Технологическая карта конструирования урока по обновленному ФГОС для учащихся 1-х классов Тема урока. Буква ь – показатель мягкости согласных звуков

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык


Предмет

Обучение грамоте

Класс

1

Тема урока

Буква ь - показатель мягкости согласных звуков.
(изучение нового материала)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Вычленять звуки из слова, уметь давать характеристику новой букве, определять позицию буквы слове. Знать название и начертание буквы ь. Уметь читать слоги, слова с изученными буквами. Составлять предложения.

Регулятивные: учатся определять тему, цель деятельности на уроке, планировать свою работу, оценивать с помощью учителя.
Познавательные: отличать новое от уже известного, исследовать, анализировать и характеризовать букву ь.
Коммуникативные: Общаются, слушают одноклассников, вступают в беседу на уроке, учатся работать в паре.

Проявлять уважительное отношение и интереса к художественной культуре. Создать условия для формирования интереса к учебной деятельности. Проявление уважения и доброжелательности друг к другу.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методич. ресурсы (методическая литература, стратегич. тех-я и тактические технологии

Оборудование

Иллюстрация из сказки «Сказка про лося и зайца» https://santyaguarundito.blogspot.
com/2018/12/blog-post8.html?m=1

учебник «Азбука».

Поурочные разработки. «Обучение грамоте».

Компьютер. Интерактивная доска. Цветные карандаши. Раздаточный материал.

Основные понятия

Звук, характеристика звука, буквенные сочетания, пословица.

Форма проведения урока

фронтальная

Этап урока
(название, время, цели)

Деятельность Учителя
(ГЛАГОЛ)

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников
(ГЛАГОЛ)

I. Мотивационно-целевой этап

Постановка учебной задачи (проблемной ситуации)

Показывает иллюстрацию.

Помогает.

Демонстрация иллюстрации.

Прочитаем и объясним пословицу Красна птица опереньем, а человек уменьем.
С. 10 учебника. Рассматривают иллюстрацию.
- Какой момент сказки изображен?
- Назовите главных героев?

Сравнивают. Сопоставляют.
Объясняют.
Рассуждают.
Составляют предложение.

Направляет. - Придумайте сказочную историю про лося, используя данные слова.
- Встретились как-то на лесной полянке лос,сол,ел,пен.
- С какой проблемой столкнулись?
- Каким будет ответ?
Нарисуйте главного героя сказки и рассказа (с.11). Проиллюстрировать
Направляет.

Какой звук?
Можем дать ему характеристику?

Почему?

Определяют.

Объясняют

II. Актуализация опорных знаний Направляет.
Помогает.
- Какая тема урока?
- Цель?
Загадка
Я волшебник.
Захочу - появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Кто волшебник - отгадай?
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква…. (мягкий знак)
Анализируют
Ш. Изучение нового материала

Демонстрирует

Уточняет

- Что вы знаете о мягком знаке?

Прочитаем и объясним пословицы. Учебник с. 10
- Давайте назовем, какая выделенная буква повторяется в пословицах.
- Местоположение ь?
- Роль буквы (ь) в словах?
Работа со схемами слов (гусь, гуси), с 11.
- Что вы можете рассказать?

Проанализировать

Исследовать.

Определяют

Показывает

Противопоставляет

Характеристика буквы (звука не имеет, обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

(Показ буквы).
Представьте на что похожа буква ь? Игра «Вообразилия».
Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
- Нарисуйте букву в воздухе, на парте, на ладошке.
- Из выданных элементов соберите букву ь.

Рассуждают

Объясняют

Противопоставляет Понаблюдайте, как меняется смысл слова, если к нему прибавить мягкий знак. Угол - уголь, мел - мель, ел - ель, брат - брать, стал - сталь, шест шесть, мол - моль. Сравнивают

Информирует

Направляет

- Откройте учебник на с.12. Соотнесите информацию на листах из календаря с сюжетом текста.
- О каком событии рассказывается?
- Продумайте окончание рассказа.
- Найдите на странице слова с ь, сравните его место положение в словах.

Работа в паре. Данные слова сгруппируйте в две группы. (мель, пеньки, лень, пальто, письмо, день, пальма, соль)

Прочитайте текст с.14.
- О чем вы прочитали?
- Озаглавьте текст.
Рассмотрите рисунок.
- Найдите предложение из текста соответствующее рисунку?
- Какой вывод можно сделать?
Подтвердите строчками из текста.

Конструируют, демонстрируют

Анализировать

Исследуют

Демонстрируют знания.

Рассуждают. Объясняют

Соотнесение

Придумывают

IV. Самоконтроль и самооценка

Раскрывает смысл

- Рассмотрите пары слов:
угол-уголь.
- Есть ли разница по числу звуков?
- Нарисуйте звуковую схему слов.
- Наблюдаем, делаем вывод.

Работа по учебнику на с.14-15.
Чтение текста и нахождение в нем новой буквы самостоятельно.
Толкование смысла слова куролесить.
- В каких случаях можно употребить в речи пословицу (Скучен день до вечера, коли делать нечего).

Противопоставляют

Объясняют

Рассуждают.

Исследуют.

Рассуждают.

V. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Уточняет

- Давайте вспомним, какую цель ставили себе на урок?
- Мы достигли цели?
- Где могут пригодиться вам новые знания?
- Расскажите о новой букве.
- Какие выводы сделали?
- Давайте дадим оценку своей работы на уроке: кто считает, что он сегодня на уроке отлично работал, много читал, отвечал на мои вопросы - поднимите красную карточку. А кто считает, что он не старался на уроке, но мог бы работать лучше - выберите желтую карточку.

Делают вывод

Выбирает.