Обобщение педагогического опыта работы при обучении детей с ОВЗ

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: ОВЗ


Данная работа посвящена обобщение педагогического опыта работы учителя начальных классов.

Обучение детей в ограниченными возможностями является актуальной проблемой в образовании.

Многочисленные ограничения препятствуют для получения детьми с ОВЗ качественного образования, в основном связанные с социальным неравенством инвалидов.

В средней общеобразовательной школе часто не хватает квалифицированных специалистов по работе с такими детьми.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.

Инклюзивное образование - это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми.

Дети с ОВЗ принимаются в школу по рекомендации ПМПК. Родители получают заключение и на основании представленного документа учителями разрабатывается адаптированная программа, утвержденная директором школы.

Возможность учиться с обычными детьми дает ребенку с ОВЗ в полном объёме участвовать в жизни школы и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Тем самым они могут достигнуть успехов в социальном развитии. Именно социальная адаптация является основной системой психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.

Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна:

  • обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
  • обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
  • создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;
  • создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
  • разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости - специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);
  • активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;
  • обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Детям, страдающим от задержки психического развития, имеющим ограниченный активный фонд знаний и не владеющим рациональными способами усвоения материала, требуется для этого значительно больше времени. Значит, таким учащимся нужно давать разнообразное количество задач, чтобы они овладели основными способами их решения. Такие дети, привыкнув решать задачи одним способом, не могут отыскать других способов, подходов. Они не в состоянии рационально спланировать свою учебную деятельность: они медленнее, чем ученики общеобразовательного класса, пишут, считают, у них в целом прослеживается более низкий уровень работоспособности при сохранении типичной динамики его в течение недели.

Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.

Прогнозируемый рост численности детей с ОВЗ создает серьезные социальные, экономические и психологические проблемы как для самих детей с ОВЗ и их родителей, так и для общества в целом. Основными заболеваниями у детей, которые приводят к инвалидности, являются психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии, болезни глаза и другие. Вызывает тревогу рост у детей заболеваний крови, нервной и эндокринной системы, увеличение заболеваемости инфекционными болезнями. В структуре причин детской ОВЗ преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические и нервно-мышечные нарушения, нарушения скелета. Существенную роль играют нарушения слуха, зрения, а также функциональные нарушения при хронических соматических болезнях.

Работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, терпения и внимания к ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.

Право на обучение и социализацию имеют все, и мы - учителя должны создать подходящие условия для их обучения.