Уроки русского романса

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Мастер-класс, Профессия — педагог

Ключевые слова: романс


Для меня словосочетание
"человек и музыка"
звучит как "человек и воздух".
Если воздуха не хватает,
человек задыхается.

Михаил Аркадьевич Светлов

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В современный период, характеризуемый переходом к "диалогу культур", становится фундаментальным процесс направленный на включение культурного наследия в современную культуру.

Романс с момента своего появления пользовался большой популярностью и отражал все значимые процессы, происходящие в жизни общества.

Его главная особенность, его важнейшее назначение - понятным и доступным языком донести до общества основные постулаты его организации: одухотворяющие идеи и смыслы их содержания.

ЗАДАЧИ

  • Задача исследования - проверить возможность понимания и проникновения в идею музыкального произведения, используя знания и навыки, полученные на уроке музыки общеобразовательной школы.
  • Обсуждение музыкального произведения - тоже искусство - искусство переводить чувства в слова. Упражнения в осмыслении искусства важная часть работы по понимании не только окружающего мира, но - главное - самого себя..

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В своем исследовании мы руководствовались несколькими принципами:

  1. Исследование музыкального произведения должно отвечать на вопросы сегодняшнего дня, понятные и актуальные для ученика.
  2. Произведения, представленные в школьной программе, мы анализируем как текст (литературный образ) - так и музыку. И музыкальный образ, по нашему мнению - главный. Текст предполагает разное прочтение (что и представлено в разных музыкальных примерах одного текста), тогда как музыка раскрывает "дух буквы" - и делает образ более конкретным и точным.
  3. Ответ не должен оцениваться как "правильный" или "не правильный" - он только иллюстрация интересов и культурного багажа исследователя, но необходимо добиваться убедительности и доказательности своего понимания музыкального образа.
  4. Первоосновой оценки музыкального образа должно быть само произведение и его восприятие учащимися, и только потом - история, биографические справки и оценки профессионалов. При значительном расхождении в оценках - проанализировать причины и точки расхождения - как правило, это само по себе интересно и показательно.
  5. Понять - как прошлое проявляет себя в чертах сегодняшнего дня: в этом значение и важность нашего обращения к историческому прошлому.
  6. Главный принцип анализа можно сформулировать так: внимание к деталям, объединение их в логическое целое и, максимальное стремление к творческому осмыслению, всячески избегая трафаретов, стандартных определений и шаблонов.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Популярность романса сегодня - говорит о его важности и необходимости для общества, при всей его, кажущейся, легкости и простоте. Можно смотреть на романс как "преданье старины глубокой", милое трогательное и не приспособленное к современности, но мы старались услышать в нем назидания потомкам, уроки и наставления, не утратившие актуальности и сегодня.

Главные направления наших поисков выражены в тематических заголовках проекта: "Мир и герой," "Внимание к деталям", "Слово и его музыкальная интерпретация", "Жизнь деятельная и созерцательная", "Взгляд на мир - другими глазами", "Позитивный взгляд на мир".

Необходимо спокойно относиться к тому, что мы не сможем исчерпывающе ответить на вопрос - даже, если тема затрагивает вопрос близкий и интересный ученику, так как ответ всегда опирается на багаж уже освоенных знаний, а новый жизненный опыт откроет новые горизонты и, обычно, поиски новых вариантов ответа, дают нам интересный материал для саморазвития и понимания самого себя.

Говоря об основных принципах и методах программы по музыке для общеобразователь-ных школ, Д.Б.Кабалевский писал о своем стремлении определить место уроков музыки в формировании духовного мира учащихся, связать школьные занятия музыкой с реальной жизнью. Он отмечал, что воспитание интереса к музыке, любви к ней и музыкального вкуса важнее, чем формирование умения читать и записывать музыку.

Б.М.Теплов в своей книге о музыкальных способностях так определяет сущность музыкальности: «Основной признак Музыкальности - переживание музыки, как выражения некоторого содержания». В переживании он видел «центр музыкальности»: в музыке, как и в высокой поэзии, эмоциональное начало как-то неприметно переливается в мысль, а мысль так же неуловимо переходит в чувство. Нельзя недооценивать эмоцию. И не следует забывать: до глубины души музыка доходит только тогда, когда затрагивает сердечные струны, обжигает или леденит, вызывает переживание.

Правда, в одной из речей Золтан Кодай сказал, что музыкальному переживанию, видимо, нельзя учить на уроках» и что оно в основном воспитывается «жизнью, чтением произведений писателей, изучением творений великих художников».

«Если человека учат азбуке, только азбуке, повторял профессор Д.Ковач, известный венгерский скрипач и ректор (до 1980 г.) Высшей музыкальной школы имени Ференца Листа. - то из этого не следует, что у него пробудится интерес к книге...»

Что же касается невозможности учить - на уроках музыкальному переживанию и эмоциональной восприимчивости, то напрямик, напролом, в лоб тут и в самом деле ничего не достигнешь, ибо чувства «пугливы» (Станиславский) и у человека нет над ними непосредственной власти. Действенны только обходные, кружные пути, и одним из них является размышление.

Для того, чтобы воспринять музыку во всей ее содержательности, требуется проделать немалую интеллектуальную работу, которая, в свою очередь, может и должна углубить душевное переживание.

Что же это за интеллектуальная работа? И вообще, что имеется в виду, когда говорится об интеллектуальном факторе в восприятии учеником музыки и об интеллектуальном начале в самом музыкальном воспитании?

Сравнивая и сопоставляя, акцентируя внимание учащихся на характерных особенностях музыкального образа или его трактовки - мы учим вслушиваться и слышать, думать и размышлять, анализировать и делать выводы, задавать вопросы и находить ответы.
Диалог на уроке музыки возможен, если тема затрагивает вопрос близкий и интересный ученику и опирается на багаж уже освоенных знаний.

Условно говоря, интеллектуальная сторона музыкальной культуры усваивается по-иному, совсем не так, как «любые другие школьные предметы»: увлекая ребенка музыкой, ее поэтическими тайнами и ее недоговоренностью, его, ребенка, одновременно учат «наблюдать слухом» (выражение Б.В.Асафьева) за протекающими в музыке интонационно-ритмическими «событиями», учат понимать ее жанровую природу, выразительную роль формы - повторов, тождеств и контрастов, учат сопоставлять музыку разного характера, сличать легко узнаваемое с неожиданно-новым...

