Экологическое образование младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. Чтобы научить их понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру огромен. Поэтому с первых дней школьной жизни необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития детей как на уроках, так и во внеклассной работе.

Экология - связующее звено между различными предметами. Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают многие учебные предметы, например литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология.

Учебные тексты русского языка помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Литература способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека. В них содержится большое количество произведений писателей- натуралистов Г. Скребицкого, Б.Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе и многообразии объектов, мерах, мотивах охраны природы.

При изучении технологии важно обращать внимание детей на красоту окружающей природы и природных материалов, а также на результаты труда, возможность экономии ресурсов, использования отходов. Наибольшее внимание уделяется проблеме ТБО (твердых бытовых отходов), точнее сказать - мусора (поделки из бумажных рулончиков; поделки из одноразовой посуды; поделки из коробок; поделки из пуговиц, молний и прищепок; поделки из капсул от киндер-сюрпризов; поделки из пластиковых бутылок и флаконов; поделки из крышек и пробок; поделки из фантиков).

В каждый урок математики можно включать хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы (будь то шмель, комар или растения).

Уроки окружающего мира провожу с учетом жизненного опыта ребенка: опыта сельской жизни - с естественно - природным ритмом жизни и опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации. Изучаем с ребятами взаимосвязи жизнедеятельности человека и природы, учимся бережному отношению к объектам природы и результатам труда людей, элементарной экологической культуре и нравственному поведению в природе.

Самый близкий «зеленый» друг, с которым мы встречаемся каждый день - это горшочек с комнатным растением. Каждое растение - это живой организм, который как ребенок, растет, развивается, приносит огорчения и радости, радуя нас своими красивыми и сочными листьями, разнообразной формой цветов.

Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию учащихся. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать тот мир, который ему знаком только по книгам и картинкам. Комнатные растения - это благотворный материал для познания живой природы в любое время года, а особенно зимой. В классе у меня очень много растений, за которыми любят ухаживать дети.

Во внеурочное время можно использовать разные методы и формы: экскурсии, природоохранные акции, викторины, сюжетно-ролевые игры. Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.

Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.