Вас как родителя это может расстраивать, особенно если вы видите, как два ребенка отвергают третьего, который пытается присоединиться к игре. Но вы должны понимать, что отказ не обязательно означает недоброжелательность. Просто дети хотят защитить игру, которую сумели создать в паре, а поскольку они не могут выразить свое отношение такими словами, чтобы третий ребенок его понял н принял («Прости, Бидди, но пара является самой большой социальной ячейкой, с которой мы можем справиться на данном этапе своего развития»), то, как правило, прибегают к более грубой и жесткой тактике: «Уходи, Бндти. Мы с тобой не играем!» Некоторые дети мо­гут так же поступать со своими родителями, говоря: «Уходи, папа! Я тебя больше не люблю. Я люблю только маму!» Фактически это означает, что он наслаждается близостью, которая в данный момент сложилась у него с мамой. Папа не должен принимать эту грубость близко к сердцу. На самом деле маленькие дети могут быть очень непостоянными. Нередко бывает так, что два ребенка отвергают третьего, а несколько минут спустя перегруппировываются и приглашают только что отвергнутого ребенка принять участие в своей новой игре.

Как лучше всего реагировать, если взрослый видит, что ребенок исключает третьего из игры? Если хотите привить ему доброту и восприимчивость к чувствам других людей, то следует рассказать ему, как можно более вежливо управлять своими социальными отношениями. Научите ребенка простым словам, которые он может использовать, чтобы объяснить си­туацию. Например: «Сейчас я хочу играть только с тем-то. Но потом я смогу поиграть с тобой».

Если ребенок - это тот, кого в настоящий момент исключили, то важно, чтобы вы признали его чувства, особенно если он расстраивается по поводу сложившейся ситуации. Затем помогите ему придумать способы решения проблемы, например пригласить играть другого ребенка или найти что-нибудь интересное, что можно делать одному.

Кроме обучения важным социальным навыкам, дружба между маленькими детьми дает им возможность фантазировать: создавать персонажей и разыгрывать жизненные ситуации. Юные друзья часто прибегают к фантазиям, чтобы помочь друг другу проработать запутан­ные проблемы и справиться с переживаниями из повседневной жизни. Это способствует их эмоциональному развитию, помогая, подобно взрослым, которые для этих целей используют визуализацию или гипноз, получить доступ к скрытым чувствам.

Зная, что фантазия может открыть дверь в мысли и заботы маленького ребенка, родите­ли детей этого возраста, занимающиеся эмоциональным воспитанием, могут использовать игры понарошку. Обычно дети проецируют свои идеи, пожелания, разочарования и страхи на кукол или другие игрушки.

Поощрение детей играть понарошку - реальное мастерство, но если вы его освоите, то сможете эффективно использовать эти игры. Например, ваш ребенок хочет быть больше и сильнее, поэтому он говорит: «Раньше я был маленький, а теперь могу поднять кроватку с одной стороны. А ты знаешь, что Супермен может даже летать?» Это означает, что ребенок практически попросил разрешения стать Суперменом, чтобы изучить такие чувства, как сила и уверенность в себе. Вы можете внести свой вклад и поощрить его фантазию, просто ска­зав: «Рад с тобой познакомиться. Супермен. Ты собираешься полетать прямо сейчас?»

Дети могут включать в свои игры разговоры о реальных жизненных ситуациях. Не удив­ляйтесь, если в разгар игры с куклой Барби или подражая супергероям ваш ребенок вдруг скажет: «Я боюсь снова оставаться с этой няней» или: «Сколько лет мне будет, когда я умру?»

Происхождение детских идей, скорее всего, останется для вас загадкой, но очевидно одно - в сценарии игры что-то всколыхнуло эмоции ребенка, и он хочет ими поделиться. Ин­тимность и непосредственность игры понарошку позволяет ему почувствовать себя рядом с вами в безопасности и поднять на поверхность тот или иной деликатный вопрос. Если ребенок приостановит разыгрываемый спектакль, чтобы исследовать эмоцию, то вам тоже лучше приостановить игру и поговорить с ним о затронутом страхе.

Одна из причин, по которой фантазийные игры так популярны среди детей четырех-семи лет, вероятно, в том, что они помогают детям справиться со множеством сильных страхов. которые испытывают в раннем детстве. И хотя количество тревожных переживаний детей младшего возраста может показаться бесконечным, по сути все они сводятся к небольшо­му набору базовых страхов.

СТРАХ БЕССИЛИЯ. Однажды два пятилетиях ребенка обсуждали «все, что в этом мире может нас убить». Они говорили о «разбойниках, злых людях, монстрах» и о самом страшном монстре - «акуле». Они обсуждали способы, которыми они могли бы унич­тожить эти страшные вещи. Затем поговорили о том, как боялись таких «глупых вещей, как темнота», когда были «детьми». Но теперь, «когда они стали большими», хвастались мальчики, «эти глупости их больше не пугают».