Как непохоже все это на «любые другие школьные предметы»!

Но только таким путем, путем осмысления услышанного и обобщения познанного, можно исподволь ввести ученика в сферу высокой духовности музыки.

А музыкально-теоретические сведения и знания? Разумеется, они нужны, но лишь как средство, чтобы приблизиться к таинствам музыки и постижению её сущности.

Романс - произведение для голоса с инструментальным сопровождением (чаще всего фортепианным). Тексты романсов разнообразны - лирика, повествование, сатира и т.д. Содержание и музыкально-выразительные средства романсов обычно сложнее, чем в песнях, хотя точно разграничить эти жанры нельзя. Иногда романсами называют певучие инструментальные пьесы.

Впервые романс появился в Средние века в Испании. Он представлял собой стих на местном наречии, который описывал лирические переживания, а также исторические события. В 18 веке романс становится популярным не только в Испании, но и в других европейских странах.

Эта вокальная миниатюра с момента своего появления пользовалась большой популярностью и отражала все значимые процессы, происходящие в жизни общества.

Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Но главное, что сделало этот жанр популярным - понятный (романский) бытовой язык - в противовес официальной латыни, на которой проходила церковная служба.

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям. Третьи видят в романсе трибуну для провозглашения философских идей.

И в настоящее время романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей. он сумел сохранить и приумножить в себе ту особую душевную проникновенность, которой так не хватает в наши смутные дни. И в этом его огромная культурная ценность.

В жанре романса сочетаются два вида искусства - литература и музыка. Как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновленная поэтическими образами литературного произведения? Что добавляет музыка к поэтическому образу, как изменяет, или как раскрывает какие-то новые стороны его?

В романсе есть несколько пластов понимания - первый - ситуация, событие описание которой - понятно и легко объяснимо. Второй, более глубокий - обращенный к жизненному опыту и способности оценить психологическую сложность действий и выбора героев, который и составляет вневременную ценность романса.

Почему романс и сейчас популярен? Если найти ответ на этот вопрос - значит, научиться видеть в исторических примерах - первооснову, научиться "слышать голос рода, голос всего человечества, просыпающийся в нас".

Популярность этого жанра сегодня требует объяснений. Нам кажется, что это - художественное видение мира.

В небольшой работе Хайдеггера "Вещь" сделана попытка показать сущность художественной, творческой (мыслящей) мысли в отличие от мысли практичной, рациональной (представляющей). Можно смотреть на кувшин - как работу гончара, оценивая его облик. Но, с точки зрения мыслящей мысли - сущность кувшина в пустоте, которую эти стенки охватывают - в нем можно что-то хранить и из него можно что-то наливать. Вино, которое можно в нем хранить - это божественный напиток, согревающий смертного человека. Значит, земля, вода, небо, солнце - божественное и смертное, соединилось в кувшине и составляют его суть.

Эту суть никаким наглядным представлением не увидишь. Художественное видение не представляет картинок, а пытается ухватить потаенную суть вещей.

Богатый культурный опыт приносит с собой ощущение цели и смысла, поскольку он провоцирует особого рода переживание. Это наши собственные реакции, а не что-то навязанное нам извне. Такой опыт может быть кратким, но именно он открывает для нас новые горизонты и заставляет нас изменяться, ведет к познанию мира и лучшему пониманию себя.

В конечном счете, слушая произведение, мы задаем себе вопросы и ищем на них ответы. Этот диалог - главное в процессе самопознания и саморазвития.

МИР и ГЕРОЙ

Поостережемся идеализировать счастье детства. В своем изначальном виде оно больше невозможно... Думать о том, что счастье может быть только естественным. надо только дождаться его - ошибка. Разве счастье, приобретенное благодаря усилиям - низшего сорта? Какая наивность в таких рассуждениях. И какая лень...
АНДРЕ Кристоф. Искусство счастья.

Мы начинаем свою жизнь в мире, где правила и нормы уже установлены. Даже если нам что-то не нравится, это еще не значит, что эти правила плохие. Как вести себя в этом суровом и безжалостном мире, в котором нарушение общепринятых правил карается, порой, достаточно сурово? Как найти свое место? Где найти поддержку и утешение?

А.ВАРЛАМОВ "На заре ты ее не буди". И сразу - парадокс. Романс рассказывает о сне девушки - о спокойствии, безмятежности и неподвижности, а в основе романса - жанр танца (вальса) - т.е. движение... Почему? Вальс - воспоминание о прошедшем бале - причина беспокойного сна… Средняя часть - влюбленность и переживания: «...и чем ярче светила луна, и чем звонче свистал соловей, тем бледней становилась она, сердце билось больней и больней». Прямо чувство не называется - и в этом - особенность романса - без назидательности и поучения (энциклопедия чувств).

Современная обработка. Ансамбль "Ногу свело". Два раздела: Вступление - сильное, агрессивное, неуклонное в своем движении, механистичное, то, что надвигается и сминает все на своем пути...

Сам романс остается неизменным: спокойный, мечтательный, нежный, поэтический... - это мечты и внутренний мир героини, который противопоставляется жестокой действительности... Только во сне наша героиня может расслабиться и погрузиться в мир покоя и неги...

А.АЛЯБЬЕВ "Соловей". Стихи Дельвига - о несчастной судьбе брошенной девушки: "Не найти тебе нигде Горемычнее меня". Жемчуга поблекли, колечко распаялась, дружок бросил... Но музыка - не плач и не причитания... Объясните - почему?

Один из вариантов объяснения - музыка (соловьиная песня относится к ней) - один из видов искусства, которое, по природе своей, должно человека воодушевлять, вдохновлять, утешать и наставлять. Выйдя в ночной сад, услышав соловьиную песню - девушка находит это утешение. Весенняя песня - успокаивает и обещает.

Есть два взгляда на мир. Один - из нашего "Я" - где главное - наши чувства, переживания и наше эгоистичное "мир хорош, пока мне хорошо". И взгляд со стороны, где мы - только часть этого прекрасного и необъятного мира. И надо понять, увидеть и почувствовать его необъятность и свою малость... И искать свое место в этом бесконечном движении...

Те, кто умеет слышать и видеть, понимать язык природы - те легко найдут утешение и надежду в этом мире.

Да, беда и грусть девушки понятна, но соловьиная песня говорит ей о красоте и необъятности этого мира, о надежде и радости будущих дней...

