Формирование художественной культуры учащихся ДШИ в ходе выездного пленэра

Разделы: Дополнительное образование


Данная разработка рассматривает тему организации образовательно-творческой среды для педагогов-художников и их учеников, формирование художественной культуры учащихся в ходе творческой деятельности (пленэр) и популяризации художественного образования, развитие культурно-туристического потенциала регионов России.

Введение

«Остров, словно мольберт, на который кладут чистый лист и оживляют цветом свои переживания, оставляя на нем следы, мазки, множество творческих работ, мыслей, планов и настроений. Необыкновенная живописность этого места. Величие православных церквей заставляют задуматься о своем месте в этом мире, о том - что действительно ценно и дорого» (слова одной из участниц летнего университета).

Цель: Знакомство с историей, культурным наследием, природой русского Севера на примере историко-культурной и природной среды всемирно известного острова Кижи посредством пленэра.

Новизна пленэра: Ландшафт местности пребывания участников (заповедник-остров); уникальность Кижского ансамбля; возрастные различия участников совместной пленэрной практики (от 8 до 16 лет); реализация коллективного творческого проекта « Ищем солнышко в Кижах».

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с народной культурой русского Севера посредством экскурсий, мастер-классов, игр.
  • Знакомство с деревянным зодчеством Кижей и природой русского Севера посредством экскурсий и учебных занятий на пленэре.
  • Формирование у учащихся навыков изображения элементов деревянной архитектуры при работе на пленэре.
  • Закрепление навыков видеть и передавать тональные и цветовые отношения природы в творческих работах.
  • Закрепление навыков грамотного использования разнообразных художественных материалов.
  • Формирование навыков стилизации формы и цвета на основе натуралистических зарисовок.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса у детей.
  • Развитие стремления к общению с искусством и природой.
  • Развитие наблюдательности (определение предметов, архитектурных фрагментов с символом солнца), воображения, эмоционального восприятия натуры (чувство большой формы, пропорций, цветовых отношений) и красоты окружающего мира.
  • Развитие умения особого видения мира и утонченности восприятия, теоретических знаний и практических навыков ведения работы в условиях пленэра;
  • Развитие и закрепление элементарных навыков наблюдения натуры ( признаки отличия однотипных предметов, закрепление приемов визирования).
  • Развитие навыка быстро схватывать и запоминать состояние освещенности и движения.

Воспитательные:

  • Воспитание в детях уважения к истории и культурным традициям народов России.
  • Формирование художественного вкуса учащихся, способности создавать красоту и дарить ее людям.
  • Формирование нравственной личности в духе любви к Родине, патриотических чувств.
  • Воспитание у детей коммуникативных качеств.

Проблемы, решаемые в ходе проведения пленэра:

  • Проблемы безопасности участников пленэра по дороге к месту и в ходе реализации проекта в Летней музейно - этнографической школе на острове Кижи и на обратном пути домой после реализации проекта.
  • Проблемы реализации пленэра в зависимости от погодных условий.
  • Постановка учебных задач и распределение заданий учащимся с учетом возраста детей и согласно теме проекта.
  • Сотрудничество преподавателей, детей и родителей.

Сроки: пленэр проходит 5дней.

Участники проекта: 3 преподавателя, 13 детей, 3 родителя.

Форма занятий: типовое занятие (объяснение и практическое упражнение), индивидуально-групповое, экскурсия, дискуссия, собеседование, самостоятельное изготовление конкретного изделия.

Материалы и оборудование: бумага для работы графическими материалами и для живописи формата А3, А4, А5; тонированная бумага и картон, графитные мягкие карандаши, соус (серый) или сангина, черные, белые и серебряные гелевые ручки, акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, кисти (№1-5), палитра, банка для воды. Складной стул. Планшет.

Необходимо продумать одежду для пленэра (свободная, удобная, закрытая). Удобная обувь (резиновые сапоги). Аэрозоль от клещей. Головной убор.

