Развитие математической грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: английский язык


В современном мире знание иностранных языков становится все более важным, и владение английским языком уже не рассматривается как просто хороший навык, а как необходимость. Особенно важно начинать изучение английского с ранних школьных лет, и эффективное формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе играет ключевую роль в этом процессе.

Согласно учёным-лингвистам Азимову Э.Г. и Щукину А.Н., функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения человека с внешней средой и максимально быстро адаптироваться, и функционировать в ней, а также уровень знаний и умений, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

Выделяют следующие виды функциональной грамотности, это:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

В данной статье рассматривается формирование математической грамотности на уроках английского языка в 4 классе. Задания, предлагаемые учебником на формирование математической грамотности, отличаются разнообразием и представлены чаще всего в игровой форме.

Формирование математической грамотности на уроках английского в 4 классе рассмотрим на примере учебно-методического комплекта УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) от авторов Н.И.Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс.

Данный УМК завершает серию учебников для начальной школы, имеет чёткую структуру и состоит из разделов, которые включают в себя по шесть уроков. Последний урок курса предусматривает включение англоязычной речевой деятельности в другие виды деятельности с целью осуществления межпредметных связей. В этом уроке школьники получают сведения из разнообразных областей знаний, в том числе и из математики, а задания этого урока помогают формировать математическую грамотность обучающихся.

Само формирование математической грамотности начинается во втором классе, когда учащиеся знакомятся с числительными от 1 до 12, в третьем классе учатся производить простые арифметические действия на иностранном языке. В 4 классе на уроках английского языка происходит знакомство с числительными до 100 и порядковыми числительными. При изучении темы «Make a meal of it» формируется финансовая грамотность, когда учащиеся учатся называть цены и разыгрывают сценки, изображающие процесс покупок продуктов в магазине.

Идеи по развитию математической грамотности на уроках английского языка в начальной школе.

Использование математических терминов на английском начинается в 3 классе при изучении первого модуля, когда учащиеся знакомятся с числительными до 20. В учебнике предложено задание на стр. 12 № 2, где учащиеся должны вычислить несколько примеров. Так, учащиеся знакомятся со словами plus (+), minus (-), к заданию можно добавить примеры на вычитание.

Интеграция математики и английского языка в тематических проектах представляет собой создание тематических проектов, которые объединяют элементы математики и английского языка. Например, ученики могут исследовать геометрические формы и их названия на английском языке, создавая проектные работы, включающие описание форм, их свойств и примеры из реального мира.

Мультидисциплинарные задания и игры

Проведение мультидисциплинарных игр и заданий, которые объединяют математику и английский язык. Например, игра "Math Bingo" (математическое лото), в которой ученики используют математические термины и английские числовые слова для заполнения карточек или доски.

Создание совместных проектов с учителями математики, в рамках которых ученики могут применять математические концепции и термины на английском языке для выполнения заданий и презентаций.

Кроме того, ниже представлено несколько заданий на развитие математической грамотности на уроках английского в начальной школе:

1. Числовые игры и задачи:

  • Задания на сложение, вычитание, умножение и деление на английском языке. Например: "What is 5 plus 3?", "How many apples are there if you take away 2?", "If you have 3 groups of 4, how many in total?" и т.д.
  • Игры с использованием чисел и математических операций, такие как "Number Bingo" (лото с числами), "Math Race" (гонка по математике), "Math Puzzles" (математические головоломки) и т.д.

2. Анализ данных и графики:

  • Просмотр и обсуждение графиков и диаграмм на английском языке. Например: "How many students prefer apples? How many prefer oranges?" (Сколько учеников предпочитают яблоки? Сколько предпочитают апельсины?)
  • Создание простых диаграмм или таблиц с использованием данных о количестве или характеристиках объектов. Например, ученики могут составить таблицу с числом фруктов в корзине и представить это на английском языке.

