Рабочая программа по обществознанию на уровень основного общего образования

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Составители:
Дроняева М.А.,
учитель истории и обществознания;

Зеленов А.П.,
учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также с учётом Примерной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы в федеральном государственном образовательном стандарте. Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся школы закрытого типа, описанных в целевом разделе основной образовательной программы КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)».

Нормативную правовую основу для разработки настоящей рабочей программы по учебному предмету «Обществознание» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021
    № 115;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
  • Устав КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»;
  • Основная образовательная программа основного общего образования КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)».
  • Учебный план КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)» на 2022/2023 учебный год.
  • Положение о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021 казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Средняя школа № 4 (очно-заочная)».
  • «Примерная рабочая программа основного общего образования». Обществознание, базовый уровень (для 6-9 классов образовательных организаций). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/1от 27.09.2021г.

Цели изучения учебного предмета «Обществознание»:

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
  • развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
  • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации - в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высоко производительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
  • формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Учет воспитательного потенциала учебного предмета «Обществознание»

В последнее десятилетие политика государства в области образования всё большее внимание уделяет вопросам воспитания. Закон «Об образовании в РФ» в качестве одного из принципов государственной политики называет гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

В настоящий момент в общеобразовательных организациях под воспитанием понимается создание условий для всестороннего развития личности ученика, его духовно-нравственного становления и подготовки к самоопределению в жизни, а также взаимодействие обучающихся и педагогов в целях более эффективного решения совместных задач. Основой развития и воспитания обучающихся остаются фундаментальные знания, которые они получают в ходе образовательного процесса. Тем не менее образование личности следует строить не только на усвоении определённой суммы знаний, но и на развитии созидательных качеств, личной ответственности и самостоятельности, которые позволят эффективно действовать в современных условиях. В таком контексте урок становится важным элементом системы воспитания, поскольку каждый урок - это повседневная часть широкого воспитательного процесса.

Предмет «Обществознание», относимый к общественно-научным предметам, как никакой другой, обладает огромным воспитательным потенциалом, поскольку строится на основе таких наук, как философия, психология, социология, культурология, экономика, политология и юриспруденция, что позволяет содействовать повышению духовной, правовой и политической культуры обучающихся на основе ценностных идеалов и предпочтений личности.

Примерная учебная программа по обществознанию определяет основные цели этого предмета так:

  • воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности и толерантности;
  • воспитание культуры, социально одобряемого поведения, мотивации к трудовой деятельности;
  • развитие умения взаимодействовать с окружающим миром (работа с информацией, коммуникация в семейно-бытовой сфере, умение выстраивать межличностные отношения).

ФГОС обозначил переход к системно-деятельностному подходу, что открыло новые возможности для формирования личностных качеств обучающихся. Составляющие суть этого подхода принципы деятельности, минимакса, целостности, вариативности и творчества, совмещенные с особенностями содержания предмета «Обществознание» способствуют формированию личности ученика и его социализации в современном обществе.

В педагогике есть понятие «социальное закаливание», которое позволяет вскрыть возможные помыслы, деяния и отношения обучающихся в искусственно созданных педагогических и жизненных ситуациях. В качестве средства социального закаливания нередко используют интерактивные формы взаимодействия школьников между собой, учителями и историческими/художественными персонажами в учебном процессе.

Воспитательный потенциал предмета «Обществознание» реализуется через:

Интерактивное обучение - это обучение диалоговое, которое позволяет изучать новый материал с изложением этого материала самими учащимися. Например, метод «Ажурная мозаика», при котором изучение нового материала проходит с помощью диалога на линиях «ученик - ученик» и «ученик - группа учащихся» (работа в парах и работа в группах соответственно). Каждый заранее готовит изучение одного из пунктов учебного материала, затем на уроке они излагают его друг другу, при закреплении учитель задаёт проблемные вопросы, что позволяет понять уровень полученных знаний. Таким образом, метод «Ажурная мозаика» позволяет развить диалоговую культуру обучающихся.

Значительный воспитательный потенциал несёт применение кейс-технологии совмещенной с методом «мозговой штурм». Следует отметить, что для этого следует предлагать кейсы, требующие морально-нравственной оценки. Можно предложить школьником решить проблему, изложенную в кейсе от лица какого-либо персонажа исторических или художественных событий (например, оценить уклонение от выполнения конституционных обязанностей с точки зрения Сократа).

В рамках темы «Образование» можно выполнить корректировку отношений обучающихся к разным видам образования, отличающихся по своей направленности на воспитание человека и его духовно-нравственное развитие. На этом уроке ученики защищают проекты по теме «Многокультурное образование» и, действительно, есть о чем спорить. Позиции учеников, занимающих сторону той или иной группы, открывают потенциал и внутренний мир учащихся, способствуют понимания роли образования в жизни. Оппоненты учатся замечать слабые места в докладах и аргументированно выступать, а задача учителя на уроке сводится к том, чтобы придать критике более корректный вид.