С.В.РАХМАНИНОВ Романс "Здесь хорошо" Слова Г.Галиной ор.21 № 7 (12 романсов 1902 г.) (лучший исполнитель, по нашему мнению - Дмитрий Хворостовский)

"...Здесь нет людей… Здесь тишина… Здесь только Бог да я. Цветы, да старая сосна, Да ты, мечта моя!..." О какой "мечте" говорит Рахманинов?

Ваши варианты? Три основных:

1. Природа.

2. Далекий друг, которого здесь нет.

3. Неясная пока мечта, та, которую трудно высказать словами - как предчувствие перемен...

Как обозначена она в музыке? Вокальная партия романса близка к разговорной речи - голос звучит "естественно" -- и только на слове "да ты, мечта моя" - он уходит "в облака" - подчеркивая недостижимость, удаленность и, возможно, божественную сущность ее...

Характер - спокойный и умиротворенный.

Мечта, обычно, то, что наполняет нашу жизнь энергией и обозначает главное направление нашей деятельности... Здесь - на словах "мечта моя" - голос певца устремляется ввысь - но в нем нет напряжения и силы - это покой и легкость...

Можно согласиться с тем, что это мечта - которая отрывает нас от мелочной суеты нашей обыденности и мы можем увидеть мир в его гармонии и целостности: реку, горящую огнем заката, белеющие облака, цветущие луга, старую сосну... Эту способность можно назвать мудростью.

С.В.РАХМАНИНОВ Романс «Островок» Слова К. Бальмонта (из Шелли)

"Из моря смотрит островок, Его зелёные уклоны Украсил трав густых венок, Фиалки, анемоны. Над ним сплетаются листы, Вокруг него чуть плещут волны, Деревья грустны, как мечты, Как статуи безмолвны. Здесь еле дышит ветерок, Сюда гроза не долетает, И безмятежный островок Всё дремлет, засыпает".

1. Опишите образ романса ПЯТЬЮ словами.

Природа, безмятежность, спокойствие, тишина, уют

2. Можно ли сказать, что этот образ близок и понятен слушателям? Что привлекает слушателя в этом образе?

Да. Многие люди мечтают оказаться в таком тихом и спокойном месте

Что привлекает современного слушателя, живущего в мире движения и стресса в этой музыке? Спокойствие, отсутствие тревоги и смятения...

Мы часто призываем к спокойствию, но спокойствие - это не внешнее отсутствие движения, это внутренний покой. И музыка - яркий образец этого душевного состояния...

...молчание - это не только состояние, в котором мы не употребляем слов, не производим звуков речи. В основе - это внутреннее состояние, когда мысли улеглись, сердце умирилось, воля устремлена в одном направлении без колебаний...
Ведь почти вся наша жизнь проходит в том, что мы реагируем, но очень редко действуем. Кто-нибудь сказал - мы ответили, что-то появилось перед взором - мы увидели. Но очень редко мы действуем изнутри без принуждения.
Один из Отцов V века говорил: вернись под свою кожу, живи под своей собственной кожей, ничего другого от тебя не требуется. И тогда можно действовать изнутри, тогда можно достичь молчания.
...Нам нужно научиться созерцательно, то есть именно вдумчиво, внимательно прислушиваясь, приглядываясь, относиться к жизни.

СЛОВО И ЕГО МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Язык музыки имеет свой круг образов и сферу воздействия. Сравнивая и сопоставляя, акцентируя внимание учащихся на характерных особенностях музыкального образа или его трактовки - мы учим вслушиваться и слышать, думать и размышлять, анализировать и делать выводы, задавать вопросы и находить ответы.

Два варианта прочтения одного произведения - как они помогают понять главную идею произведения?

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873-1943) Романс "Сирень"

Размышления о счастье.

"Сирень" (слова Ек.Бекетовой) - одна из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики. Вся музыкальная ткань романса певуча, мелодична, отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно льются одна за другой. Выразительная фигурация фортепиано ассоциируется с представлением о колеблемой легким ветерком листве.

Сюжет стихотворения не сложен. Герой (героиня) выходит в весенний сад. Свежесть весеннего утра, солнечный день, запах сирени - "душистая тень" - все говорит о безмятежном покое, все дышит ощущением счастья.

При анализе текста романса, учитываем то, что его написала Екатерина Андреевна Бекетова, старшая дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова (8 декабря 1825 - 1902), общественного деятеля и публициста, деда поэта Александра Блока, т.е. человек тонко чувствующий и понимающий русское слово.

Современного читателя несколько настораживают слова "в жизни счастье одно мне найти суждено". Обычно, на вопрос "перечислите ценности Вашей жизни" - называют семью, работу, друзей, хобби и т.д. Список бывает очень большим. Назвать что-то одно обычно затруднительно. И почему это "одно счастье" живет в сирени? Скорее всего, сирень - это только символ природы.

Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Все вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, все взаймы. Взаймы здоровье, взаймы сила и красота, взаймы честь и власть, взаймы знание и умение и любое другое земное благо.
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Наименования счастья, приведенные учащимися, можно определить как временные, проходящие: деньги, карьера, еда, успех, здоровье, друзья... В нашем переменчивом мире, где все течет и все изменяется - все мимолетно, переменчиво и непостоянно. Героиня романса выделяет природу - где она всегда может найти душевное равновесие, спокойствие и гармонию. Относится ли это только к беззаботности и неспешности летних дней? В сюжете стихотворения есть и подсказка - найти это счастье трудно. Это не эгоистичное счастье похода на шашлыки, природа разнообразна и всегда прекрасна - надо только научиться это видеть.

При прослушивании романса обращаем внимание на общий характер его и движение мелодии - плавное, спокойное, парящее... Даже небольшое оживление аккомпанемента во второй части романса не вносит в ее движение никаких изменений. Можно воспринимать эту ровность и спокойствие - как признак душевного спокойствия и гармонии.

Казалось бы, первые строки "я пойду свое счастье искать", можно воспринимать как признак неудовлетворенности и беспокойства - когда человек понимает, что ему чего-то не хватает, он волнуется, тревожится и переживает. Но в музыке нет беспокойства. Скорее всего, героиня, отправляясь на встречу с любимым цветком уверена в радостной встрече. Как верный и надежный друг, природа не обманывает - и всегда готова поделиться с тем, кто может увидеть и понять, радостью и красотой.

