Открытый урок "Социально-экономические реформы П.А.Столыпина". 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Класс: 9

Ключевые слова: П.А.Столыпин


Предмет: история.

Класс: 9.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проблемный урок, лабораторное занятие.

Цели и задачи урока:

  • Определить значение реформ П.А.Столыпина,их влияние на развитие экономики и социальное развитие России начала XX века.
  • Развивать умение работать и анализировать документы параграфа и дополнительный материал.
  • Развивать навыки коммуникации в процессе совместной деятельности.
  • Воспитывать интерес к истории России.

УУД:

личностные:

  • развивать навыки самопроверки;
  • обучать умению давать оценку своим действиям;
  • развивать навыки работы в группе.

метапредметные:

  • учить анализировать материал и и выделять общее;
  • развивать навыки теоретического мышления
  • составление схем (кластера) с целью лучшего усвоения материала;

предметные:

  • определить причины проведения церковной реформы в XVII веке
  • дать уточненное определение термина «реформа»;

Формы и методы: организация самостоятельной исследовательской деятельности, диалог.

План урока:

I. Актуализация знаний

II. Изучение нового материала

  • Цели реформы.
  • Основные мероприятия и осуществление реформы.
  • Итоги и значение реформы

III. Рефлексия

IV. Итог урока. Д./з.

Эпиграф урока:

«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».
П.А.Столыпин

Ход урока

Просмотр видеоролика «П.А.Столыпин и его реформы»

https://yandex.ru/video/preview/11823321617392643396

Вступительное слово учителя: - Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?

Объявление темы урока.

I. Актуализация знаний

Учитель: Кто такой Петр Аркадьевич Столыпин? Что Вам о нем известно?

Ученик (опережающее задание) Петр Столыпин - один из самых значимых государственных деятелей России, занимал должность статс-секретаря Его Императорского Величества, действительный статский советник. Назначен губернатором Саратовской и Гродненской губерний. В 1906 году стал министром внутренних дел и оставался на этом посту до самой смерти. Ему принадлежит значительная роль в подавлении революции 1905-1907 годов. В истории России больше нет такого политика, на которого покушались бы с таким усердием, как на Петра Столыпина. Шутка ли, пережить десять покушений и все-таки умереть после одиннадцатого. Смерть буквально дышала Столыпину в спину, а он считал, что это расплата за его убеждения. Мнения о жизни и деятельности Столыпина очень противоречивые. Одни видели в нем тирана и «фальшивого героя», другие - смелого реформатора, пытавшегося (хоть и неудачно), модернизировать страну, вывести ее к процветанию и стабильности. Современники политика знали его как решительного, стойкого и неустрашимого человека. Его не поддерживала ни монархическая элита, ни революционеры, но он продолжал свято верить в свои убеждения и идеи.

ДЕТСТВО

Родился Петр Столыпин 14 апреля 1862 года в Дрездене (столица Саксонии), в семье генерала от артиллерии Аркадия Столыпина и Натальи Горчаковой, дворянки, чья родословная начинается от Рюриков.

КАРЬЕРА

Высокий уровень знаний позволил Столыпину окончить вуз с отличным результатом, и его, как одного из лучших выпускников взяли на службу коллежским секретарем. Карьера молодого человека складывается блестяще. Спустя три года Петр уже имел чин титульного советника… Успехи молодого реформатора были замечены, и Столыпин получил новое назначение, на этот раз губернатором Саратовской губернии. На новом месте Петр снова принялся за перемены, но все остановилось из-за русско-японской войны и бунта 1905 года, начавшегося вслед за ней. Главной чертой Столыпина называли бесстрашие, он действительно не боялся выходить к разъяренной толпе, чтобы успокоить бунтарей. Государь Николай II два раза благодарил его за службу, потом издал указ о его новом назначении. Столыпин получил кресло министра внутренних дел. В настоящее время это назначение расценивалось бы, как оказание большой чести. Петр Столыпин работал параллельно на двух должностях - своей и премьер-министра. Роль и масштаб министра внутренних дел в те времена превосходили полномочия других министров. В качестве премьер-министра Столыпин начал заниматься реформами с первого дня своего назначения. Причем они касались не отдельной направленности, а самых различных аспектов жизни страны. Под его реформы попала внешняя политика, законопроекты, национальный вопрос, органы местного управления. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой II Думе.

