Экономика семьи

Разделы: История и обществознание


Я хочу рассказать вам историю о друзьях, совершенно непохожих друг на друга. Жил-был на свете хозяин - ВО. Очень сильно он любил загадки. И одну даже приготовил для вас. Посмотрите на экран, попытайтесь определить тему урока (два слова) Как вы поняли?

У нашего хозяина ВО было два товарища. Они были братьями-близнецами, и фамилия была у них «Ход». С детства они носили одинаковые кепочки с надписью «пеше» и все называли их пешеходами. Несмотря на то, что они были братьями-близнецами, были непохожи друг на друга. Первый был воспитанный трудяга, а второй - непоседливый транжира.

Когда они стали постарше, решили выбрать себе разные головные уборы, чтобы отличаться друг от друга. Помогите им подобрать разные кепки, которые будут как-то перекликаться с темой нашего урока.

  • Из
  • Под
  • Пере
  • Вы
  • За
  • До
  • рас

Итак, главные действующие лица: дружелюбный хоз-во, монетки ДО-ход и РАС-ход.

А вы уже догадались, какое слово зашифровано в имени хозяинаВО?

Чтобы определить, о чем пойдет речь на уроке, предлагаю задать вопросы героям нашего урока.

Вам необходимо продолжить вопрос:

  • Что такое ... ?
  • Как правильно … ?
  • Зачем знать … ?
  • Как увеличить … ?

Итак, я предлагаю вам чуть ближе познакомиться с нашими героями. Сформулируйте цель нашего урока: познакомиться с семейным хозяйством - доходами и расходами.

Работа по теме урока

Хозяин-ВО был очень гостеприимный, всегда накрывал пышный стол для своих гостей. А еще он очень любил загадки.

Посмотрите в РТ. Из чего состоит хозяйство семьи?

Итак, ваше новое задание. На столах ХОЗ-ВО приготовил слова подсказки. Там есть лишние таблички. Вам нужно оставить только те, которые относятся к понятию «имущество семьи». 30 сек.

Рядом с кружками на столе поставьте только то, что относится к имуществу семьи.

  • Одежда
  • Мебель
  • Автомобиль
  • Дача
  • Садовый участок
  • Приусадебное хозяйство
  • Бытовая техника
  • Дом
  • Квартира

Вычеркните в РЛ то, что отсутствует у вашей семьи.

А может ли быть чашек больше/меньше?

Хоз-Во пригласил друзей на чаепитие. До-ход - воспитан, и знал, что с пустыми руками приходить не хорошо, поэтому решил испечь торт. Но этот торт необычный. В качестве ингредиентов он использовал источники доходов семьи.

Как вы думаете, какие ингредиенты ему понадобится?

Какие источники Дохода семьи Вы знаете?

  • Заработная плата
  • Личное подсобное хозяйство
  • Социальные выплаты (стипендии, пособия, пенсии)
  • Часть прибыли предприятия
  • проценты на банковские вклады
  • средства за счет сдачи внаем квартиры или дома

А в каждой семье есть все источники доходов?

В каждой семье разные ингредиенты пирога, каждый пирог уникален.

Вспомните, какие источники доходов есть в вашей семье, Напишите рецепт своего пирога ваш рабочий лист.

Возможно в вашем пироге есть секретный ингредиент - доход, который есть только у вашей семьи? В моем пироге есть секретный ингредиент - инвестиции, я инвестирую в акции.

В любом пироге есть обязательные ингредиенты, а есть и те, которые мы добавляем только когда сезон, например клубника. Если говорить о видах доходов семьи, то доходы бывают фиксированные и переменные.

Соотнесите характеристику и вид дохода. Впишите названия в таблицу

Вид дохода

Характеристика

Фиксированный

Установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежные оклады, стипендии, пенсии

Переменный

Увеличение или уменьшение дохода в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи

Работая в группах, определите, какой вид дохода у сказочных героев.

  1. Шахерезада и ее отец, служащий султану за жалование
  2. Карабас-Барабас, который открыл магазин
  3. Папа Карло, и грающий на шарманке на рыночной площади
  4. Кот Матроскин, купивший корову и живущий за счет продажи молока
  5. Мышка-норушка, сдающая теремок
  6. Айболит, который лечит животных

ПОЧЕМУ???

Гостеприимный хоз-ВО всегда рассказывает истории за чашкой чая. И одна из них о его давнем товарище. Послушайте и определите, как его зовут.

Когда-то в Англии его именем называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и свои отчеты, позже так стали называть, отчет министра финансов перед парламентом., А в переводе с французского его имя - «кошелек». Именно он всегда пытается примерить наших спорщиков: ДОход и РАСход, влияет насколько успешна будет экономика семьи.