Последняя строка озадачивает еще больше: "мое бедное счастье"... Почему "бедное"? Это что, исповедь неудачника? Попробуем обратиться за ответом к музыке романса.

Искать счастье в сирени - что это значит? Обычно каждый цветок сирени имеет 4 лепестка. Считалось, что если найдешь пяти-лепестковый цветок сирени, будешь счастливой. Пятилепестковый цветок засушивали и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Такой же обычай существовал и в России.

Если же видели цветки с тремя лепестками, то они считались несчастливыми.

"Бедное счастье" - что это такое? Бедность в бытовом плане - мелочность и беспокойство ("бедный еврей" из зарисовки Мусоргского). В музыке романса нет и намека на жалобу и уныние. В русском языке "красная площадь" - значит не красного цвета, а - красивая...

  1. "Богатое счастье" - яркое, бросающееся в глаза, всем заметное.
  2. Здесь "бедное счастье" - незаметное, неяркое, требующее внимательного всматривания, с первого взгляда неразличимое, неузнаваемое... Высмотреть пяти-лепестковый цветок в соцветии кисти - трудная работа, требующая собранности и заинтересованности, умение вычленить главное в работе, не отвлекаться на внешние раздражители... Психологи утверждают, что человек, умеющие решать такие задачи - и в другой деятельности будет проявлять эти качества

Главная цель сопоставления и сравнения двух (или нескольких) исполнительских трактовок, интерпретаций, переложений одного произведения в том, что изменения и отличия разных вариантов, позволяют сформулировать идею произведения предельно объективно и полно.

А главные отличия, порой как бы противоречащие друг другу, на самом деле позволяют увидеть не одну сторону проблемы, а целиком, в полном объеме....

С.Рахманинов Сирень Романс в исполнении Тамары Синявской

Вокальная партия - парящая, плавная и широкая мелодия - спокойная и умиротворенная. Душевная красота и несуетливость: подтверждение подлинного счастья, отделенного от мирской суеты - которое несет общение с природой, ощущение единства с ней.

С.Рахманинов Сирень в переложении для ф-но в исп. автора

Фортепианная версия (транскрипция) романса в исполнении автора - мелодия "прячется" в изысканных пассажах рояля - порывы ветра колышут кусты сирени (изобразительный момент) - здесь еще одна важная сторона "поисков счастья" - в суетливой и многозвучной повседневности надо "всмотреться и вслушаться", найти, услышать и выделить главное...

Так главная идея романса - выражена в плавной и парящей мелодии, а фортепианная транскрипция дробит мелодию на мельчайшие частички и, кажется, разрушает смысл произведения. Но если "взглянуть на проблему шире" - находится объяснение, которое дополняет, развивает главную идею произведения. Так вступление нового голоса в баховской фуге наполняет новым смыслом прозвучавшую тему, обращает наше внимание на прежде ускользнувшие детали...

Обращение к природе в романсе - символично. Природа в жизни современного человека часто выступает как некое излишество, первобытный хаос, дошедший до нас. Мы наполняем нашу жизнь суетой и мелкими удовольствиями. Но все мы, по-прежнему, дети природы, порой неразумные. Современный человек часто противопоставляет себя природе, забывая, что он - только часть этого огромного и прекрасного мира.

ЖИЗНЬ ДЕЯТЕЛЬНАЯ и СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ

Преподобный Максим Исповедник утверждает: "Праведная жизнь того, кто деятельно проходит жизнь, раскрывается посредством добродетелей; а мужу созерцательному она присуща через истинное ведение вещей..."

М.И.Глинка "Попутная песня". Два раздела.

1 - движение, четкая скороговорка, имитация звуковая перестука колес, мажор, громко и ровно, бас. Передает радость, удивление, мощь и красоту механического аппарата. Для современного слушателя этот образ близок и понятен: упругий ритм, текучесть и неуловимая изменчивость, напор и сила. Сегодня мир пронизан этой энергией движения: "будь сильным, энергичным, не упусти свой шанс". Собранность и готовность действовать. Но ради чего? Часто ответа нет, но это, скорее, особенность молодых: «вперед! Если не видишь цели - двигайся и ищи ее»…

2 - песенность, минор, плавность и вопросительные интонации. Это чувства человека - движение куда? И сомнения, тревога, беспокойство - одновременно с ожиданием встречи...

Слушая произведение, интересно отметить, источник вдохновения. Для Глинки - поезд. Изумление и восхищение - мощь и красота машины. Какой раздел главный - быстрая скороговорка - изобразительность? Или медленная - чувства, мечты, ожидания?
Первый - повторяется трижды, с него Песня начинается и им заканчивается... Но композитор называет свое произведение "Песней", подчеркивая значимость именно песенного раздела!

Именно чувства и переживания героя - главное в этом произведении! Т.е. недалеко от стандартов эпохи, которая обращала внимание больше на совершенствование духовной жизни человека...

Настоящий господин - тот, кто носит в себе благородную душу и обладает твердым характером. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

П.ЧАЙКОВСКИЙ Романс «Растворил я окно», стихи К.Р.

"Растворил я окно - стало грустно невмочь - Опустился пред ним на колени, И в лицо мне пахнула весенняя ночь Благовонным дыханьем сирени..."

Эти замечательные строки, положенные на музыку П.И.Чайковским, написал Великий Князь Константин Константинович, издававший свои поэтические творения под скромным псевдонимом К.Р. (Константин Романов).

Идея стихотворения? Соловьиные трели и аромат сирени навеяли грустные воспоминания...

Тоска по далекой родине. Голос одинокого, уставшего человека.

Но что добавила музыка П.Чайковского?

Музыка легкая, взволнованная. Танцевальная основа аккомпанемента наполняет её движением и энергией. Страстный порыв сменяется нежностью и легкой улыбкой, когда оживает картина далекой родины: "где родной соловей песнь родную поёт"..

Несколько деталей, на которые необходимо обратить внимание:

1. Уже в первых строках - загадка: "растворил я окно... опустился пред ним на колени"... Почему на колени опускается человек? Это молитвенная поза - смирение и покорность... Время молитвы - время тишины и сосредоточенности, время размышлений о главном. И не случайно запах сирени и соловьиная трель пробудили воспоминания о главном в жизни любого человека - о далекой отчизне.

