Реформы 1860–1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Урок-исследование по истории. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели:

  • построение знаний о реформах Александра II.
  • определение причинно-следственных связей основных событий и либеральных реформ второй половины XIX в.
  • развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • формирование развития интереса к историческому прошлому нашей страны

Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А.Левандовский А.А., Токарева А.Я. под редакцией Торкунова А.В. История России.

Встреча с проблемой

1. Актуализация опыта

Учитель предлагает учащимся вспомнить предпосылки преобразований Александра II.

Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, какие события повлияли на реформы Александра II.

Осознание и формулирование проблемы. Как вы считаете, либеральные реформы явились продолжением крестьянской реформы 1861 года?

2. Построение знаний

Сбор информации. Учитель распределяет работу между группами.

Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.

1 группа работает с текстом учебника с. 124-125: Земская реформа. и ищет ответ на вопросы: Дайте определение понятию «земство»?

  1. Назовите главное отличие земства от прежних органов управления на местах?
  2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 года?

2 группа работает с текстом учебника с. 125-126: Городская реформа. Как проходило формирование органов управления в городах?

  1. С какой целью городская реформа предусматривала имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
  2. Каким образом учреждение земств и городских дум способствовали формированию в России гражданского общества?

3 группа работает с текстом учебника с. 126-127: Судебная реформа.

  1. Какие принципы были положены в основу судебной реформы?
  2. Как вы думаете, почему именно судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?
  3. Какое из учреждений новой судебной системы олицетворяло прогрессивные перемены в российской судебной системе, а какие - дань традициям прошлого?

4 группа работает с текстом учебника с. 127-128: Военные реформы.

  1. Какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-х годах?
  2. Как связаны Крымская война и проведение военных реформ в 1860-1870-е годы?
  3. К каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему оборону страны, так и социальную сферу)?

5 группа работает с текстом учебника с. 128-129: Реформы в области народного просвещения.

  1. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?
  2. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  3. Почему правительство Александра II заботилось о развитии женского образования в стране?

3. Рефлексия

Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразу: «Оказывается,…». Каждый ученик читает свое резюме в группе, затем желающие читают всему классу.

Учитель просит детей оценить значение тех умений работать с источниками информации, которую они приобрели на уроке.