Письменная часть ОГЭ «Грамматика и лексика» задание, посвященное словообразованию в общем государственном экзамене

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык


1. Для знания иностранного языка богатство словарного запаса ничуть не менее важно, чем понимание грамматики. Чем большим количеством слов владеет человек, тем свободнее он себя чувствует в иноязычной среде.

Многообразие лексики во многом определяется богатством словообразования в английском языке. Построение новых слов основано на общих принципах. И тот, кто знает эти принципы, чувствует себя среди незнакомой лексики гораздо увереннее.

Один из методов быстро расширить свой словарный запас - освоить способы словообразования в английском языке. Поняв принципы, по которым строятся слова, можно из уже известного слова вывести значения его однокоренных слов.

Строительный материал для каждого слова - это корень, приставки и суффиксы. Корень - это та часть слова, которая несет основной смысл. Слово без корня не может существовать. Тогда как приставки и суффиксы - необязательная часть, однако прибавляясь к корню, именно они помогают образовать новые слова. Поэтому, описывая словообразование в английском, мы будем разделять приставочные и суффиксальные способы.

Все приставки и суффиксы обладают собственным значением. Обычно оно довольно размыто и служит для изменения основного значения слова. Когда к корню добавляется приставка или суффикс (или же оба элемента), то их значение прибавляется к значению корня. Так получается новое слово.

Образование новых слов может приводить не только к изменению значения, но и менять части речи. В этой функции чаще выступают суффиксы. Прибавляясь к корню, они переводят слово из одной части речи в другую, например, делают прилагательное из глагола или глагол из существительного.

Так, от одного корня может образоваться целая группа, все элементы которой связаны между собой. Поэтому словообразование помогает изучающим английский видеть смысловые отношения между словами и лучше ориентироваться в многообразии лексики.

Получить новое слово можно не только за счет приставок и суффиксов. Еще один способ - это словосложение, при котором в одно слово объединяются два корня, образуя новый смысл. Кроме того, к словообразованию относится сокращение слов и создание аббревиатур.

2. Итак, задания 27-32 направлены на знание словообразующих приставок и суффиксов, а также кучи слов.

Оно является проблемным, потому что:

  1. Очень маленький процент учащихся 9 класса знает всю необходимую лексику для сдачи ОГЭ.
  2. Еще меньший процент имеет какое-то представление о словообразовании при помощи приставок или суффиксов кроме интуитивного.

Ученикам рекомендую следующий алгоритм действий:

  1. Прочитать все предложение и внимательно посмотреть, что окружает пропуск. На основании окружения делать выводы о принадлежности к части речи.
  2. Желательно еще его перевести, чтобы быть точно уверенным в части речи и смысле слова (он может оказаться прямо противоположным, то есть вам потребуется отрицательная приставка или суффикс).
  3. Думать над выбором суффикса, если нужное слово неизвестно.

3. Советы

Как понять, что за часть речи перед нами? По подсказкам в предложении и местоположению пропущенного слова.

Рассмотрим подсказки, которые помогут нам сделать вывод о нужной части речи!

Существительное:

  1. В самом начале предложения перед сказуемым (________ is a sign of bad character. RUDE)
  2. После прилагательного (She has a very pleasant ________. PERSONAL)
  3. После существительного в притяжательном падеже (This is everyone's _____________. RESPONSIBLE)
  4. После артикля (I love autumn because of the _________ of its coour. RICH).
  5. После предлога (People complain about the lack of ____________. CREATIVE)
  6. После местоимения (I love her _________. BEAUTIFUL)
  7. После числительного (There were more than 1000 _________. COMPETE)
  8. Плюс надо понять, в единственном или множественном числе стоит существительное. Это можно понять по артиклю или форме глагола.

Глагол

  1. После существительного в роли подлежащего (Travel _______ the mind. BROAD)
  2. В начале повелительного предложения (Let's _________ and make a conclusion. SUMMARY)
  3. После вспомогательного глагола (We will _______ all your dreams. REAL)
  4. После частицы to (We are going to _________ it. FULFILLMENT)

Прилагательное

  1. Перед существительным и обычно после артикля (It was a _______ road. DIFFICULTY) или после другого прилагательного (My brother likes wearing big ______ trousers. BAG) или после предлога (Everything is ready for __________ elections. PRESIDENT)
  2. Как составное именное сказуемое после глагола-связки быть (It was absoutely _______. TASTE) или после другого глагола (The food looks __________. TASTE)

Наречие

  1. После глагола (We arrived ________ on the shore. SAFE)
  2. В начале предложения как вводное слово (____________, we were lost. OBVIOUS)
  3. Ну, и после выполнения следует проверить правильнописание всех вставленных слов. А также помнить, что в экзаменационный бланк все они будут записываться ЗАГЛАВНЫМИ буквами.