Слова должны вырваться из нашей души, мы не можем просто открыть кран, чтобы они потекли. Нет таких кладезей, откуда можно черпать в любой момент. Настоящее чувство бьёт из недр нашей души от изумления или от отчаяния, - но не из промежуточного состояния, когда мы не потрясены ужасом того, что мы такое и каково наше положение.

2. Эти воспоминания смягчили горечь одиночества и тоски. Композитор объясняет, что память о хорошем не обессиливает человека, а утешает - мелодия светлеет и успокаивается.

Найти простор в самой тесной комнате можно, только если живешь в своем сердце, которое еще меньше; тогда комната будет громадная; но если внутрь себя не войти, то весь мир мал.

3. Когда слова "закончились" - музыка продолжается - рояль еще раз повторяет, дорисовывает, тепло и нежно - образ родины, то, что несет в своем сердце человек всю жизнь...

Святой Исаак Сирин говорит, что вечное занятие ангелов на небе - это танец. И если задуматься над этим, то, может быть, можно понять, что он хотел сказать.

Танец - это совершенное, полное, созерцательное молчание, и этот опыт приобщения к Богу на глубинах молчания выражается в движении,
в полной гармонии, в совершенной красоте.

Взгляд на Мир - другими глазами

«Восточный романс» «Не пой, красавица» на стихи А.С.Пушкина, привлекавшие к себе композиторов разных поколений, от современников поэта до наших дней. Среди выдающихся композиторов назовем М.И.Глинку, М.А.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова многих других.

В стихотворении раскрывается тема любви. Главная мысль (идея). Лирический герой просит не петь молодую красавицу песен о Грузии, потому что ему вспоминаются те дни, когда он был там и был счастлив: Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной... Он вспоминает свою возлюбленную, «другую жизнь» и «берег дальний».

В "Записках" М.И.Глинки есть не помеченная годом запись: "Провел около целого дня с Грибоедовым, автором комедии "Горе от ума". Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре потом Пушкин написал романс "Не пой, волшебница, при мне"... Из одноголосной грузинской мелодии Глинка развил законченную фортепианную пьесу. Он почти ничего не изменил в мелодии, только написал к ней лёгкое и прозрачное сопровождение. Пушкину так понравилась мелодия, что он написал стихотворение.

Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом.

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь - и при луне
Черты далекой, бедной девы!..
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь - и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

М.И.ГЛИНКА "Не пой красавица при мне" ("Грузинская песня") для отображения образа Востока отбирает типичные для данной эпохи стилистические черты. Это куплетно-строфическая форма, баркарольный ритм фортепианного сопровождения, подлинная грузинская диатоническая мелодия.

Данный романс является одним их характерных образцов национально-жанрового восточного романса 20-х годов XIX века. Все эти черты получат дальнейшее развитие в последующих произведениях ориентальной тематики, как самого автора, так и композиторов, которые подхватят творческий «зачин» Глинки. Во всём этом наблюдается главная цель композитора - приобщение восточной культуры к европейской.

Каждый из композиторов передаёт своё видение Востока - от обработки народной грузинской песни до смыслового обобщения. У Глинки - это классический образец восточной национально-жанровой песни с элегическими чертами начала XIX века.

Рахманинов насыщает ориентальные традиции предшественников индивидуально авторскими чертами: глубже, чем у Глинки воспроизводит смысл пушкинского стиха: его динамику, сложный драматический подтекст.

М.А.БАЛАКИРЕВ "Грузинская песня"

«…Единственный восточный романс, написанный Балакиревым не на лермонтовский текст,- «Грузинская песня» (1863).*) Стихи Пушкина родились, как известно, в связи с одноименным романсом Глинки. Созданные в последекабристский период (1828), они содержат характерный мотив разлуки, изгнанничества. Но если «Грузинская песня» Глинки все-таки в целом носит оттенок светлой грусти и отличается эмоциональной ровностью, то у Балакирева указанные мотивы оказались более подчеркнутыми, сюжет получил драматическую окраску, и пушкинские стихи прочтены «по-лермонтовски». Такое психологически-углубленное, драматизированное истолкование восточной темы было новым для русской музыки.

Драматическое начало заложено и в основанной на контрастном принципе композиции романса. Любопытно, что смена частей даже не совпадает с делением на строфы и происходит исключительно в связи со смысловыми поворотами в содержании текста.

Первая и третья части посвящены образу грузинской девы. Средний эпизод («И степь, и ночь, и при луне...») связан с воспоминанием об оставшейся далеко возлюбленной. Но это - отнюдь не изображение портретных черт ее, а скорее - лирическое отступление, душевная исповедь героя. Это - сфера углубленных чувствований, но с еще большей тревожностью, затаенной болью. Здесь возникает образ утраченного счастья.

«Грузинская песня» - первая, а из законченных - единственная вокальная пьеса в восточном роде, написанная после путешествий Балакирева на Кавказ. Однако Балакирев не использовал в ней, по собственному свидетельству, подлинных фольклорных мелодий, а лишь стремился передать общий характер кавказской музыки.

Вокальная партия «Грузинской песни» написана в манере народных вокальных импровизаций. (Высокий регистр - также характерная черта, придающая одновременно мелодии особую напряженность, страстность). Широко использованы элементы и танцевально-инструментальной музыки Востока. Этим в значительной мере и объясняется ее богато орнаментированный, ритмически изощренный характер мелодии.

С.В.РАХМАНИНОВ - "Не пой, красавица при мне".

Вступая в «соревнование» с такими мастерами, как Балакирев и Римский-Корсаков, юный Рахманинов создал произведение не только не уступающее их музыкальному истолкованию того же поэтического текста, но во многом более глубокое, яркое и сильное по выражению. Среди разных музыкальных сочинений на слова этого пушкинского стихотворения романс Рахманинова вполне заслуженно пользуется наибольшей популярностью.

Образ Востока в фортепианном вступлении приобретает самостоятельное, цельное, завершённое оформление в виде основной темы (первые 8тт.). Её частое проведение, сквозное развитие то в фортепианной, то в вокальной партии придают ей значение лейтобраза.

Главный образ - состояние скорбного оцепенения, погруженности в печальные думы и воспоминания. Постепенно характер музыки становится более взволнованным и страстным, короткое, стремительное нарастание приводит к напряженной, но быстро угасающей драматической кульминации, после чего снова звучит тот же мотив, проникнутый чувством тоскливого одиночества.