(Источник: https://biographe.ru/politiki/petr-stolipin В ноябре 2016 года исполнится 110 лет со дня аграрной реформы П.А.Столыпина.)

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Постановка проблемы:

  1. Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
  2. Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

Ответы учеников:

  • крестьянская община,
  • отрезки,
  • выкупные платежи,
  • помещичье землевладение,
  • малоземелье крестьян.

Учитель: Откройте учебник стр.76 «История России» п.3 «Оживление общественного движения» (анализ текста).

Вывод: Положение крестьян было крайне тяжелым, сохранялась эксплуатация помещиками, росло недовольство во всех слоях общества. Результатом стала революция 1905 г., в ходе которой Николай II даровал народу Государственную Думу. Однако, Дума не решила данного конфликта и была распущена.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А.Столыпина - министра внутренних дел.

II. Изучение нового материала

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей.Свой курс П.А.Столыпин охарактеризовал «порядок и реформы»

1 группа определяет цели первой части реформы - назовем «установление порядка в стране». Определите и дайте оценку целям, принятым мерам и результатам его деятельности.( стр.98)

Ответы: В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.

2 группа «Аграрная реформа» Определите и дайте оценку целям, принятым мерам и результатам его деятельности.(стр.99)

Ответы: Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Основное внимание П.А.Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы, которая должна была в целом изменить экономику России и вывести на новый уровень развитие сельское хозяйство, создать средний касс крестьян-собственников и изменить положение в промышленности, где по прежнему не хватало рабочих рук.

Проблемный вопрос урока: «Аграрная реформа в России: достижение или неудача?»

Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года - начало аграрной реформы Столыпина.

Цели реформы.

- Как вы считаете, каковы были цели реформы?

- Для составления кластера нам необходимо проанализировать документы, которые лежат на ваших столах.

Работа с документами (раздаточный материал).

Задание: определите цели «Аграрной реформы» и сделать записи в тетрадях в форме кластера.

1 группа. Документ 1

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли)

2 группа. Документ 2

«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»

(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)

3 группа. Документ 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении»

(Цель: продолжение модернизации России)

Таким образом, значительная конечная цель - Великая Россия.

Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России - был аграрный вопрос.

Составим кластер используя материал учебника стр.99 (учебник история России) и документам на карточках. (работа в группах)

Учащиеся на основании теста учебника выделяют основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина:

  • Создание новых форм землевладения и землепользования
  • Государственная помощь крестьянским хозяйствам
  • Переселение крестьян
  • Развитие крестьянской кооперации
  • Разрушение общины. Крестьяне - частные собственники своего надела.
  • Хутор, отруб

Работа с раздаточным материалом

1 группа. Документ 1

Из письма П.А. Столыпина Николаю II:

«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».

2 группа. Документ 2

Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.:

«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность переходящего к личному владению домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то... все означенные действия исполняются на месте земским начальником...

Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли... имеет право требовать, чтобы общество выделило ему... соответствен­ный участок, по возможности, к одному месту».

3 группа. Документ 3

Из речи П.А.Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:

«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни... Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека...»

Вопросы и задания к документам

- Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?

- Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? - Какова процедура выделения из общины?

Задание 2. Заполните таблицу «Результаты аграрной полиики П.А.Столыпина».

Результаты аграрной политики П.А.Столыпина

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. - 10% всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений).
Рост экспорта хлеба.

Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин це­линных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не была решена.
От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В местах пере­селения возникали конфликты с местным населением

Итоги и значение реформы

Учитель: продолжите предложение «Аграрная реформа привела к……

  • социальное расслоение крестьянства;
  • пополнение рядов рабочего класса;
  • рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба;
  • освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибири;
  • зарождение сельскохозяйственной кооперации;
  • помещичья земля осталась не тронутой.

Учитель: В чем были причины неудач в ходе проведения реформы?

Какие слои общества были им недовольны и почему?

Ученики высказывают свою точку зрения.

Учащимся предоставляется возможность сопоставить свою точку зрения на итоги реформистской деятельности П.А.Столыпина и мнения его современников.

III. Рефлексия

Учитель: Давайте ответим на главный вопрос урока. Скажите, как вы считаете, «Аграрная реформа в России: достижение или неудача?»

Ответы учеников.

Учитель: П.А.Столыпин сказал «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»,однако его гибель и отсутствие поддержки в обществе не позволили решить проблемы существовавшие в России в начале XX века.

IV. Итог урока

Д./з. п.31.