Урок русского языка. Отличие лексического повтора от неоправданного повтора. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока

  • Учить отличать лексический повтор как средство выразительности и связности речи от неоправданного употребления повтора слов.
  • Показать основные функции лексических повторов.
  • Познакомить с основными приёмами устранения повтора-недочёта.
  • Развивать культуру речи и мышления.

Оборудование

  • Учебник русского языка 6 класса под ред. М.М.Разумовской, 2019.
  • Индивидуальный лист работы.

Ход урока

1 этап. Работа над темой и целью урока

- Подчеркнуть в теме 2 противоположных понятия.

- В теме есть указание на то, в чём разница между ними. В чём?

- Какое слово темы определяет цель урока? (отличие).

Вывод. Цель нашего урока - понять, в каких случаях повтор слов является средством, а в каких - недочётом (речевой ошибкой).

2 этап. Новый материал. 1 часть

Что такое лексический повтор. Роль лексического повтора в речи.

Лексический повтор - это средство, помогающее сделать высказывание выразительным, связать между собой фразы (по цепочке), заострить смысл, способ обратить внимание читателя на основную мысль или подтекст.

Для того чтобы научиться отличать средство выразительности от речевой ошибки, необходимо прежде всего понять, в каких случаях повтор одного и того же слова является средством выразительности и связности речи.

Основные функции лексических повторов.

Комментарий учителя.

  1. Средство связи предложений в тексте
  2. Придание высказыванию ясности. Это особенно важно для публицистического выступления.
  3. Выделение в речи слов, которые несут особую смысловую нагрузку
  4. Высказывание приобретает большую эмоциональную силу, повествование становится более напряженным.
  5. Передача монотонности действий, их однообразия.
  6. Замедление повествования для придания повествованию песенного характера. Этот прием свойственен устному народному творчеству.

3 этап. Закрепление нового материала

Работа с таблицей. Работа самостоятельная. У каждого учащегося индивидуальный лист работы (примеры и таблица для заполнения).

- Рассмотрите роль лексических повторов па конкретных примерах. В примерах подчеркните повторы. Какую роль лексического повтора иллюстрирует пример? Запишите № примера в таблицу.

Примеры

№ 1. Корень - это главная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова.

№ 2. «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей». Л.Н. Толстой.

№ 3. Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.

№ 4.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярский звон
И причитывали да присказывали.
М.Ю.Лермонтов

№ 5.

Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
А.С.Пушкин

№ 6. Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
М. Горький

4 этап. Проверка. Итог

Роль лексического повтора

Пример

Средство связи предложений в тексте

№ 1

Придание высказыванию ясности. Это особенно важно для публицистического выступления.

№ 3

Выделение в речи слов, которые несут особую смысловую нагрузку

№ 2

Высказывание приобретает большую эмоциональную силу, повествование становится более напряженным.

№ 6

Передача монотонности действий, их однообразия.

№ 5

Замедление повествования для придания повествованию песенного характера. Этот прием свойственен устному народному творчеству.

№ 4

5 этап. Новый материал. Часть 2

Неудачный повтор

- Что же такое неудачный повтор (речевой недочёт)? Ответ есть в учебнике. Теория. Стр. 116, параграф 28.

Вывод. Неоправданное использование повтора, которое приводит к речевому недочёту: однообразию и монотонности высказывания.

- Что значит неоправданное использование? Поможет ответить на этот вопрос материал таблицы.

Вывод. Использование повтора в речи нельзя считать оправданным в следующих случаях:

  • когда он не служит для связи предложений в тексте,
  • когда он не является средством выразительности речи,
  • когда он не является необходимым средством придания высказыванию ясности.

6 этап. Закрепление нового материала. Работа с учебником

Упр. 286. Рассмотрим на примерах неоправданное и оправданное использование повтора.

- В 1 тексте повтор неудачен. Попробуем отредактировать текст, устранив неоправданные повторы.

- Прежде чем начнём редактирование, познакомимся с основными приёмами устранения повторов-недочётов.

- Почему во 2 тексте повтор оправдан? И чем он оправдан?

(Во 2 тексте повтор придаёт тексту особую выразительность и подчёркивает время происходящего).

7 этап. Приёмы устранения повтора-недочёта

Работа над материалом учебника (стр. 117, 118, 119-120) Возьмите на заметку!

Создание памятки. Основные приёмы устранения повтора-недочёта.

  • Объединить несколько предложений в одно с однородными членами.
  • Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание.
  • Исключить лишнее слово.
  • Заменить повторяющееся слово местоимением или синонимом.

8 этап. Практическая работа

  • Упр. 290. Перепишите тексты, устраняя в них неоправданный повтор.
  • Упр. 292. Устраните неудачный повтор, используя синонимы.

9 этап. Выводы

  • Оправданный повтор - свидетельство богатства речи.
  • Неоправданный повтор - свидетельство бедности речи.

- Для того чтобы не допускать неудачные повторы, достаточно только знать теорию?

(Необходимо расширять лексический запас).

Говорите красиво, и вас услышат!!!

10 этап. Рефлексия

- Что было самым сложным?

  • В теории?
  • В практике?

11 этап. Инструктаж д/з

  • Выучите материал памятки.
  • Расширьте свои знания о способах устранения неудачных повторов, прочитав теоретический материал на стр. 131-132.
  • Закрепите теорию практикой, выполнив упр.299.