Главным для Рахманинова было лирическое переживание - настроение глубокой печали, сожаления об утраченном, тоски по «жизни иной». Песня грузинки и пейзажные ассоциации, вызываемые ею, звучат как сквозь дымку далекого воспоминания.

Три версии прочтения стихотворения А.С.Пушкина

Три героя, три характера, три возраста - и у каждого - своя история - несмотря на то, что текст (как будто) один и тот же...

"Восточный романс" М.И.Глинки - можно сравнить с осмотром прекрасной картины в музейной экспозиции. Мягко и плавно звучит голос экскурсовода, рассказывающий, поясняющий и указывающий на важные детали полотна.

На первый план выходит красота и гармония картины, мастерство и своеобразие индивидуальности художника, позволяющие нам понять трагедию расставания, печаль и грусть героев.

Мы не столько сопереживаем героям романса, сколько любуемся мастерством описания этого события. В мелодии нет взлетов, падений, драматических кульминаций и печальных завершений - она течет плавно и закругленно, как движения прекрасных танцоров. Именно ее завершенность и безупречность - убеждает нас в прекрасном и великом, в этой неповторимой красоте, чувстве...

В "Грузинской песни" М.А.Балакирева мы вовлечены в действие романса. Это к нам обращен драматичный монолог героя романса. И хотя солист по-восточному сдержан и изыскан, но напряжение и драматизм его рассказа воспринимается как реальность сегодняшней драмы. Высокий, звонкий голос - это исповедь юности - еще не научившейся терпеливо сносить жизненные удары, оставляющие незаживающие сердечные раны - и поэтому вызывающий искренне сочувствие.

"Последний имени векам
Не передал. Его ланиты
Пух первый нежно оттенял;
Восторг в очах его сиял;
Страстей неопытная сила
Кипела в сердце молодом…
И с умилением на нём
Царица взор остановила..."
А.С.Пушкин "Египетские ночи"

Романс С.В.Рахманинова "Не пой, красавица при мне" - это воспоминания зрелого и мудрого человека. Бархатный баритон Дмитрия Хворостовского идеально раскрывает состояние его героя. Кратко можно охарактеризовать его так - смирение и боль. Точнее - боль и смирение.

В нашей жизни логика и трезвый расчет, основанный на серьезном анализе ситуации, мудрых советах и правильных примерах - часто подаются как идеальное средство решения любых сложных проблем. Но то, что в арифметическом примере гарантирует отличный результат, в сердечных делах, увы, не работает. "Тому в истории мы множество примеров видим..."

Понимание того, что ушедшее нельзя вернуть придают его монологу некоторое спокойствие и философскую отстраненность, но сознание все время возвращается к моменту разрыва - и мы видим, что мудрость может залечить не все раны...

УРОКИ МУЗЫКИ: Позитивный взгляд на мир

Правда жизни и ее художественное воплощение

"Каждый может использовать слова, мы так разговариваем. Но только писатель придает им форму и цвет... Опиши мне этот закат... Представь, что ты пишешь красками по холсту..."
Уэлдон Пэриш, писатель. "Тени на солнце" (Великобритания, 2005 г.)

Главное достоинство классической музыки - воодушевлять, окрылять, помогать выйти из привычной жизненной колеи, сделать следующий шаг в развитии, перерасти себя самого, подняться на новую ступень понимания жизни...

У каждого из нас есть выбор: какую роль играть, что думать об окружающем мире и что делать. Этот выбор составляет основу нашей внутренней силы и ответственности. Наши действия или бездействие создают мир таким, каким мы его видим.

Наши мысли также создают мир - наш внутренний мир. И это - главное в процессе самосовершенствования, становления нас, как личности. Ведь наши поступки - результат наших убеждений, характера и способности к действию.

Казалось бы, при таком подходе, на подмостках классических концертов должны остаться только яркие, позитивные и радостные произведения. Но на самом деле - очень много мелодий спокойных, мечтательных и, порой, грустных и даже трагических...

На прошлом уроке мы рассмотрели примеры, когда соседство мажора и минора помогают глубже понять и оценить жизненную ситуацию, а музыкальный образ произведения приближает к правде жизни...

Но много произведений, главная интрига которых не строится на контрастах и сопоставлении, а целиком посвящена одному настроению - и это не бодрый и оптимистичный мажор. Что самое удивительное, это не сделало их музыкой одного дня, а понимание образа не требует специального объяснения.

Что же делает популярным эту музыку у многих поколений слушателей?

Возможно, это несколько смысловых пластов, которые открываются при более внимательном и заинтересованном прослушивании...

Первый - грусть, печаль, тоска - очень поверхностный и примитивный подход.

Второй - требует некоторой подготовки и духовной работы. Самый простой пример - не употреблять при оценке музыкального образа слова с отрицательным значением. Например: вместо "тоска, уныние, безнадежность" - когда можно сказать "задумчивость, серьезность, воспоминание". Как утверждают философы - мы видим только то, что ожидаем увидеть...

Можно увидеть жизненный тупик, неразрешимую задачу, трагедию безнадежности, а надо научиться видеть в препятствиях - ступень, преодоление которой позволит подняться на новую высоту...

Например:

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ "Я ли в поле да не травушка была". Иван Суриков Грустная, печальная история девушки, рассказ о печальной девичьей доле..

В этом стихотворении есть словосочетание, которые часто используются в народных песнях и стихах .

"Я ли в поле да не травушка была", "Я ль у батюшки не доченька была, У родимой не цветочек я росла."

Приём параллелизма играет в стихотворении основную роль. Девушка сравнивает свою загубленную судьбу со скошенной травой, срезанной пшеницей, сломанной калиной.

Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Я ли в поле не пшеничушка была,
Я ли в поле не высокая росла;
Взяли меня срезали серпами,
Склали меня на поле снопами.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Я ли в поле не калинушка была,
Я ли в поле да не красная росла;
Взяли калинушку поломали
И в жгутики меня посвязали.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Я ль у батюшки не доченька была,
У родимой не цветочек я росла;
Неволей меня, бедную, взяли
И с немилым седым повенчали.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Почему же это произведение не воспринимается жалобой и причитанием?

Почему так неспешно разворачивается драма нашей героини: Перечисления "травушка", "пшеничушка", "калинушка" - и только затем - "неволей взяли, с немилым повенчали"...

