Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте "По клеточкам и строчкам"

Разделы: Дополнительное образование


Информационная карта

Полное название программы

Дополнительная образовательная программа «По клеточкам и строчкам»

Сведения о программе:

Нормативная база:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав МАДОУ «Детский сад «Василёк».

Область применения

дополнительное образование

Направленность

социально-педагогическая

Уровень освоения

ознакомительный

Вид программы

модифицированная

Возраст обучающихся по программе

5-6 лет

Продолжительность обучения

1 год

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

Дошкольный возраст - время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С.Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "По клеточкам и строчкам".

Актуальность и целесообразность: социальный запрос родителей. Готовность ребенка к письму (наряду с интеллектуальной готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Новизна программы: состоит в том, что она разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Отличительная особенность программы:

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Технологии, приёмы и методы обучения:

Формы организации занятий выбраны в соответствии с возрастными особенностями.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с крупами и другими мелкими предметами
  • Пластилинография
  • Штриховка.
  • Вырезывание
  • Рисование по клеточкам

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с крупами и другими мелкими предметами.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить детей перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых. Использование игр с крупами и другими мелкими предметами у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и алгоритм действия по условию и схеме. Все упражнения составляются с учетом постепенного перехода от простого к сложному, и многократно повторяются.

Пластилинография.

Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

  1. Штриховать только в заданном направлении.
  2. Не выходить за контуры фигуры.
  3. Соблюдать параллельность линий.
  4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезывания - навыкам вырезания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают, не целую форму а ее половину.

Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.

Рисование по клеточкам.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Адресат программы

Программа адресована детям 5-6 лет и является подготовительным курсом к дальнейшему освоению ДОП «Букварёнок».

Объём и срок освоения программы

Программа «По клеточкам и строчкам» рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 64.

Формы обучения

Основная форма учебной работы - групповое занятие.

Состав группы - постоянный, в учебные группы принимаются все желающие, независимо от уровня первоначальных знаний.

Режим занятий

Периодичность проведения занятий: два раза в неделю по 25 минут.

Наполняемость учебной группы 9-11 человек.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

Особенности развития детей 5-6 лет. Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Несформированность навыка работы с пишущими предметами, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки. Неправильная поза при рисовании и письме - это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Цель и задачи программы

Целью программы является: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

  • Развитие мелкой моторики руки ребенка.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие графического воспроизведения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
  • Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций.
  • Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во занятий

1

«Мой любимый детский сад».

1

2

« Игрушки»

1

3

«Осень»

1

4

«Осенние деньки»

1

5

«Огород»

1

6

«Фрукты»

1

7

«Заготовки на зиму»

1

8

«Овощи с грядки»

1

9

«Ягоды»

1

10

«По ягоды пойду»

1

11

«Грибы»

1

12

«Грибы в лукошке»

1

13

«Семья»

1

14

«Дом»

1

15

«Мебель»

1

16

«Мебель для кукол»

1

17

«Зима»

1

18

«Зимние деньки»

1

19

«Зимние забавы»

1

20

«Зимушка - зима»

1

21

«Новый год»

1

22

«Праздник»

1

23

«Снежинки»

1

24

«Птицы»

1

25

«Зимующие птицы»

1

26

«Домашние животные

1

27

«Домашние питомцы»

1

28

«Домашние птицы»

1

29

«Транспорт»

1

30

«Пассажирский транспорт»

1

31

«Магазин одежды»

1

32

«Професии»

1

33

«Варим компот»

1

34

«Угощенье для гостей»

1

35

«Мишка заболел»

1

36

«День Защитника Отечества»

1

37

«Прогулка»

1

38

«Весна»

1

39

«Весенние приметы»

1

40

«Весна - красна»

1

41

«Мамин праздник»

1

42

«Подарки для бабушки»

1

43

«Подарки для мамы»

1

44

«Комнатные цветы»

1

45

«Дикие животные»

1

46

«Зоопарк»

1

47

«Перелетные птицы»

1

48

«Цветок для бабочки»

1

49

«Бабочки на лугу»

1

50

«Правила дорожного движения»

1

51

«Рыбы»

1

52

«Насекомые»

1

53

«Лужайка»

1

54

«Цветы на клумбе»

1

55

«Букет»

1

56

«Сажаем овощи»

1

57

«Во саду ли, в огороде»

1

58

«Помощники»

1

59

«День рождения Маши»

1

60

«Веселое путешествие»

1

61

«На рыбалке»

1

62

«Лето»

1

63

«Летние деньки»

1

64

«Лето красное - прекрасное»

1

ИТОГО

64

Календарно-тематическое планирование

Планируемые результаты:

Совершенствование у детей:

  • мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительномоторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • крупных движений и умения владеть своим телом;
  • пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве - на примере собственного тела);
  • активной речи, словарного запаса;
  • мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу);
  • гигиенического правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради)

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной образовательной программы»

Календарный учебный график

Число учебных недель - 32.

Дата окончания и начала учебных периодов

Начало занятий - 1 октября, окончание занятий - 30 мая.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю ДОО без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Учебно-методический комплект

Для успешной реализации программы разработано методическое обеспечение: календарно-тематическое планирование, подобраны и разработаны конспекты занятий, методики итоговой аттестации воспитанников, изготовлен необходимый наглядный и раздаточный материал.

Материально-техническое оснащение программы

  • Ноутбук - 1
  • Колонки - 1
  • Видеопроектор -1
  • Мольберт

Раздаточный материал:

  • Счетные палочки.
  • Цветные и простые карандаши
  • Пластилин.
  • Ножницы
  • Трафареты и шаблоны
  • Тетради в клетку
  • Крупы, пуговицы, мелкие камни

Методическое обеспечение

Методы обучения:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ, пояснение);
  • наглядные (демонстрация образцов, использование схем, просмотр видеороликов в соответствии с темой занятия);
  • практические (упражнения, самостоятельная работа детей);

В процессе реализации программы активно используются современные технологии: ИКТ-технологии, дифференцированное и личностно-ориентированное обучение.

Примерный алгоритм построения занятия

  • Пальчиковая гимнастика или упражнения по выкладыванию по контуру рисунков с использованием мелких предметов.
  • Пластилинография, штриховка, вырезывание по контуру.
  • Физкультминутка.
  • Рисование по клеточкам.

Формы подведения итогов реализации программы

Комплексная диагностика проводится в форме игрового тестирования.

Диагностика освоения детьми дополнительной образовательной программы «По клеточкам и строчкам» осуществляется по следующим критериям: умение четко выполнять пальчиковую гимнастику (координировать движения рук с речью); графические умения и навыки (штриховка, рисование по клеточкам); умение работать с пластилином, заполняя ровным и тонким слоем пространство внутри контура; усвоение основных приемов вырезывания. (Приложение 1).

Полученные данные фиксируются в сводной таблице.

Литература

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения, 1998.
  2. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
  3. Новиковская О.А.: АСТ; СПб.; Сова 2007. Сахарова О.М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
  4. «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008.
  5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.