Можно проводить урок-диалог «Формы культур», где ученики выполняют роль разных культур и демонстрируют их нравственные возможности, а затем учащиеся могут оценивать поведение людей в разных ситуациях (кейс-технология) с позиции этих
культур.

Для усиления воспитательного потенциала уроков курса «Обществознание» можно использовать межпредметную интеграцию, особенно с предметами «Литература» и «Мировая художественная культура» в старших классах. Ниже предлагаем рассмотреть несколько примеров такой интеграции.

В рамках изучения философских категорий «добро», «счастье», «истина», «личность» в учебнике 10 класса под ред. Л.Н. Боголюбова идёт апелляция к именам Аристотеля и Цицерона, что позволяет рассмотреть произведения античной литературы, говорящие о важности для личности осознания целей своего существования и самоопределения в границах добра и зла (например, трагедия Софокла «Царь Эдип» или поэмы Гомера). В качестве примера того, что каждому человеку присуще осознание значимости своего существования и назначения в мире можно предложить сравнить стихотворение А.С.Пушкина «Медный всадник» и «Создал памятник я, бронзы литой прочнее...» Горация.

Герои исторических романов позволяют понять каким должно быть поведение человека в сложных событиях и что ни один человек в этом контексте не является идеальным. Например, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова совершает ошибки, Пьер Безухов был игрушкой в чужих руках. Однако на основе жизненного опыта эти герои стремятся понять что есть истина (Андрей Болконский).

Вышеуказанный подход к анализу литературных произведений в курсе обществознания позволяет осмыслить важность нравственной позиции человека в его социальном проявлении.

В заключении следует отметить, что урок остаётся основополагающим элементом воспитания обучающихся и несёт значительный потенциал в развитии личностных качеств каждого участника образовательного процесса. Особая роль в этом принадлежит урокам обществознания, которая определяется целями изучения предмета, набором и содержанием технологических приёмов.

Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане

В соответствии с ФГОС ООО обществознание является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение обществознания на базовом уровне в объёме 136 ч за четыре года обучения по 1 ч в неделю.

Место учебного предмета в учебном плане школы КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»

по очно-заочной и заочной формам обучения

Учебный план школы по очно-заочной форме обучения

Учебный план школы по заочной форме обучения

Всего: 136 часов:

Всего: 85 часов:

6 класс - 1 час в неделю (34 ч)

6 класс - 1 час в неделю (34 ч)

7 класс - 1 час в неделю (34 ч)

7 класс - 1 час в неделю (17 ч)

8 класс - 1 час в неделю (34 ч)

8 класс - 1 час в неделю (17 ч)

9 класс - 1 час в неделю (34 ч)

9 класс - 1 час в неделю (17 ч)

Содержание учебного предмета «Обществознание»

6 КЛАСС

Человек и его социальное окружение

  • Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.
  • Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
  • Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
  • Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
  • Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
  • Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.
  • Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
  • Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
  • Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
  • Общество, в котором мы живём
  • Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
  • Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
  • Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
  • Политическая жизнь общества. Россия - многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный
  • Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
  • Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
  • Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
  • Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.

7 КЛАСС

Социальные ценности и нормы

  • Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
  • Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
  • Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
  • Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.
  • Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
  • Человек как участник правовых отношений
  • Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
  • Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
  • Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
  • Основы российского права
  • Конституция Российской Федерации - основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
  • Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
  • Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
  • Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
  • Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.

8 КЛАСС

Человек в экономических отношениях

  • Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
  • Экономическая система и её функции. Собственность.
  • Производство - источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
  • Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
  • Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение.
  • Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
  • Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль.
  • Как повысить эффективность производства.
  • Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
  • Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
  • Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
  • Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
  • Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
  • Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.

Человек в мире культуры

  • Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура.
  • Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
  • Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
  • Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
  • Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
  • Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.

9 КЛАСС

Человек в политическом измерении

Политика и политическая власть. Государство - политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.

Форма государства. Монархия и республика - основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.

Политический режим и его виды.

Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.

Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе.

Общественно-политические организации.

Гражданин и государство

  • Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия - социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия - светское государство.
  • Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент - глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
  • Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
  • Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
  • Местное самоуправление.
  • Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

Человек в системе социальных отношений

  • Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия - многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.

Человек в современном изменяющемся мире

  • Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
  • Молодёжь - активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
  • Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
  • Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
  • Перспективы развития общества.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования

  • Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.
  • Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по обществознанию для основного общего образования (6-9 классы).

  • Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков;
  • свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...>;
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • <…> сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для это- го; <…> уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности;
  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

См. продолжение Программы