3. Применение математики в реальной жизни:

  • Задания, которые требуют использования математических навыков для решения повседневных проблем. Например: "If you have $10 and each candy costs $0.50, how many candies can you buy?"
  • Различные задачи на тему мер и веса, времени и денег, чтобы показать ученикам, как математика применяется в их жизни.

Эти задания помогут ученикам не только развивать свои навыки в области английского языка, но и улучшать их математическую грамотность, делая уроки более интересными и практичными.

Формирование лексических навыков и умений у учащихся среднего звена

Одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку является формирование лексических навыков школьников. Эта проблема до сих пор является актуальной и требует исследования. Умение употреблять слова, устойчивые выражения и идиомы в той или иной ситуации помогает реализовывать коммуникативные намерения. Кроме того, по мнению российского лингвиста, доктора педагогических наук Е.И.Пассова, знание иностранных слов еще не означает их правильное использование. Учёный полагает, что «есть нечто большее, чем знание слов; это владение ими» [1]. Вот почему так необходимо не только заучивать иностранные слова, но и уметь правильно употребить их в той или иной ситуации.

Поскольку лексические навыки являются неотъемлемой частью каждого из видов речевой деятельности, их совершенствование и развитие является одной из основных задач обучения иностранному языку. Так как с помощью лексических единиц языка осуществляется речевая деятельность, то именно они составляют один из компонентов содержания обучения ИЯ, а использование современных средств и методов обучения способствуют лучшему усвоению лексического материала.

В то же время, недостаточный словарный запас, неумение использовать слова, подходящие по смыслу в различных ситуациях общения, вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Вследствие этого интерес к предмету и мотивация пропадают. Таким образом, одной из основных задач на уроке иностранного языка является расширение словарного запаса учащихся.

Данной проблемой в разное время занимались такие методисты, как И.В.Бим, Е.И.Пассов, Т.В.Клементьева, Н.А.Протченко, Н.И.Гез. Так, Е.И.Пассов выделил следующие причины, по которым учащиеся не усваивают лексические единицы. Во-первых, учащиеся не испытывают потребности в новых словах, они навязываются извне, учителем, который зачастую сразу после объявления темы урока указывает на слова, записанные на доске. Задача учащихся - пассивно переписать слова и затем повторить их за учителем. Во-вторых, слова усваиваются изолированно, вне ситуации. Лучше всего слова усваиваются во фразе, подтверждено многими методистами. [2]

Чтобы повысить мотивацию и интерес учащихся при знакомстве с новой лексикой можно использовать лексические игры, ролевые игры, театрализованные постановки, поскольку разные формы организации процесса изучения иностранного языка позволяют создать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Необходимо вызывать у школьников потребность использовать иностранный язык в коммуникативных целях. Для этой цели подходят уроки -экскурсии, интегрированные уроки, видеоуроки, уроки - интервью, уроки - спектакли, которые являются достаточно плодотворными формами проведения уроков, вызывают у школьников стремление к иноязычному общению.

Известен факт, что человеку свойственно забывать около 50 % полученной информации после её первого предъявления, забывание сильнее в первые дни после знакомства с новой информацией, а затем кривая забывания падает.

Учитывая данный факт необходимо организовывать знакомство с новой лексикой так, чтобы учащийся имел возможность многократно прослушать и воспроизвести новое слово в своей речи. Опыт показывает, что если слабоуспевающий ученик не проговорит новую лексическую единицу несколько раз в течение одного урока и не прослушает её воспроизведение от аудиозаписи, учителя, или одноклассников, то вероятнее всего он не сможет её запомнить, и данная лексическая единица «сотрется» из его памяти сразу же по окончании урока. Поэтому учителю следует предельно внимательно подходить к выбору упражнений, для знакомства и первичной отработки лексики.