Этот разговор натолкнул на мысль: даже если бы мы как-то могли оградить детей от осознания всех реальных опасностей, существующих в мире, они все равно придумали бы своих монстров. Дело в том, что подобные фантазии помогают детям справиться с естественными чувствами бессилия и уязвимости. Несомненно, сила монстров пугает и отталкивает детей, но им нравится представлять, что они побеждают то, чего боятся. Так они могут чувствовать себя более сильными и менее уязвимыми.

Родители с помощью эмоционального воспитания могут дать своим детям возможность почувствовать себя сильнее. Как и у малышей, самооценка детей этого возраста повышается, если им предоставляют выбор: что надеть, что есть, как играть и так далее. Еще одна важная стратегия - предоставление детям самостоятельности в том, что они уже умеют. Не важно, чему они учатся - мыть голову или играть в новую компьютерную игру, - детям нужно, чтобы родители помогали и направляли, но ни в коем случае не были навязчивыми. Если ваш ребенок расстроился, что у него не получилось завязать шнурки на ботинках, не делайте это за него, потому что так вы покажете, что не верите в его силы. Вместо этого произнесите слова, свидетельствующие, что вы его понимаете, например: «Иногда очень сложно завязать длинные шнурки». Тогда, даже если ребенок все же попросил вас о помощи, он будет знать, что вы понимаете, что он испытывает.

СТРАХ БЫТЬ БРОШЕННЫМ, Существует естественная причина, по которой дели этого возраста зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка», в которой отец умирает и оставляет дочь со злой мачехой, или «Приключения Оливера Твиста», где мальчик-сирота должен заботиться о себе, занимаясь воровством. В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить.

Этот страх кажется детям очень реальным, и он очень широко распространен, поэтому родителям не следует использовать его ни в качестве угрозы, чтобы поддержать дисциплину, ни в качестве «шутки». Каждый раз, когда ваш ребенок выражает этот страх, используйте методы эмоционального воспитания, чтобы признать его чувства. Убеждайте детей, что вы всегда будете любить его и хорошо о нем заботиться.

СТРАХ ТЕМНОТЫ. Для детей темнота воплощает великое неизвестное, это то место, где обитают все их страхи и монстры. Когда дети подрастут, они будут понимать, что темно­та не всегда бывает страшной, но в этом возрасте нм требуется ваша помощь, поэтому, если ваш ребенок боятся темноты, оставляйте в его комнате небольшой свет и говорите ему, что вы рядом и в случае необходимости он всегда может вас позвать.

Не думайте, что, отрицая страх темноты, вы сделаете ребенка более сильным. Я знаком с отцом, который не хотел выполнять просьбу сына и оставлять свет, потому что беспокоился, чтобы мальчик станет «слабаком». Через несколько дней он почувствовал, что его сын становится все более тревожным. Выяснилось, что мальчик боялся уже не только темноты, но и того, что из-за плохого сна он будет хуже заниматься в школе на следующий день и потеряет расположение отца. Тогда отец поменял свое решение и поставил в комнате мальчика ночник, с этого момента вся семья спала намного спокойнее.

СТРАХ НОЧНЫХ КОШМАРОВ. Кошмары путают всех детей, но особенно страшны­ми они могут быть для детей младшего возраста, которым еще трудно отличить сны от реальности, Если ваш ребенок просыпается в слезах, попробуйте подержать его на руках и поговорить о приснившемся кошмаре, объяснив, что все, что происходило, было не на самом деле. Побудьте с ним, пока он не успокоится, и уверьте, что ночной кошмар закончился и что он в безопасности.

Хорошо, если вы объясните детям, что такое сновидения и сон. В этом вам пригодится замечательная история про Энни из книги «Жила была девочка, похожая на тебя», которую Дорис Бретт написала, чтобы помочь своей дочери справиться с кошмарами. В книге маленькая Энни рассказывает маме о злом тигре, который преследовал ее во сне. Тогда мать дает Энни невидимое волшебное кольцо, которое она должна надевать перед сном. Когда тигр снова начинает преследовать Энни, девочка вспоминает про кольцо и встречается с тигром липом к лицу. И оказывается, что тигр просто хотел стать ее другом. Так у Энни появился друг, который помогает ей бороться с другими страхами.

Когда я рассказал своей дочери Мории историю об Энни, она решила переименовать главную героиню в Морию. Однажды я зашел в ванную и увидел, что моя дочь смотрит на себя в зеркало и рассказывает эти истории своему отражению. Вскоре Мория избавилась от страха ночных кошмаров. Время от времени кошмары продолжали ей сниться, но они уже не были для нее столь путающими.

СТРАХ РОДИТЕЛЬСКИХ ССОР. Ссоры родителей могут сильно огорчать детей - они чувствуют, что это угроза их безопасности. Становясь старше, дети узнают, к чему могут привести родительские скандалы, и опасаются, что конфликт родителей закончится разводом. Кроме того, дети часто берут на себя ответственность за конфликт, считая, что они стали причиной ссоры родителей. Зачастую дети полагают, что они ответственны за сохранение семьи и в силах разрешить конфликт.