Народная стилистика изложения - утешает нас в наших бедах - в этом мире перемен и изменений - все непрочно и не вечно. Мелодия последнего куплета становится драматичной и напряженной, но понимание того, что это только малая часть жизненных трагедий - облегчает наши страдания...

Главное - глубокое и искреннее чувство, искренность и поэтичность его передачи, смиренность и красота внутреннего мира героини, его чистота и открытость..

«Русская песня (Ах ты, ночь ли...)» русского поэта Антона Дельвига, написанные в 1820 году.

Ах ты, ночь ли, Ноченька!
Ах ты, ночь ли, Бурная!
Отчего ты С вечера
До глубокой Полночи
Не блистаешь Звездами,
Не сияешь Месяцем?
Всё темнеешь Тучами?

И с тобой, знать, Ноченька,
Как со мною, Молодцем,
Грусть-злодейка Сведалась!
Как заляжет, Лютая,
Там глубоко На сердце -
Позабудешь Девицам
Усмехаться, Кланяться;

Позабудешь С вечера
До глубокой Полночи,
Припевая, Тешиться
Хороводной Пляскою!

Нет, взрыдаешь, Всплачешься,
И, безродный Молодец,
На постелю Жесткую,
Как в могилу, Кинешься!

В концертном исполнении последний куплет опускается. Некоторая трагическая окраска смягчается, но общее настроение печали, одиночества и грусти - остается.

Исчез контакт современного человека с природой, а вместе с ним исчезла глубокая эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь. Гром - это уже не голос разгневанного божества, а молния - не орудие его мести. Нет больше такой реки, писал К.Юнг, в которой обитали бы духи, нет теперь голосов, которые говорят с человеком из камней, растений, животных, точно так же, как и человек больше не говорит с ними, не верит, что они могут его услышать.

Что же привлекает нас? Ощущение духовного родства с природой - в природе герой находит понимание. Но главное - сила и яркость чувства, красота выражения своих ощущений - то, что мы называем художественностью - обычные слова, привычные и знакомые - выстраиваются в такой последовательности - которая приобретает яркость и силу, глубину и необычайную выразительность, затрагивая какие-то глубинные пласты нашей личности.

Какая из этого следует мораль? Нужно признать, что наш шанс стать счастливыми кроется в том, чтобы научиться извлекать уроки из всего, подкинутого жизнью в зашифрованном виде, - в облике приступов кашля, аллергии, ссор с друзьями и разлада в личной жизни. Кроме того, нужно обязательно научиться быть благодарными судьбе и не выставлять ей претензии за все, что с нами происходит, как это делают те, кто обвиняют в собственных несчастьях зануд, время и погоду.

Ален де БОТТОН Как Пруст может изменить вашу жизнь

Морис МЕТЕРЛИНК Мудрость и судьба

Мы имеем слабое влияние на известное количество внешних событий, но мы имеем могущественное влияние на то, чем станут эти события в нас самих, т.е. на духовную, светлую и бессмертную часть каждого события.

То, что заставляет колебаться слабых, укрепляет сильных.

Чему учит эта музыка? Возможно, об этом написал Оскар Уайльд в своем письме-исповеди DE PROFUNDIS ["Из глубины" (лат.)]:

Люди... новым взглядом смотрят на окружающую их жизнь только потому, что услышали один из ноктюрнов Шопена, или подержали в руках вещи, созданные греками, или прочли историю любви давно умершего мужчины к давно умершей женщине, чьи волосы были похожи на тончайшие золотые нити, а губы напоминали зерна граната.

В словах ли или в цвете, в музыке или в мраморе... человек должен раскрыться и подать о себе весть.

УРОКИ МУЗЫКИ: ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ

ПРОТИВОРЕЧИЯ - основа движения/понимания

Опираться можно только на то, что сопротивляется. - Блез Паскаль.

Р.Штайнер отмечал по этому проводу: «Если бы в мире не было противоположностей, если бы в нем не жили наиболее разные и противоречащие друг другу стремления, то мир возникновения, мир преходящего не мог бы существовать. Но то, что открывается в этой вражде, то, что разлито в ней, это не война, а - гармония. Именно потому, что во всех вещах заключается вражда, дух мудреца должен как пламя возноситься над ними и претворять их в гармонию».

Н.А.Римский-Корсаков, слова А.Толстого - "Звонче жаворонка пенье"

Восторженная, устремленная вверх мелодия, начало новой жизни. Чувство весеннего обновления и радость восприятия мира.

"Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.
Как натянутые струны
Между небом и землей".

Идея стихотворения: пробуждение души, радости. Автор в нем описывает картину весеннего пробуждения природы, отмечая, что это пробуждение коснулось и его самого, его чувств, его души.

Новизна наполняет душу новыми чувствами, новыми ощущениями, обещает и зовет вперед.

МАРТ «Песня жаворонка». А где начинается «песня жаворонка»? Сначала - переборы гитары или аккорды фортепиано, затем - лирический «романс» - тесситура человеческого голоса, потом мелодия опускается еще ниже… - это не жаворонок.

Легкие трели, высокие и звонкие - начинаются только в среднем разделе. Собственно, песня жаворонка «изображается» здесь.

И жаворонок, и соловей - не поет в том смысле, который мы вкладываем в человеческую песню. Почему свист, щебет, щелканье мы называем песней? Скорее всего, их пение соединяется с временем года - весной - и наполняется «надеждой, дыханием новой жизни» и т.д. Т.е. только человеческие эмоции и чувства переводят эти звуки природы в мир поэзии.

Но почему композитор и начинает и заканчивает «песней о жаворонке»? Возможно, идея произведения в том, что только художник, поэт, музыкант (Творец) - может наполнить силой своего таланта, силой чувства - птичий щебет - и придать ему сокровенный смысл, глубину и одухотворенность…

Второй вопрос - почему весна, как начало чего-то нового, звучит так лирично и печально?

Что может объединить эти два описания весны? Первое - воодушевленное, полное надежд и радости, второе - сожалеющее и грустное...

Один из вариантов ответа (сожаления героев Чайковского) - в стихотворении Ильи Эренбурга:

"Когда зима, берясь за дело,
Земли увечья, рвань и гной
Вдруг прикрывает очень белой
Непогрешимой пеленой,
Мы радуемся, как обновке,
Нам, простофилям, невдомек,
Что это старые уловки,
Что снег на боковую лег,
Что спишут первые метели
Не только упраздненный лист,
Но всё, чем жили мы в апреле,
Чему восторженно клялись..."