Итак, вы уже догадались, как зовут его друга? (бюджет). А что такое Бюджет? (сумма доходов и расходов, рассчитанная на определенный период времени.).

Понять это нам поможет задание №3.

Вы выполняли одно и то же задание. Внимательно слушайте ответы друг друга.

Запишите в рабочий лист. Бюджет - сумма доходов и расходов, рассчитанная на определенный период времени.

Бюджет всегда пытается примерить ДО-ход и РАС-ход.

Расход - непоседливый транжира, ему все время что-то нужно. Назовите, на что расходуются деньги?

Итак, на какие товары среднестатистические семьи расходуют средства?

Обратимся к заданию №4. Что у вас получилось? Запишите 2-3 примера в свой рабочий лист.

Обязательные

Произвольные

Минимально необходимые затраты

Затраты, связанные с повышением количества и качества обязательных расходов, а также приобретение

Одежда, питание, жилье, ЖКХ, транспорт, лекарства, оплата налогов и т.д.

средства по уходу за собой и домашними животными, предметов роскоши, туристических путевок и т.д.

Мы познакомились с источниками доходов и статьями расходов. Типы бюджетов так же бывают разными, они определяются соотношением доходов и расходов.

Предлагаю обратиться к заданию №5, чтобы ответить, сможет ли среднестатистическая семья накопить на отпуск.

Посмотрите на весы, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Если расходы превышают доходы - дефицитным, а если расходы меньше доходов - профицитным. Расставим знаки в наших рабочих листах.

Если у нас остается немного средств, как мы можем их использовать? (как «подушку безопасности»)

Посмотрите на экран, перед вами пословицы, зашифрованные в смайлах. Выберите ту, которая соответствует вашему типу бюджета.

  • Денег куры не клюют
  • Как кот наплакал

Чтобы денег было не как «кот наплакал», бюджет необходимо планировать.

И вот они собрались за общим столом. ДО-ход принес торт, а РАСход постоянно пытается взять себе кусочек, и ни один, а несколько, да побольше. РАСходы «съедают» большую часть бюджета, и на исполнение незапланированных желаний остается лишь малая часть.

А можете ли вы помочь увеличить доходы семьи? Обратимся к заданию № 6.

  • Ст.69. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
  • Ст.70. Организация не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательного срока.
  • Ст.92. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю; Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.
  • Ст. 96. Применение туда несовершеннолетних запрещается в ночное время. Ночным временем закон считает время с 22 часов до 6 утра.
  • Ст.265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет.
    • тяжёлые работы (например, погрузочно - разгрузочные. Вес переноски тяжестей не должен превышать 10 кг, к тому же работа не должна заключаться только в переноске тяжестей)
    • вредные работы (напр., в литейном цехе)
    • опасные работы (напр., с ядохимикатами)
    • подземные работы (напр., в шахте)
    • ночные (ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра) - сверхурочные работы
    • работы, причиняющие вред нравственному развитию (игорный бизнес, ночные клубы, торговля спиртными и табачными изделиями)
    • работы, связанные с полной материальной ответственностью (напр., кладовщики, кассиры, продавцы)
    • работы, выполняемые с длительной отлучкой из места постоянного проживания.

Как лично вы можете увеличить этот кусочек пирога (заработать)? Напишите свои идеи, проговаривая, опускаем их в копилку идей.

Несмотря на все наши усилия Доход и РАСход все равно продолжают ссориться Бюджет решил помирить таких непохожих друг на друга друзей. Помогите Бюджету обратиться к ДОходу и РАСходу с советом, закончите предложения:

  • Для исполнения желаний всех членов семьи необходимо увеличивать…
  • Доход должен быть больше, чем ….
  • Чтобы стать хорошим хозяином бюджет необходимо ….

Вы дали прекрасные советы, которыми каждый человек должен руководствоваться при планировании своего бюджета. Скажите, какие ключевые слова урока вы можете назвать? Посмотрите на них, скажите, главные тезисы урока? Сделайте выводы по уроку, опираясь на ключевые слова

Если знаний по теме урока, вам было достаточно, уходя из кабинета возьмите монету с чаши весов «Доход», если остались вопросы, и что-то было непонятно - с чаши «расход».

Сегодня на уроке вы действительно познакомились с семейным хозяйством, охарактеризовали источники и виды доходов, выявляли статьи расходов. У каждой семьи будет свой, особенный «пирог», но при планировании бюджета помните слова Б.Франклина: «Тратьте меньше, чем зарабатываете - вот и весь философский камень».