В связи с тем, что используемые в школе УМК, в частности УМК «Spotlight»/ «Английский в фокусе» (авторы: Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс) содержит не так много упражнений, направленных на формирование и совершенствование лексических навыков, необходимо привлечение дополнительных средств и источников для презентации и первичного закрепления лексики по темам. К счастью, в настоящее время существует большое количество источников, которые предлагают материалы для работы на уроке, например, интернет - ресурсы.

На основе изученных теоретических работ, анализа используемого в школе УМК, были разработаны дополнительные упражнения, рассмотрены ресурсы, направленные на формирование и совершенствование лексического навыка.

Данные упражнения предполагают изучение основных аспектов темы «My home, my castle» на базе УМК «Spotlight»/ «Английский в фокусе» 5. Они направлены на первичную отработку и закрепление лексического материала, позволяют догадываться о значении слова по контексту и мотивируют на дальнейшее изучение английского языка.

Знакомство с лексикой может происходить на уроке, если в кабинете есть компьютер, подключенный к Интернету и мультимедийная доска. С целью закрепления лексических единиц по теме «Move in!» можно использовать следующие упражнения (подробнее все упражнения см. в приложении):

Краткое описание упражнений:

  1. Word Search - поиск слов
  2. Match words with their meanings - соединить слова с их значениями
  3. Complete the crossword puzzle - заполнить кроссворд
  4. Match words to the pictures - соединить слова с картинками
  5. Who wants to be a millionaire? - Кто хочет стать миллионером?

Данные упражнения, в частности игра «Who wants to be a millionaire?" позволяют говорить об эффективности использования ИКТ в процессе формирования лексических навыков школьников, в том числе, таких сервисов, как Веб 2.0. Данные приложения позволяют создавать задания, направленные на формирование продуктивных и рецептивных лексических навыков, а также помогают разнообразить учебный процесс и служат дополнительной мотивацией при изучении иностранного языка.

  1. Word search. С помощью таких сайтов, как www.abcya.com и www.toolsforeducators.com можно создавать упражнения наподобие Word Search Puzzle
  2. www.turtlediary.com позволяет создавать задания типа Match Words, Crossword Puzzles, Word Scramble, Word Search
  3. Learningapps.org - данный ресурс является приложением Web 2.0 и служит для поддержки обучения и преподавания, он позволяет создавать задания с аудио и видео контентом, всевозможные виды кроссвордов, тесты и викторины, к тому же содержит готовые материалы к урокам курса средней школы.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что обучение лексике является одной из наиболее важных проблем при обучении иностранному языку, поскольку недостаточный запас иноязычной лексики школьников приводит к упадку мотивации учащихся, нежелании изучать иностранный язык, невозможности и нежелании вступать в беседу.

Разработанные задания на закрепления лексики из модуля 3 «My home, my castle» УМК «Spotlight» / «Английский в фокусе» были созданы с учетом возможностей учащихся и способствовали развитию лексических навыков. Помимо этого, проанализировав некоторые интернет-сервисы можно прийти к выводу о том, что интернет позволяет сделать процесс обучения лексике эффективным и увлекательным, а также способствуют дополнительной мотивации учащихся на уроке. Такие задания, как Word Search, Crossword Puzzle и т.п. помогают не только активизировать лексику, но и применить логическое мышление.

Данные примеры заданий к модулю «My home, my castle», позволяют продемонстрировать возможности различных интернет - сайтов, предлагающие педагогам множество идей для создания собственных заданий и упражнений для закрепления лексики, проведения уроков. Из этого следует прийти к выводу о том, что недостаток упражнений в учебнике каждый учитель может восполнить с помощью интернет - ресурсов, создавая свои задания, в соответствии с уровнем обучающихся, что несомненно является неоценимой помощью в подготовке и проведении занятий.

Приложение

Список литературы

  1. Е.И.Пассов, Н.Е.Кузовлева «Урок иностранного языка». М.: «Прогресс», 2010. - 337 с.
  2. Н.А.Горлова «Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков». М.:МГПУ, 2010. - 248с.