Возможно, печальную ноту в "Песню жаворонка" вносит второй, низкий голос, который отвечает на восторженные мечтания первого героя. Низкие звуки, повторяющие мелодию - это уже не мечтания, а воспоминания. Теперь мечты стали жизненным опытом - они по прежнему волнуют и утешают, но теперь исчезла легкость и беззаботность, а появилась теплота и понимание быстротечности мгновений счастья, юности и самой жизни..

ВАРЛАМОВ А. - Романс "Красный сарафан". Слова: Николай Цыганов

Городская песня. Роль аккомпанемента. Двухчастное построение - речь дочери и матери - драматургия. Контрасты:

  • Дочь - лирическая мелодия и танцевальный, веселый проигрыш фортепиано - образ беззаботный и ласковый (мелодия направлена вверх, преобладающе мажорного характера).
  • Мать - рассудительная, мудрая - мелодия нисходящая, минор - тепло, забота и мудрость опытной женщины.

Отсутствие фортепианной партии превратило бы романс в назидание - противопоставив легкомысленную дочь и усталую мать. Но после слов матери «и мне те же, в девушках, пелися слова» - звучит легкий, танцевальный проигрыш фортепиано - что придает словам матери не формальный тон урока, а слова понимающего родного человека, подчеркивая общность и духовную близость персонажей.

Второй вариант - хор и солирующий баритон... Странно, что женский романс поет мужчина. Хор не может "изобразить" игривые трели аккомпанемента - главная идея "родства и понимания" романса исчезает? Или она выражена как-то по другому? Как?

- Голос солиста звучит мягко и спокойно. Это увещевания, объяснения, доверительный разговор - но не требование и не угрозы...

Разум рождает справедливость, а мудрость - доброту, которая, по замечанию старого Плутарха, "простирается гораздо дальше справедливости". Но что такое, наконец, эта мудрость, о которой мы говорим? Не будем стараться слишком точно определить ее... "Слово "умный", - замечает Жубер, - сказанное ребенку, всегда ему понятно, хотя ему никогда его не объясняют".

ВАРЛАМОВ А. - Романс «Белеет парус одинокий» На слова М.Ю.Лермонтова.

Мелодия устремлена вверх, энергичная и волевая. Но испанских мотивов в мелодии нет. Аккомпанемент - ритм испанского танца болеро. Мерность и энергичность ритма - как плеск морской волны, мощь и устремленность.

С другой стороны, после слов «что ищет он в стране далекой» - ритм испанского танца - невольно воспринимаются как «подсказка» - как далеко заплыл корабль… Общая тенденция русских композиторов включать интонации, напевы мелодий других народов: испанские (М.И.Глинка «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота»), восточные (М.И.Глинка в опере «Руслан и Людмила», Н.А.Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада») и т.д.

О чем этот романс? Романтическая неудовлетворенность, устремленность в будущее, поиск и надежда… Ничто не радует героя - ни «струя светлей лазури, ни луч солнца золотой». Период в жизни - молодость и поиск своего призвания, цели и смысла жизни.

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА (Текст А.К.Толстого).

Этот романс можно уподобить мягкой акварели в красивой рамке; функцию рамки в нем выполняет восьмитактовое вступление и точно такое же по музыке заключение - оно вводит в атмосферу и настроение романса.

Романс написан в ритме вальса, что отвечает содержанию стихотворения (воспоминания о встрече с любимой во время бала). Этот вальс - тонкая проникновенная, лирическая миниатюра, интимное признание себе в своем чувстве.

Из картины, описанной поэтом, композитор музыкальными средствами передал чувство волнения и трепета от встречи с Незнакомкой. Но у Чайковского нет «шумного бала» - все сосредоточено на мыслях и чувствах героя.

Он несколько напоминает такие страницы лирики Глинки, как романс "Я помню чудное мгновенье". Романтическая недосказанность чувства, затаенное беспокойство, а вместе с тем и светлая грусть сочетаются в музыке Чайковского.

Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь.
Ф.Ницше

Я понял: ум опасен - ум, который верит, что слово передает суть, что в споре рождается истина. Нет, не язык передает меня. Я не знаю таких слов, которые бы меня высказали... Так о горѐ, например, я сказал, что она высока, но хотел сказать о холоде близких звезд и могуществе ночи.
Антуан де Сент-Экзюпери "Цитадель"

Как оценить успех или неудачу учебного процесса сегодня? Насколько верна "теория воспоминаний" Платона, который утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение как перекладывание знаний из одной головы в другую.

В мифологическом плане, согласно Платону, душа, до рождения человека, жила среди богов и там набиралась знаний, так что человек, родившись и получив от богов эту душу, должен только вспоминать то, что она усвоила ранее.

В рациональном плане, в теории воспоминаний есть глубокий смысл: всему действительно важному, человека научить нельзя. Нельзя научить быть Эйнштейном, нельзя научить быть Моцартом... Многие композиторы знали теорию музыки лучше, тот же Сальери был гораздо более образованным... Но того, что было в Моцарте, не было ни в одном музыканте. Сальери в фильме "Амадеус" удивлялся, что у Моцарта нет черновиков, что он слышит музыку и записывает ее, а не сочиняет, не вымучивает ее. Что значит слышит? Бог ему напевает? Или он слышит музыку сфер, как Пифагор? В любом случае, такому слуху научить нельзя.

Как скульптор, смотря на кусок мрамора, уже видит в нем скульптуру, видит, что нужно отсечь, так и знание определенным образом уже есть в человеке, каким бы необразованным и "сырым" человек ни был. Но всякое знание, всякий прием работы, как чужой опыт - уже мертвое. А важное и ценное передать невозможно - нужно самому додуматься, дойти до всех тонкостей профессии - нужно, чтобы тебе самому "открылось". Открылось в том смысле, в каком за тебя никто понимать не будет, ты должен сам понять.

Это возможно только на пути раскрытия в себе большого сознания.

Это, однако, не отменяет необходимость учиться, изучать то, что до тебя уже давно знали. Чтобы подняться на уровень большого сознания, нужно постоянно и всесторонне развивать малое, создавать базу, опору для дальнейшего прыжка в неизвестное.

Сёрен Кьеркегор "Болезнь к смерти"

Господи, дай нам ослепнуть для вещей, которые не научают добродетели, и ясные глаза для всей твоей истины.