Родители должны стараться не разрешать детям принимать активное участие в своих конфликтах. Кроме того, если ваши дети стали свидетелями спора между вами и вашим партнером, следует показать им. как разрешился конфликт. Психолог Марк Каммингс писал о том, что маленькие дети не очень хорошо понимают вербальные сигналы, зато быстро успокаиваются, если видят, как мама и папа обнимаются и мирятся.

СТРАХ СМЕРТИ. Дети этого возраста знают о существовании смерти и могут задавать вам о ней прямые вопросы. Важно, чтобы вы бы честным: пусть ваш ребенок знает, что вы понимаете его беспокойство и не считаете его вопросы глупыми или незначительными. Если умер друг, родственник или домашнее животное вашего ребенка, нужно признать его печаль, вызванную потерей, обнять и утешить. Если вы попытаетесь не обращать внимания или при­уменьшить чувства горя и страха, которые ребенок переживает в этот момент, они не исчез­нут. Напротив, ребенок будет считать, что вам неудобно говорить о смерти и что в будущем не стоит обсуждать с вами важные чувства.

Чего бы ни боялся ваш ребенок, вы должны помнить, что страх - это естественная эмоция, выполняющая полезную функцию в жизни молодых людей. Конечно, дети не должны быть настолько пугливыми, чтобы бояться исследовать и изучать мир, но они должны знать, что иногда мир бывает очень опасным. И именно страх служит адекватным предупреждением.

Разговаривая с детьми об их страхах, не забывайте использовать основные приемы эмоционального воспитания: помогайте нм распознать и обозначить свой страх, когда он появляется, сочувственно и чутко о нем поговорите и вместе придумайте способы борьбы с различными угрозами. Обсуждая с ребенком стратегии борьбы с такими реальными опасностя­ми, как пожар, болезнь или незнакомые люди, вы даете ему в руки все инструменты для их предупреждения. Например, если ваш ребенок боится пожара, скажите: «Пожар в доме - это действительно страшно. Именно поэтому у нас есть детектор дыма, который предупредит нас, если что-то загорится».

Имейте также в виду, что дети могут говорить о своих страхах иносказательно. Так, мальчик, который спрашивает, существуют ли еще детские дома, скорее всего, не хочет услышать лекцию о политике социального обеспечения детей, а думает о страхе, что его бросят. Вы должны услышать эмоции, которые стоят за этим вопросом, особенно если этот воп­рос вашего ребенка касается темы смерти или того, что его бросят.

Таким образом, в период от года до трех ребенок совершает гигантский скачок в развитии: физическом, психическом, социальном, у него формируются фундаментальные личностные образования, в том числе и эмоции. Ни в какой иной возрастной период психика ребенка не будет развиваться так динамично. То, что сегодня родителям и педагогам может показаться несущественным или случайным, завтра может стать серьезной проблемой, затрагивающей как психическое, так и физическое здоровье ребенка.

В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства, которые во многом определяют его поведение, придавая ему окраску и выразительность. Эмоциональная сфера ребенка раннего возраста характеризуется рядом возрастных особенностей, таких как: кратковременность эмоциональных реакций; непосредственность выражения эмоций; неустойчивость эмоциональных состояний; лабильность эмоций; интенсивность эмоциональных состояний; низкий уровень способности адекватно воспринимать эмоции других людей; отсутствие навыков эмоционального самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.

Среди детей с особенностями психофизического развития, испытывающих потребности в коррекционно-педагогической помощи, особо выделяют детей с аутистическими нарушениями. При аутизме у детей наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим.
Недостатки эмоционального развития детей могут проявляться как:

  • эмоциональная незрелость, неспособность выбрать поведение, соответствующее актуальным переживаниям, перестроить свое поведение и изменить качество, интенсивность выражения эмоций в зависимости от изменившейся ситуации;
  • эмоциональная заторможенность или эмоциональная подвижность, часто провоцирующая возникновение и закрепление отрицательных черт характера, таких как безынициативность, мрачность, подавленность или упрямство, вредность, агрессивность;
  • отсутствие или обилие страхов, их устойчивость и необоснованность, что свидетельствует о ранимости, беззащитности и уязвимости детей;
  • неадекватность и бедность выразительного эмоционального реагирования, что в ряде случаев сопровождается отсутствием чувства привязанности, нежности, любви в ответ на аналогичные чувства родителей (воспитателей, сверстников).

На современном этапе помимо задач когнитивного развития особую актуальность приобретает эмоционально-личностное развитие детей с психофизическими нарушениями и адаптация их к жизни в обществе. Учеными доказано, что важнейшим средством передачи детям социально значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний.

Для создания адекватной развивающей среды, профилактики эмоциональных нарушений и оказания своевременной педагогической помощи родителям и педагогам необходимо представлять закономерности развития эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять эмоциональные нарушения.