1. Образование существительных с помощью суффиксов

От основы глагола

Суффиксы

Исходное слово

Производное существительное

-er/or

Teach, work, mix

Teacher, worker, runner, player, mixer

-er/ee

employ

Employer, employee

-ation, -ition

Invite, revolt

Invitation, revolution

-ing

Build, dance, swim

Building, dancing, swimming

-ment

Agree, develop

Agreement, development

-ion, -tion,
-sion

Discuss, produce

Discussion, production

-ent, -ant

Assist, study

Assistant, student

-ence, -ance

Perform, depend

Performance, dependence

От основы существительного

Суффиксы

Исходное слово

Производное существительное

-ist

Science, tour

Scientist, tourist

-an, -ian

Republic, America

Republican, American

-ation, -ition

Invite, revolt

Invitation, revolution

-ing

Build, dance, swim

Building, dancing, swimming

-ment

Agree, develop

Agreement, development

-ship

friend

Friendship, partnership

-hood

brother

Brotherhood, childhood, motherhood

-ese

China, Japan

Chinese, Japanese

-ess

Actor, lion

Actress, lioness

От основы прилагательного или наречия

Суффиксы

Исходное слово

Производное существительное

-ness

Happy, midly

Happiness, mildliness

-ty, -ity

Certain, safe, secure

Certainty, safety, security

2. Образование прилагательных с помощью суффиксов

От основы существительного

Суффиксы

Исходное слово

Производное прилагательное

-ful

beauty

beautiful

-less

water

waterless

-able

comfort

comfortable

-al

form

formal

-ic

history

historic

-y

Mud, rain

Muddy, rainy

От основы глагола

Суффиксы

Исходное слово

Производное прилагательное

-ive

Act, effect

Active, effective

-ant

observe

observant

-ible

access

accessible

-able

drink

drinkable

-ent

persist

persistent

-ing

excite

exciting

Составные прилагательные

Существительное + прилагательное

Snow-white

Прилагательное + прилагательное

Dark-blue

Наречие +причастие

Well-built

Прилагательное + существительное (+ суффикс)

Barefooted, bareheaded, black-haired, middle-aged

3. Образование слов с помощью приставок

Отрицательные приставки

Приставка

Значение, особенности

Производное прилагательное

Un-

Наиболее употребительная

Unable, untidy, unpleasant, unfriendly

Im-

Перед буквами m, p

Impossible, immoral, impatient, important

Il-

Перед буквой l

Illiterate, illegal

Ir-

Перед буквой r

Irritated, irresponsible, irrational

In-

очень редко

Inactive, inaccurate, invisible

Dis-

лишение

Disable, disappointed

Non-

лишение

Non-profitable

Mis-

лишение

mistaken

Другие приставки

Приставка

Значение

Производное слово

Re-

повтор

Replay, repeat, remake

Pre-

до

Pre-war, precaution

Post-

после

Post-war

ex-

бывший

Ex-wife, ex-president

En-

Глаголы от существительных

Endanger, enchain

Over-

Сверх меры

Overcharge, overweight

Under-

недостаточно

Underpay, underestimate

sub-

под

Submarine, subdue

4. Использование латинских и греческих приставок и суффиксов для словообразования

Некоторые латинские и греческие приставки дают нам слова с числами:

Приставка

Значение

Пример

mono- , uni-

один, единственный

monopoly, unison

bi-, di-, duo-

два, дважды

bilingual, diagonal, duet

tri-

три

triangle

quad-, tetra-

четыре

quadruped, tetrameter

quin-

пять

quintuplet

hexa-, sex-

шесть

hexagon, sextet

sept-

семь

septennial

oct-, octa-, octo-

восемь

octave, octopus

nona-

девять

nonagenarian

dec-, deci-

десять

decimal

cent-, hec- , hecta-

сто

century, hectare

kilo- , mil-

тысяча

kilometre, millimetre

giga-

биллион

gigawatt

Другие латинские и греческие приставки обозначают количество, размер или градацию:

Приставка

Значение

Пример

micro-, mini-

маленький

microscope, miniature

maxi-, mega-

большой, огромный

maximum, megalomaniac

hyper-, super-

сверх, превыше

hyperbole, superhuman

sub-

под, меньше

submarine

ultra-

за, по ту сторону

ultrasound, ultraviolet

Приставка

Значение

Пример

ad-, pro-

к, по направлению к

advance, proceed

retro-

назад

retrospect, retro-rocket

intra-

внутри

intravenous

inter-

между, среди

international, intermingle

extra-

снаружи

extraterrestrial

equi-,
iso-

одинаковый, равный

equilibrium,
isobar

auto-

сам, без посторонней помощи

autobiography

homo-

такой же

homonym,
homosexual

hetero-

различный, другой

heterodox,
heterosexual

dia-,
per-,
trans-

через, сквозь

diameter,
percolate,
transport

pan-

все

panorama

para-

рядом, бок о бок

parallel,
para-medical

cata-

вниз, прочь

catacomb

ante-,
pre-

прежде

antenatal,
premeditated

post-

после

posthumous

tele-, telos-

далеко

telescope

Следующие латинские и греческие приставки обозначают специфические области человеческой деятельности. Из некоторых примеров видно, что два этих языка до сих пор остаются источниками образования новых понятий в науке, медицине и технологии:

Приставка

Значение

Пример

аеrо-

воздух

aerodynamic, aerosol

anthropo-

человек

anthropology

bio-

жизнь

biology, biography

eco-

естественная среда

ecology

electro-

электричество

electronics

fluor-, fluo-

поток, течение

fluorescent, fluoride

haemo-, hemo-

кровь

haemorrhage

neuro-

нерв

neurotic

optic-, opto-

зрение

optician

phil-

любовь к

philanthropy

proto-

первый

prototype

psycho-

разум

psychology

pyro-

огонь

pyrotechnics

socio-

общество

social

spectro-

взгляд, образ

spectrograph

techno-

искусство, ремесло

technical, technology

therm-, thermo-

теплота, жара

thermometer

См. продолжение статьи