Уроки математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:

  • Формирование экономических понятий на уроках математики
  • Развитие понятийного аппарата
  • Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений
  • Овладение элементарными экономическими понятиями
  • Успешная адаптация в быту
  • Включение в производственную деятельность

Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.

Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении учащихся в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях.

Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: "Семейный бюджет".

  • Бюджет - в переводе с английского "денежная сумка".
    Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода я направления расходов и достичь их соответствия.
  • Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.
  • Расходы - затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.
  • Услуга - действие, приносящее пользу, помощь другому.
  • Налог - государственный сбор с населения и предприятия
  • Абонент - тот, кто пользуется какой-то услугой.
  • Льгота - уменьшение оплаты.
  • Счётчик - прибор для подсчёта чего-нибудь.
  • Субсидия - денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.
  • Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.
  • Коммунальные услуги - услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.

Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты.

Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.

Рассортируйте записи в два столбика "доход" - "расход" и подсчитайте, какой результат ожидает семью.

Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если

  • Папа получает зарплату -
  • Мама получает зарплату
  • Бабушка получает пенсию -

Задача №3

  • Зарплата папы и мамы -
  • Истратили на продукты -
  • Заплатили за квартиру, свет, телефон -
  • Пенсия бабушки -
  • Заплатили за ремонт холодильника -
  • Оплатили покупки в магазине -
  • Купили подарок сыну -

Вывод.

  • Что означает термин "экономить"
  • Чем отличается качество "экономный" от качества "жадный".

Заработная плата - это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

Задача №4

Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 54 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?

Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?

(количество продукции; стаж работы (опыт))

Задача №5

За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?

Задача №6

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?

Задача№7

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм, а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.

Задача №8

Средняя зарплата работника предприятия составляет 5000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?

Задача №9

Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.

Плата за наём

ТО

Вывоз мусора

Холодная вода

Радио

Коллективная антенна

Всего

Задача №10

Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона, 1 яйцо, сыр (50 г на порцию), 1 стакан молока (250 г)?

Задача №11

Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит -------- р.?

Задача №12

Однажды Петя проголодался и решил пообедать в столовой. Там было много вкусных блюд. Чтобы что-то выбрать что-то для себя Петя сначала прочитал меню и узнал цены.

Меню

Первые блюда Цена
1. Борщ 5,75 р.
2. Куриный суп 4,68 р.
3. Уха 3,5 р.

Вторые блюда
1.Котлета с картофельным пюре 6.64 р.
2. Сосиски с жареным картофелем 5,3 р.
3. Рыба с тушёными овощами 4,28 р.

Напитки
1. Чай сладкий 0,8 р.
2. Компот 1,15 р.
3. Кисель 1.2 р.

Задача №13

Семья состоит из 3 человек, живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовали все трое. Рассчитать налог за квартиру, если доля налога 1 члена семьи составляет ….. руб.?

Задача №14

Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.

Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.

Задача №15

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?

Чему равен один квартал?

Абонентская плата-плата за наличие телефона, за пользование им без междугородных разговоров.

Задача №16

Минута разговора Саяногорск - Москва стоит ….. руб.

Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.

Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным.

"Наиболее общее понимание экономики - способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика - "хозяйствование по правилам в соответствии с законом". Применительно к домашнему хозяйству экономика - это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи".

(Дудников В.В. и другие. Экономическая культура. Самара: Самарский ИПКРО, 1994.)

Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислить, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

Литература

  1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология. - 2000. - №5.
  2. Коррекционная педагогика. - 3(15), 2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I-III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
  4. Перова М.Н. Математика 9 кл. М.: Просвещение,2001.
  5. Алышева Т.В. "Рабочая тетрадь по математике 8","Рабочая тетрадь по математике 9" для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. "Просвещение" ОАО "Московские учебники" Москва 2005.
  6. Эк В.В. Математика 8 М.: Просвещение,2002.