Особенности организации пленэра на о.Кижи

В Карелии есть удивительный музей-заповедник - уникальный историко-культурный и природный комплекс, особо ценный объект культурного наследия России, основа которого - ансамбль Кижского погоста. Он входит в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Ежегодно музей-заповедник «Кижи» проводит Всероссийский конкурс проектов для реализации в Летней музейно-этнографической. Победители конкурса имеют возможность приехать на остров Кижи и воплотить задуманное ими в жизнь.

Пленэр в Летней музейно-этнографической школе на о.Кижи - это не просто ежедневное рисование с натуры на свежем воздухе. Здесь происходит встреча с предметным миром культуры, где можно глубже изучить историко-культурную среду, понять объект будущего произведения.

Во время пребывания на острове (от 3 до 5 дней) участники проектов «погружаются» в атмосферу крестьянской жизни русского Севера: прядут, ткут, плетут узорные пояса, куют в кузнице, водят хороводы в народных костюмах, знакомятся со старинными музыкальными инструментами, совершают интересные экскурсии по острову. Для них проводят различные мастер-классы. Программа пребывания на острове очень насыщенная, поэтому время для выполнения пленэрных работ и реализации проекта «Ищем солнышко в Кижах» ограничено. По окончанию пребывания планируется выставка пленэрных этюдов и зарисовок ( учащихся и преподавателей), создание коллективной творческой итоговой композиции «Кижские хороводы».

Содержание и характер деятельности участников группы

Преподаватели:

  • Обеспечивают доставку творческой группы к месту проведения мероприятия и обратно.
  • Обеспечивают безопасность учащихся и контроль над выполнением режима дня.
  • Проводят пленэр с учащимися.
  • Сопровождают детей на экскурсиях, прогулках.
  • Руководят работой по выполнению коллективной творческой итоговой композиции.

Учащиеся:

  • Соблюдают дисциплину и режим дня.
  • Принимают участие в экскурсиях, мастер-классах, играх.
  • Рисуют на пленэре.
  • Готовят к выставке этюды и зарисовки.
  • Выполняют итоговую коллективную творческую работу совместно с преподавателями и родителями.

Родители:

  • Помогают преподавателям в обеспечении безопасности учащихся и выполнением детьми режима дня.
  • фотографируют этапы работы участников проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса всех участников к культуре и природе русского Севера, продолжить начатое знакомство с Кижами.
  • Формирование чувства сопричастности к сохранению отечественного и мирового культурного наследия.
  • Повышение профессионального мастерства учащихся.

Тематический план пленэрных заданий для учащихся 9-10 лет

Дети - очень наблюдательный и восприимчивый народ. Наша задача была заинтересовать не только новыми архитектурными сооружениями, но и красивой стариной! Надо, чтобы сама натура привлекала внимание рисующего к главному.

Младшие школьники (9-11 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия, изображать предметы переднего плана и раскрывать индивидуальные особенности формы через прорисовку деталей.

Тема «Архитектурные зарисовки»

Задание: изображение на небольших форматах листа краткосрочных зарисовок несложных архитектурных элементов (купол, наличник, лемех) и деревянных построек (часовенка, банька¸ ветряная мельница).

Материалы: бумага формата А-4 (белая и тонированная), мягкий карандаш, белая и черная гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши.

Тема «Графические зарисовки по проекту»

Задание: изображение на небольших форматах листа предметов быта (прялка, посох), архитектурных фрагментов домов (причелина, полотенце) с символом солнца по наблюдению и впечатлению.

Материалы: бумага формата А-4, фломастеры, пастель, цветные карандаши, фломастеры).

Тема: «Состояния в пленэре»

Задание: краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажа (земля, небо; берег, вода и небо и т.д.) при различном освещении.

Материалы: бумага для акварели формат А-4, акварель, кисти.

