Формирующее оценивание в условиях реализации требований ФГОС

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: ФГОС


Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Существуют два подхода оценивания: формирующее и итоговое. При формирующем оценивании оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. При итоговом оценивании оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными - на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Надо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации. Чтобы начать внедрение какой - либо техники, необходимо выявить этапы введения техник внутриклассного оценивания:

  1. Решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;
  2. Выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
  3. Объяснить цель происходящего ученикам;
  4. После завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
  5. Дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.

Формирующее оценивание отличается от традиционных подходов к оценке результатов учебной деятельности учащихся следующими особенностями:

  • формирующее оценивание - это больше, чем маркировка. В его основе - механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
  • формирующее оценивание- это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.

Формирующее оцениваниенаправляет учение. Используя формирующее оценивание, можно управлять вниманием учеников.

Для этого необходимо определить:

  • что ученик должен извлечь из учебного курса;
  • какие формы оценивания этому соответствуют.

Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели.

Важно выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, то есть согласовать используемые оценочные техники с поставленными учебными целями.

Первое и самое главное: использование различных инструментов формирующего оценивания требует определённой организации учебного процесса. Внедрение новых методик и инструментов возможно, только когда ученик активно вовлечён в учебный процесс, когда на уроке есть место взаимодействию учеников в парах и группах, обсуждению с учителем, свободным вопросам.

Второе важное условиеотносится к использованию результатов оценивания. Чтобы оценивание действительно было формирующим необходимо, чтобы его результаты использовались для корректировки учения и преподавания. Они обязательно должны «передаваться» в руки ученика и использоваться для планирования. Только тогда формирующее оценивание будет положительно влиять на учебную мотивацию школьников и на их самооценку. И, наконец, надо ясно осознавать, что введение формирующего

оценивания неизбежно связано с изменением того, как учитель понимает свою роль в отношениях с учениками, и того, как он действует в классе, его личного педагогического стиля. Надо также понимать, что жёсткий внешний контроль и отчётность не способствуют развитию новой оценочной практики.

Техники формирующего оценивания, которые применяются в моей практике: недельные отчеты, опросники самодиагностики, портфолио, составление тестов, рубрики, карты понятий.

Техника недельных отчетов.

Недельные отчеты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. «Недельные отчёты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  1. Чему я научился за эту неделю?
  2. Какие вопросы остались для меня неясными?
  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Ниже в таблице приведены основные характеристики этой методики, которые могут быть полезны учителю в организации работы с новым инструментом оценивания.

Характеристика методики «Недельные самоотчёты»

Время для подготовки
учителя

Минимальное. Вопросы можно написать на доске или заранее приготовить формы с вопросами и раздать ученикам.

Время для подготовки
учеников

Ученикам необходимы объяснения относительно цели таких отчётов. Они должны потренироваться, чтобы ответить на первый вопрос.

Время проведения

Время на уроке не требуется. Отчёт пишется дома.

Предметы

Практически все.

Размер класса

Любой.

Специальные технические требования

Нет.

Выполняется индивидуально/группой

Индивидуально.

Результаты анализа

Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель должен найти возможность ответить на нетипичные отчёты индивидуально, а типичные разобрать в классе.

Что ещё нужно иметь в виду

Ученики должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно

Данная методика позволяет ученику:
1) выражать в письменной форме свои мысли;
2) задать существенные для него вопросы;
3) проанализировать собственные знания и процесс учения.

Методика «Составление тестов»

Методика «Составление тестов» - универсальная процедура, которую можно использовать на любом уровне обучения. Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. В этом заключается основа данной процедуры, а вокруг нее выстраивается большое число переменных, которые могут иметь важное педагогическое значение. Эти переменные определяют, на каком этапе учебного процесса проводится тестирование, какие требования к объему и виду тестовых вопросов предъявляются, какие ответы на эти вопросы ожидаются, кого опрашивают и т.д. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.

