Внеурочное занятие "Секреты общения"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Классный час «Поговорим о главном»

Класс: 1


Цель занятия: способствовать развитию доверительных, доброжелательных и товарищеских отношений между обучающимися класса, содействовать проявлению детьми положительных нравственных качеств, формировать умение проявлять дружелюбие, тактичность при работе в группе.

Формирующиеся ценности: доброта, дружба, вежливость, взаимопомощь и взаимоуважение.

Задачи: формирование коммуникативной культуры, развитие информационно-медийного направления работы.

Планируемые результаты.

Личностные (воспитательные): развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные (развивающие):

  • коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу.
  • познавательные универсальные учебные действия: формировать умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам;
  • регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение планировать свою деятельность.

Предметные (обучающие): формировать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формы организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: SMART-презентация урока, интерактивная панель, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки, видеоролик «Притча о доброте», мешочки с секретами общения.

Предварительная работа: обсуждение с родителями обучающихся возможной помощи при создании газеты, приглашение родителей-помощников на занятие (1 человек на команду).

Сценарий занятия

1. Организационно-мотивационный этап

(Задача этапа - создание условий для появления предвкушения положительных, радостных эмоций в познании нового и интересного).

«Здравствуйте!» -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. А теперь садитесь.

2. Целеполагание

(Задача этапа - содействие эмоциональной включенности класса вобсуждаемую тему).

- Дорогие ребята! Мы с вами живём в 21 веке - веке информационного общества. В нашей школе активно работает информационно-медийный центр. А так как мы с вами являемся частью центра, нам предстоит создать номер газеты. Тему вы должны определить сами.

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили?

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

- Так, а о чём сегодня пойдёт речь? (Речь занятия пойдёт об умении общаться, доброте и вежливости).

- Правильно. Тема занятия - «Секреты общения».

- Мы будем говорить о самых важных качествах человека, которые помогают в общении друг с другом, раскрывать «Секреты общения».

3. Организация совместной деятельности

(Задача этапа - формирование эффекта ожидаемого свершения, удовлетворения интереса познать, увидеть, услышать).

- Какой секрет общения поможет раскрыть притча? (https://disk.yandex.ru/i/XgpaZS1KMmSBxw)

Внимание на экран.

- Почему продавец пошёл на уступки? (Он был добрый. Девочка была очень вежлива. Она хотела сделать подарок своей сестре, чтобы та улыбнулась.)

- А можно ли человека заставить быть добрым? (Нет.)

- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

- В народе говорят: «Доброта, что солнце», «Доброе слово, что ясный день», «Где тепло, тут и добро», «При солнышке тепло, при матери добро».

- Почему выбраны именно такие сравнения? (Потому, что доброта так же, как и солнце, всех согревает, дарит своё тепло. Доброе слово так же приятно, как ясный, погожий денёк).

- Какую же тайну общения помогла раскрыть притча? (Быть добрым).

Учитель раскрывает на доске первый мешочек с секретом общения.

- У доброты есть важное качество - чем больше ты даришь её людям, тем больше её к тебе возвращается.

- С людьми, которые не знают этого секрета может произойти самое страшное.

САМОЕ СТРАШНОЕ
(Пермяк Е.А.)

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи корчил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзику усы выдергивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки стирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек.

- Так что же самое страшное для человека? (Остаться одному на всём белом свете.)

- Почему Вова остался один на свете? (Вова не умел общаться. Он был очень жестоким.)

- Чтобы вы посоветовали герою рассказа? (Быть вежливым по отношению к окружающим).

- Озвучьте второй секрет общения. (Будь вежливым).

Учитель раскрывает на доске мешочек с секретом общения.

- Относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Запомните это золотое правило и пользуйтесь им всю жизнь.

(На доске три смайлика)

- С каким из этих персонажей вы бы хотели общаться? (С тем, который улыбается).

- Почему?

- Верно, когда человек улыбается, общение с ним становится намного приятнее.

- Назовите следующий секрет успешного общения. (Дарить улыбку).

Учитель раскрывает на доске мешочек с секретом общения.

- Давайте вспомним, какие еще качества должны жить в сердце каждого человека, чтобы в нашем классе всегда светило солнце счастья? Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».

(Дети вместе с учителем прикрепляет лучики с хорошими качествами к солнышку, а плохие прячут за тучку).

Дружба, честность, взаимопонимание, трудолюбие, любовь, доброта, вежливость, взаимопомощь, чуткость, честь, совесть, отзывчивость, уважение, порядочность, терпение, неряшливость, эгоизм, трусость, подлость, предательство, злость, наглость, грубость, хамство, ябедничество, хулиганство, воровство, вранье, жестокость, равнодушие, болтливость.

- А теперь поменяйтесь местами те, кто ежедневно совершает хотя бы один добрый поступок.

- Встаньте те, кто ни дня не обходиться без вежливых слов.

- Подпрыгните те, у кого всегда позитивное настроение.

- Здорово. Давайте подарим друг другу аплодисменты и поделимся секретами общения в нашей газете.

4. Организация работы в группах. Создание газеты

(Задача этапа - вывод опыта на осознаваемый уровень как индивидуальное и коллективное осмысление прошедшего, своеобразное закрепление на дальнейшее продолжение и участие в совместной деятельности).

- Как бы вы назвали свою газету? Выберите название.

  • «Секреты общения»
  • «Спеши творить добро»
  • «Ежели вы вежливы»

- Каждая газета имеет разделы, РУБРИКИ. Сколько рубрик выбираете вы?

- Какой материал мы будем размещать? (Общение со сверстниками. Общение со взрослыми. Правила дружбы. )

- Возьмем интервью у одноклассников, у родителей и расскажем, каковы секреты общения, подберём пословицы, стихи.

Родители: - Ребята, когда мы узнали, какую тему вы сегодня на занятии будете обсуждать, решили, что нам просто необходимо прийти. Ведь нам очень важно, чтобы вы умели правильно общаться с окружающими. Мы очень хотим, чтобы вы были счастливы, чтобы у вас было много друзей. Сегодня мы будем вашими помощниками при создании газеты.

- А мы всегда с удовольствием принимаем вашу помощь.

- Сейчас важно, чтобы каждый из вас выбрал ту рубрику, в которой хотел бы поработать.

- Ну что же начинаем работу. (Родители и дети делятся на группы).

Группа №1. - Вам предстоит оформить первую рубрику - «Общение. Правила общения».

Группа №2. - Ваши рубрики «Пословицы и поговорки», «Стихи».

Группа №3. - Ваша задача - подобрать иллюстрации для газеты.

5. Презентация газеты (защита продукта)

План выступления обучающихся по защите рубрик:

  • Мы работали над созданием рубрики …..
  • Что делали?
  • Особенно нам понравилось….(зачитать)

Дети работают в группах и отбирают собранный материал для газеты, оформляют газету.

6. Рефлексия занятия

(Задача этапа - соизмерение поставленных задач с результатами командной деятельности)

- Подведём итоги сегодняшнего занятия.

- Какой важной теме был посвящено занятие? (Умению общаться)

- Перечислите секреты общения.