Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр «Путешествие в королевство Математики»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: формирование математических представлений дошкольников через дидактические игры.

Задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; закрепить знания о последовательности дней недели, времён года; закрепить представления детей о геометрических фигурах и умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать зрительную память, мышление, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
  • Воспитывать эмоциональной отзывчивости у детей, желания помогать другим, доброжелательное отношение друг к другу, аккуратность.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Методические приёмы:

  • игровой (использование сюрпризных моментов);
  • наглядный (использование иллюстрации);
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • поощрение, анализ занятия.

Предварительная работа: счет от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, повторение времен года, названия месяцев, время суток, геометрических фигуры

Оборудование: Конверт с письмом, карточки - задания, картинки с изображением времени года, цифры от 1 до 10, значки для детей.

Раздаточный материал: листы бумаги (формат А5), пенал с карандашами, цифры на каждого ребенка, карточки с изображением квадратов с точками.

Ход занятия

Оргмомент

- Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Ребята, я очень рада вас видеть.

Воспитатель: - Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от Королевы всех наук - Математики. «Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в королевство Математики. Выполните все задания, представленные в конвертах, а также в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Королева Математики!».

Воспитатель: Ребята, присаживаемся на свои места и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.

Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно - 5. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (красный).

1. Конверт. Дидактическая игра «Времена года»

На доске картинки с обряжением времен года.

- Назови соседей весны

- Назови весенние месяцы по порядку

- Назови соседей зимы

- Назови зимние месяцы

- Назови соседей осени

- Какой месяц идет после января

Молодцы. Справились с первым заданием.

- Откроем второй конверт. Какого он цвета? (синий)

2. Конверт. Дидактическое упражнение «Умники и умницы»

Нужно слушать внимательно и отвечать на вопросы

- Сколько ушей у двух кошек? (4)

- Сколько дней в неделе? (7)

- Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)

- Сколько лап у двух собак? (8)

- Сколько в неделе выходных дней? (2)

- Какой сегодня день недели ? (вчера, завтра, послезавтра)

- Какой первый день недели? (второй, третий и т.д.)

Откроем третий конверт. Какого он цвета? (зеленый)

3. Конверт. Дидактическая игра «По порядку становись»

Ребята, отгадайте загадку, и догадывайтесь в какую игру играть будем.

Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.

- Дети, мы сейчас будем играть в игру «По порядку становись».

Я раздам карточки с цифрами (уточнить у детей у кого какое число)

Теперь на счет раз, два, три - поскорее выходи, вам нужно выйти и выстроить числовой ряд от 0 до 10. (Дети выходят и выстраивают числовой ряд от 0 до 10)

После выполнения этого задания, ребятам предлагается назвать своих соседей.

- Смотрим, друг другу все правильно встали?

- Так, хорошо, назовите все числа от 0 до 10.

- Хорошо, а сейчас назовите наоборот все числа от 10 до 0;

- Как называется такой счет? (обратный);

- Назовите цифры обратно от 8.

- А назовите числа после 4.

- Назовите соседей числа 3, 7, 10.

- Назовите число, следующее за 9, 7, 5.

- Назовите предыдущее числу 10, 6, 4, 9.

Молодцы справились с этим заданием.

Откроем четвертый конверт. Какого он цвета? (желтый)

4. Конверт «Дидактическое упражнение «Геометрические фигуры»

(ориентация в пространстве с рисованием геометрических фигур)

- Ребята, у вас на столах лежат лист белой бумаги, расположите его горизонтально, возьмите простой карандаш и приготовьтесь слушать и выполнять задание (правый верхний угол - 2 треугольника, левый нижний угол - овал, правый нижний угол - 1 круг, левый верхний угол - 2 квадрата, посередине листа - ромб)

- Посчитайте, сколько геометрических фигур всего (7)

Откроем пятый конверт. Какого он цвета? (белый)

5. Конверт Дидактическая игра «Соотнеси цифру с картинкой»

У вас на столах лежат карточки, на которых изображены квадраты с точками, в каждом квадрате разное количество точек. Вам нужно взять цифры и найти ее точку, посчитав их количество. (Ребенок сверху на точки накладывает соответствующую цифру)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие?

Но давайте вспомним, какие задания Королева Математики для вас приготовила, что мы делали: вспоминали времена года, дни недели, повторяли числовой ряд от 0 до 10, решали задачи, рисовали геометрические фигуры.

Вы молодцы, все такие дружные, смекалистые (похвалить, каждого ребенка). А пока давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните, королева Математика спрятала для вас сюрприз.