Опросники самодиагностики как инструменты формирующего оценивания

Использование опросников самодиагностики позволяет учителю получить информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив данные сведения, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность и интерес ученика. Подобные методики надо отнести к мотивационно ориентированным оценочным инструментам, она позволяет оценить, насколько ученик погружён в содержание учебного предмета.

Методики самодиагностики могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определённой шкале.

Что позволяет методика учителю и ученикам.

Учитель использует опросники, чтобы помочь ученикам узнать свои возможности и убедиться в том, что они самостоятельно могут работать над своими слабыми местами, что они хотят учиться - им только нужна четкая ориентировка, указание на то, какое содержание потребуется при проверке и какие задания и материалы они могут проработать для повторения.

Как организовать работу с опросниками.

Так как перечисление «я могу» в этом опроснике отражает содержание уроков и классной работы, все ученики заинтересованы повторить материал и разобраться в тех областях, в которых они чувствовали себя «неуверенно».

Сначала учащийся должен самостоятельно заполнить опросник, работая над ним дома, и - что дается особенно трудно - письменно обосновать выбранное решение.

На следующем уроке ученики находят себе партнеров, чтобы представить друг другу свои решения. Если в процессе обсуждения выясняется, что один или оба ответа или обоснования неправильные, ученики имеют право исправить свои ответы - но обязательно другим цветом, чтобы учитель, после того как ученики сдадут ему заполненные и проверенные ими опросники, мог проследить заходом их мыслей. Для того чтобы работа с опросниками была эффективной, их надо использовать не только с целью контроля, но, главным образом, для того, чтобы ученики определили, с чем им нужно дополнительно поработать, в чём разобраться и что закрепить. Поэтому проводить работу с опросниками надо до проверочной или контрольной работы. Учителю нужно аккуратно и точно планировать время и сначала провести с учениками самодиагностику, а затем диагностику партнёра. Кроме того, процедура самодиагностики должна проводиться регулярно, чтобы самостоятельная коррекция и тренировка вошли у учеников в привычку.

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

Ниже приведена «Рубрика» оценки совместной деятельности. С её помощью ученики могут оценить качество своей работы в группе. Следует отметить, что умение работать в группе - это одно из умений, которые должны формироваться у учащихся в соответствии с ФГОС. «Рубрика» даёт описание составляющих умения работать в группе, которые выступают в качестве оценочных критериев. Она может применяться в любой учебной ситуации, включающей групповую работу. Учитель, комментируя работу группы или показывая ученикам, как правильно организовать групповую работу, может пользоваться этой же рубрикой.

Пример. Рубрика оценки совместной деятельности

Критерии

Вклад в работу группы

Я последовательно и активно вношу свой вклад в групповое обсуждение и работу группы

Я участвую в групповых обсуждениях

Иногда я вношу свой вклад в работу группы

Я предпочитаю не участвовать

Я принимаю и выполняю все порученные мне задачи

Я выполняю
свои задачи

Я выполняю свои задачи, если мне помогают

Я не выполняю свои задачи

Я помогаю группе в постановке целей

Я участвую в постановке
задач

Изредка я участвую в постановке задач

Я мешаю постановке задач

Я помогаю группе в достижении общих целей

Я помогаю группе в достижении целей

Мне трудно удерживать цели

Я задерживаю достижение целей

Рекомендации учителю.

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели
  • Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.Педагогика, 1984.
  2. Селезнева Н.А., Байденко В.И. Проблема качества образования: актуальные аспекты пути решения. Сборник научных статей. - М. ИЦ, 1998.
  3. Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. СПб, 2002. - 225 с.
  4. Шакиров Р.Х., Кыдыралиева М.Ф., Сахарова Г.Н., Буркитова А.А. Формативное оценивание на уроках математики. - Б. «Билим».
  5. Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС, 2010
  6. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе, учеб.пособие - М. Логос 2010.
  7. Пинская М.А., Улановская И «Новые формы оценивания» 2011.
  8. Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения. М. ВАКО 2010.