Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Пояснительная записка

В настоящее время, в век новых информационных технологий приучить детей к чтению книг, привить любовь к чтению очень важно, хотя, сложно. Дети предпочитают книгам телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят и не хотят читать.

Чтение играет одну из самых главных ролей в получении образования. Именно грамотность испокон веков является двигателем всей системы образования, расширяет сознание человека. Действительно, чтение является самым эффективным инструментом в процессе формирования и становления личности, воспитании нравственности.

Результаты проведенного международного тестирования для 15-летних школьников PISA, которая оценивает функциональную грамотность школьников и умения применять знания на практике показали, что у учащихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения. Поэтому обновлённый документ ФГОС говорит о необходимости формирования функциональной грамотности школьников. В обновлённом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования раскрыто новое понятие функциональной грамотности, в рамках которой дано определение читательской грамотности, которая имеет целью предоставление обучающимся возможности получать новые знания, активно участвовать в жизни социума, эффективно достигать жизненных целей.

Итак, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Термин ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ вошёл в нашу жизнь прочно, и я полагаю надолго и важен для подготовки наших учеников к жизни.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

В своей работе я использую разработанные дидактические приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка в средней школе. Представленные приемы составлены согласно требованиям к результатам освоения учебного предмета английского языка согласно обновленным ФГОС, способствуют формированию предметных и метапредметных результатов функциональной грамотности.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.

И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения. В процессе обучения всем учебным предметам педагог должен способствовать формированию метапредметных результатов обучающихся, к одному из которых относится смысловое чтение.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

  • Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
  • Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
  • Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
  • Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:

  • Сплошной (линейный)
  • Несплошной (нелинейный)
  • Смешанный
  • Составной

Соответственно мы должны учить детей:

  • Различать сплошные и несплошные тексты;
  • Извлекать информацию из несплошных текстов;
  • Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот;
  • Самостоятельно создавать несплошные тексты;
  • Оценивать полученную информацию.

Умения обучающегося, в полной мере владеющего читательской грамотностью, представлены в виде требований к результатам освоения учебного предмета по английскому языку в примерных рабочих программах.

У выпускника пятого класса должны быть сформированы компетенции в осмысленном чтении и понимании аутентичного текста объемом 200 слов, то есть грамотного устного чтения текстовой информации с пониманием основного содержания и нахождением деталей, требуемых в заданиях.

Текстовая информация может быть представлена в форме диалогов, рассказов, сказок и стихотворений, электронных писем, таблиц.

Педагогический прием, который называется осмысленным чтением, создает определенные условия, в рамках которых обучающиеся упражняются в формулировке главной идеи текста, нахождении определённой информации, критическом оценивании ситуаций.

В шестом классе объем текста увеличивается до 300 слов согласно требованиям к результатам освоения умений смыслового чтения. Новым заданием является подбор подходящего заголовка по основному содержанию текста, также следует отметить появление новых жанров как объявление и рецепт блюда.

Весьма эффективным на практике обучения иностранному языку оказался педагогический прием под названием "Паузы в чтении". Учитель обозначает в тексте паузы по началу новых сюжетных линий, по акцентированию важных событий, по появлению нового героя. Также учителем заблаговременно должны быть составлены вопросы, которые будут задаваться во время данной паузы. Вопросы должны быть разноуровневые. Начинаем с простых вопросов (who, where, when...), которые послужат активатором дальнейшей дискуссии. Для этапа рассуждения необходимо придумать вопросы посложнее, аналитические (why...). Завершить дискуссию нужно вопросами, которые определяют прогнозирование дальнейшего содержания (what will happen; what will he do...).

Итогом использования данного приема может быть проектная работа, составление собственного произведения по мотивам текста, где детализируются отдельные сцены или раскрываются жизни некоторых второстепенных персонажей.

В случае если данный прием используется с текстом объявления, пауза должна быть одна. После прочтения заголовка объявления нужно сделать паузу и постараться вместе угадать адресата, место, адрес, цель объявления.

В рамках обучения английскому в 7 классе появляются компетенции изучающего чтения. Объем текста достигает 350 слов, появляются интервью, диаграммы.

Прием, который я назвала "Большие и маленькие вопросы", показали свою эффективность в отработке умения смыслового чтения. Маленькие вопросы являются общими вопросами, ответ на которые можно представить одним словом. На большие вопросы нужно дать полный ответ, детализировать и проанализировать причинно-следственные связи, обучающиеся должны предположить мотивы поступков главных героев, выявить проблему, предложить свои решения. Также можно задавать вопросы не только самому педагогу, а организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно составляли вопросы.

Обучающиеся смогут применить умения правильно задать вопрос и ответить на него в работе с интервью. Также необходимо этот прием использовать в работе с таблицами, диаграммами. Маленькие вопросы подходят для 1 этапа анализа диаграммы (who, what, how many, how much, when). На продвинутом уровне можно использовать большие вопросы (find out the difference etc.).

Также очень эффективен метод «Два пальчика». После чтения текста учитель зачитывает любое предложение из текста. Учащиеся должны найти это предложение и указать одним пальцем начало предложения, вторым - конец предложения. Особенно этот метод полезен в начальных классах. Ученик глазами пробегает по тексту, осмысливает, что при чтении данное предложение встречалось в начале, середине или конце текста. Далее предлагается либо коллективно, либо индивидуально прочитать данное предложение.

В заключение хотелось бы отметить, что основной компетенцией школьника является не механическое чтение, а понимание прочитанного, использование полученной информации для личностного развития. Обновленные федеральные стандарты имеют цель научить детей критическому мышлению.

Действительно чтение является инструментом обогащения нашей души, должно оставаться увлекательным развлечением для современного поколения.

Список литературы

  1. Гребенникова, А.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка через организацию работы с несплошным текстом / А.В.Гребенникова // Приоритетные направления развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 30 декабря 2021 года. - Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2021. - С. 172-177. - EDN NKFKJK.
  2. Прошина, И.И. Формирование функциональной читательской грамотности у обучающихся английскому языку в условиях дистанционного образования / И.И.Прошина, Е.В.Башун // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 4. - С. 44-47. - EDN CPDORO.
  3. Сискович, И.В. Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка / И.В.Сискович // Вестник научных конференций. - 2022. - № 5-3(81). - С. 91-92. - EDN WZWMRE.
  4. Федоров, Г.А. Особенности формирования читательской грамотности на уроках английского языка в общеобразовательных организациях / Г.А.Федоров // Scientific and creative skills: Сборник материалов Международного конкурса курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ, Кемерово, 28 октября 2021 года. - Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский научный центр", 2021. - С. 29-32. - EDN AXDHZI.
  5. Чистикова, О.А. Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках английского языка / О.А.Чистикова // Современные проблемы лингводидактики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Северодвинск, 30 марта 2022 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. - С. 108-110. - EDN UYLAGQ.