Тема: «Архитектура в пленэре»

Задание: краткосрочные этюды с несложной архитектурой (банька, часовенка) или ее фрагментами на фоне пейзажа.

Материалы: бумага для акварели ф.А-4, акварель, кисти, черная гелевая ручка.

Тема: «Живая натура»

Задание: изобразить живую натуру (чайки, змеи) по натуралистическому впечатлению. Материал по выбору учащихся (графический, живописный), бумага формат А-4.

Тема: «Стилизация»

Задание: выполнить стилизацию фактуры дерева, камней, лемеха для росписи модулей по проекту «Кижские хороводы».

Школьники 15-16 лет уже способны изображать предметы среднего и дальнего планов, отбирать наиболее типичные по форме крупные части и показывать как формируется из них характер всей массы, цельной и несколько упрощенной.

Тематический план пленэрных заданий для учащихся 15-16 лет

Тема: «Архитектурные зарисовки»

Задание: изобразить архитектурный ансамбль («Кижский погост») в связи с окружающим ландшафтом, передать соотношения архитектурного объекта, деревьев и большого пространства плоскости земли.

Материалы: бумага для зарисовок формата А-3, мягкий карандаш, ластик.

Тема: «Этюд архитектурного пейзажа»

Задание: этюд панорамного архитектурного мотива со сложным рельефом местности, с пространственным планом (колокольня, Кижский погост).

Тема: «Состояния в пленэре»

Задание: пейзажные этюды (краски северной природы); земля, небо и вода.

Тема: «Стилизация»

Задание: разработка эскизов стилизованного изображения церкви Преображения Господня и церкви Покрова Богородице для дальнейшей росписи деревянных заготовок в форме храмов по проекту «Кижские хороводы» (деревянные купола из составного элемента - лемех).

Реализация проекта «Кижские хороводы»

Одним из главных образов, которому посвящается проект, становится образ Солнца. Все важные события жизни наших предков были связаны с Солнцем, подчинялись солнечному круговороту.

На протяжении всего времени пребывания в Кижах идет поиск образа солнышка (в природе, элементах архитектуры, деталях народного быта, фиксация образа солнца в фотографиях, этюдах, зарисовках).

На основе этюдов и зарисовок, выполненных на пленэре, учащиеся готовят стилизованные эскизы для росписи деревянных модулей и расписывают их. Составляют коллективную творческую композицию с использованием деревянных куколок , привезенных с собой, и элементов, расписанных на месте. Эта работа подводит итог нашему пребыванию в Кижах, преподносится в подарок музею-заповеднику в знак благодарности. Планируется выставка этюдов и зарисовок учащихся и преподавателей, выполненных во время пленэра (и на острове, и дома). Каждый участник проекта выражает свое мнение о пребывании в Кижах, о своем «погружении» в историко-культурную и природную среду острова в форме сочинения или создании рисунка - композиции по приезду домой (на выбор учащихся).

Заключение

Актуальность пленэра на о.Кижи - формирование у подрастающего поколения художественной культуры: историко-культурного, этнографического кругозора, высокого уровня внутренней духовной культуры через «живое» восприятие всемирно известных объектов культуры, на развитие творческих способностей учащихся под влиянием новых ярких эмоций. Ни один современный носитель информации не заменит человеку уникального общения, эффекта непосредственного соприкосновения и соучастия, полученного в процессе «средового погружения», пленэра. Поэзия деревянного быта , его естественная связь с окружающей средой очень привлекла учащихся разных возрастов на создание пленэрных работ, итоговых композиций, выставок. Для каждого из нас Кижи стали местом познания, вдохновения и творчества!

Презентация

Список литературы

  1. Маслов Н.Я. Пленэр. Москва. Просвещение, 1984.
  2. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием Москва. Просвещение, 1987.
  3. Неменский Б.М. Мудрость красоты Москва, 1987.
  4. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей Санкт-Петербург, 2006.
  5. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению Москва, 1985.