Стратегия организации предтекстовой и послетекстовой деятельности в 4–5-х классах в рамках преемственности между начальной и средней школой

Разделы: Русский язык

Классы: 4, 5


Современное общество осознало, что ключом к успешности во всех сферах жизни является сформированный навык смыслового чтения, так как «кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Смысловое чтение - это метапредметный результат, который формируется в течение всех лет обучения ребёнка. Без него невозможно обеспечить качественное формирование личностных, предметных и метапредметных результатов.

Сегодня основной педагогической задачей при формировании конкретных ожидаемых умений смыслового чтения является работа с текстом в трёх направлениях:

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • преобразование и интерпретация информации;
  • оценка информации.

Но, на наш взгляд, в рамках преемственности между начальной и основной школой при формировании смыслового чтения важно учитывать и личный опыт школьника, и эмоциональную составляющую восприятия информации, которые подготовят к пониманию текста, помогут его осмыслить, прочувствовать, формируя креативное мышление и способность выражать мысли свободно, ярко, незаштампованно.

Именно этот взгляд ориентирует нас на единый подход в выборе стратегий обучения смысловому чтению как в начальной, так и в основной школе: стратегия предтекстовой деятельности и стратегия послетекстовой деятельности.

Значимость этих стратегий бесспорна, так как они позволяют выйти за рамки учебного материала, заставляют школьника предполагать, формировать на основе предложенной информации систему аргументов для обоснования позиции, сравнивать, противопоставлять, связывать информацию разного характера, откликаться, выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию.

К этапу прогнозирования относится стратегия предтекстовой деятельности, она направлена на создание мотивации к чтению, будит и развивает творческое воображение. Данная стратегия является переходным мостиком к изучению произведения.

К приёмам предтекстовой стратегии можно отнести

  • приём «Эмоциональный настрой»
  • приём «Соревнуемся с писателем»
  • приём «Дерево предсказаний»
  • приём «Верите ли вы?»
  • приём «Закончите предложение»
  • приём «Ключевые слова»

Приём предтекстовой стратегии интересно использовать в работе с информационными текстами, которые часто предлагают при анализе текста в рамках ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Продемонстрируем предтекстовую стратегию при помощи приёмов «Эмоциональный настрой» и «Соревнуемся с писателем». Например, учителю необходимо подойти к анализу текста о вулканах и выполнить определённый объём работы, направленный на формирование читательских компетенций.

Перед знакомством с текстом и выполнением учебных задач, следуя предтекстовой стратегии, можно предложить ребятам рассмотреть слайд с изображениями (можно символическими) огня, горячего воздуха, раскалённых камней, кипящей воды, вулкана.

Как правило, эти яркие, неожиданные картинки заставляют ребёнка удивиться, вызывают воспоминания, ранее испытанные ощущения и выводят школьника на монолог или диалог. Кроме прочего, в этом приёме просматривается метапредметность в формировании образовательного результата.

- Посмотрите, что изображено на слайде, и подумайте, как это связано с текстом, с которым нам предстоит работать?

- Что вы знаете о вулканах?

Приём «Эмоциональный настрой» состоялся. Дети легко выходят на тему текста, а учитель, если возникнет необходимость, подсказывает, как связаны огонь, горячий воздух, кипящая вода и раскалённые камни с вулканами.

Ученикам предлагается следующий иллюстративный ряд, который отличается от предыдущего тем, что имеет подпись к каждому изображённому объекту.

- Попробуем посоревноваться с писателем и спрогнозировать содержание текста по следующим слайдам. Как эти картинки связаны с содержанием текста? Что вы знаете об этих вулканах?

Такая предварительная предтекстовая работа заставляет учеников мыслить, подталкивает к чтению и направляет его. После этого этапа стратегии смыслового чтения школьники готовы выполнять учебно-практические задачи на более высоком эмоциональном и познавательном уровне. Теперь необходимо познакомиться с текстом и после озвучивания перейти к стратегии текстовой деятельности.

(1)Слово «вулкан» означает «огонь», а кроме того, вулкан - это раскалённые камни, кипящая вода, горячий воздух. (2)Все четыре стихии заключены в одном создании природы. (3)Наверное, поэтому людям очень трудно найти общий язык с непростым и удивительным творением Земли. (4)Каждый год извергаются 50−60 вулканов. (5)Одни вулканы «срабатывают» очень редко. (6)Фудзияма в Японии просыпается один раз в сто лет. (7)Хельгальфель в Исландии молчал и вовсе больше пяти тысяч лет! (8)Зато когда проснулся, вода в порту возле него нагрелась так, что вся рыба сварилась. (9)Шесть месяцев после извержения сыпался на городок рыбаков пепел, запорошив половину домов. (10)К счастью, жителей успели увезти из города нa вертолётах.

(11)А вот когда неожиданно проснулся Везувий (это случилось в 79 году), вертолётов ещё не изобрели, и три города утонули под пеплом и лавой. (12)Только через 1700 лет археологи нашли эти города с людьми, со всеми вещами, с едой - всё осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий. (13)Он просыпался ещё несколько раз. (14) И сейчас учёные пристально наблюдают за его поведением. (15)Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая, как Исалько в Сальвадоре. (16)Каждые десять минут из него вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава. (17)Около 18 вулканов на Земле извергаются в данный момент.

2. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

3. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

4. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

5. Как ты понимаешь значение слова «стихия» из предложения 2? Запиши своё объяснение.

6. Замени слово «творением» (предложение 3) близким по значению словом. Запиши это слово.

Стратегия послетекстовой деятельности - это заключительный этап, поэтому уместны задания репродуктивного и продуктивного уровня, коммуникативного и творческого. К приёмам и методам стратегии послетекстовой деятельности относятся:

  • приём «Паутина вопросов»
  • приём «Проверочный лист» (5 простых вопросов по содержанию текста)
  • приём «Дерево предсказаний»
  • метод незаконченного предложения
  • приём «Деформированный текст» и т.д.

Для конкретного текста мы бы выбрали метод незаконченного предложения: «Я ещё бы хотел узнать…», «Меня удивило, что…».

При переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения, то есть использование текстов как основного ресурса самообразования, получения нового знания и новых идей. Именно в связи с этим важно не только использовать новые стратегии обучения смысловому чтению, но и сохранять то, что уже для детей знакомо. Развитие в этом случае подразумевается на уровне нового качества информации, соответствующей возрастным возможностям, интересам и личному опыту учащихся. Нам видится, что стратегия предтекстовой и послетекстовой деятельности позволяет работать над развитием эмоционального интеллекта школьника и формированием метапредметных умений.