Использование технологии модерации на уроках обществознания: на примере методической разработки урока «Гражданин РФ». 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Патриотическое воспитание

Класс: 7


Вопросы воспитания патриотизма и гражданской позиции у современных школьников актуальны, как никогда. В условиях разгула национализма и возрождения фашизма, угрозы международного терроризма, оказания политического и экономического давления со стороны ведущих мировых держав на нашу страну, мы, преподаватели истории и обществознания, реализуя общеобязательные программы, ни в коем случае не должны забывать о мощном патриотическом потенциале преподаваемых дисциплин.

Обратимся к терминологии. Что же такое «патриотизм»? В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее определение: «Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»1.

____________

1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. - 940 с.

Гражданственность, или гражданская позиция - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и личное принятие долга перед своим государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны.

В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. В современной молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность или, наоборот, апатия, подмена ценностей, антипатриотические настроения. Изменения в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций - показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

Уроки обществознания призваны содействовать социализации современных школьников, «играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции»2. Это достигается разными способами, в том числе и через «развитие технологий и методик обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников»3.

____________

2 Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы / https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe
3 Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы / https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe

В данной статье мне хотелось бы кратко осветить возможности использования на уроках обществознания одной из современных образовательных технологий - методики педагогической модерации.

Модерация предполагает применение активных методов обучения, что делает ее весьма актуальной в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данный способ организации образовательного процесса предполагает организацию интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. В ходе такой групповой работы организуется обсуждение проблемы, что дает возможность участникам принять общие решения как свои собственные.

Несомненным плюсом данной технологии является то, что учитель только помогает обучающимся (и то не всегда) найти оптимальные пути к цели, т.к. данная технология уделяет большое внимание целеполаганию, учету потребностей и ожиданий обучающихся, что делает образовательный процесс понятным и желанным для учеников.

К ключевым процессам модерации относятся: эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса; упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация); мотивация всех участников образовательного процесса; мониторинг образовательного процесса; рефлексия педагога и обучающихся; анализ деятельности участников и оценка результатов.

Важным принципом технологии модерации, обеспечивающим прозрачность педагогического процесса и позволяющим педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход учебной деятельности, её промежуточные и итоговые результаты, является визуализация.

Среди методов визуализации методисты называют приемы цветового кодирования, приемы древа (ожиданий, целей, решений), интеллект-карты, прием алгоритма, составление графиков, диаграмм, фреймов и другие.

Урок с использованием данной технологии, описанный далее, был проведен как урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Для проведения урока с использованием технологии модерации была выбрана тема «Гражданин РФ» в 7 классе.

Для реализации плана занятия в классе необходимо выделить две команды участников, используя любой способ (данный этап целесообразно провести до начала занятия). Численный состав рабочей группы предполагается от 4 до 12 человек. В командах участники выбираются капитаны. Для урока должен быть подготовлен раздаточный материал в форме распечатанных интеллект-карт.

На данном уроке обучающиеся ищут пути разрешения следующей проблемы: идеальный гражданин РФ - какой он?

Предварительно, обучающиеся приходят к выводу, что Гражданин - это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности. ​Далее обучающимся предлагается в своих группах обсудить, какими они обладают правами как граждане нашего государства и заполнить рабочий лист № 1. В более подготовленном классе можно замотивировать обучающихся самостоятельно визуализировать свои выводы, например, составить интеллект-карту в бумажном формате или с использование современных интерактивных сервисов (к примеру, https://coggle.it/). Учитель при этом не вмешивается в процесс обсуждения и творчества, а лишь координирует основные этапы урока, выполняя роль наставника.

Поскольку данная методика предполагает активную коммуникацию обучающихся прежде, чем команды приступят к поиску решения проблемы и презентации своей работы, необходимо проговорить еще один важный принцип технологии модерации - использование дискуссионных методов. Это своего рода набор правил, с которыми участники знакомятся до начала процесса обсуждения проблемы. Например, не разрешается говорить нескольким участникам одновременно, обсуждать в течение одного диалога можно только одну ситуацию, имеет смысл фиксировать основные положения, высказанные участниками диалога, использовать точные краткие формулировки, применять «конфликтные знаки» (карточек, или окрашенных в конкретные цвета, или подписанных «согласен»/ «не согласен») и т.п.

После презентации итогов первого этапа урока, обучающиеся подводятся к пониманию того, что не бывает прав без обязанностей (как и обязанностей без прав). Поэтому далее им предлагается вспомнить свои обязанности, которые они исполняют (или будут исполнять) перед своим государством. ​ При этом группа заполняет рабочий лист № 2, либо создает самостоятельно ителлект-карту.

Далее обучающиеся, опираясь на выводы, к которым они пришли ранее составляют портрет идеального гражданина, используя любые способы визуализации - от интерактивных до традиционных. Модератор помогает объединить близкие по смыслу идеи и тезисы с целью сформировать «идеальный образ» гражданина Российской Федерации. Обсуждение проходит в форме групповой дискуссии.

Данный этап работы фактически выступает в качестве важнейшего этапа технологии модерации - этапа рефлексии обучающихся и педагога. Рефлексия - это осознание значимости и необходимости собственной деятельности. Рефлексия необходима для того, чтобы выявить особенности этой деятельности, ее процедуры и результаты, понять инструменты эффективного решения задач и проблем, внести коррективы в последующую деятельность4.

____________

4 Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2017.

Цель рефлексии данного урока - подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников командной работы ощущение завершенности процесса.

Таким образом, использование технологии модерации на уроках обществознания позволяет педагогу обеспечивать эффективное управление классом, избегая при этом авторитарных методов работы, максимально полно вовлекать всех обучающихся в образовательный процесс и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество, поддерживать высокую познавательную и творческую активность учеников на протяжении всего занятия, гарантировать достижение целей урока.