Роль учебной дисциплины «Обществознание» в формировании функциональной грамотности школьников

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Функциональная грамотность позволяет школьнику использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В деле ее формирования значительным потенциалом обладает учебная дисциплина «Обществознание».

Функциональная грамотность - уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. По определению педагога и психолога А.А.Леонтьева, «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Для формирования функциональной грамотности необходима системная работа всех учебных дисциплин. В этом отношении значительным потенциалом обладает учебная дисциплина «Обществознание».

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает наряду с усвоением предметных знаний формирование умений, необходимых для осуществления типичных видов деятельности гражданина, освоение социальных норм, способов познавательной и практической деятельности, системы гуманистических и демократических ценностей. Значительна роль курса в становлении существенных элементов социальной, нравственной, правовой, экономической, политической культуры.

Целостность и преемственность изучения учебной дисциплины «Обществознание» позволяет обучающимся овладеть системой знаний о человеке и обществе, о взаимоотношении человека с природой, с другими людьми, обществом в целом, сформировать практические навыки, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, и компетенции, позволяющие обучающимся осуществлять типичные социальные роли в современном мире, решать повседневные бытовые задачи в общении с другими людьми. Учебная дисциплина «Обществознание» играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией функции интеграции молодёжи в современное российское общество: дисциплина позволяет системно раскрывать учащимся особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, а также социальные нормы, регулирующие эти взаимодействия. Специфика учебной дисциплины «Обществознание» предполагает включение в содержание курса целого ряда компонентов, к которым относятся:

  • фундаментальные научные знания и целостное понимание социальной жизни;
  • опыт истории (как важной части социального опыта);
  • система ценностей;
  • социальные нормы и образцы социально-одобряемого поведения;
  • знания о современном российском обществе с включением регионального компонента;
  • язык социально-экономической и политической коммуникации;
  • модели деятельности при выполнении типичных социальных ролей;
  • опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности.

Достижению ожидаемых образовательных результатов содействуют:

1. Системно-деятельностный подход, направленный на:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

2. Индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий:

  • создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося;
  • организацию работы с группами учащихся, демонстрирующими разный уровень обществоведческой подготовки;
  • выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе, с использованием заданий разного уровня сложности;
  • содействие формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, готовности руководствоваться ими в деятельности.

3. Подходы, способствующие интенсификации изучения обществознания:

  • укрупнение тем в рамках содержательных разделов, повышение их информационной ёмкости;
  • увеличение практической составляющей дисциплины «Обществознание»; планирование интегрированных уроков и форм контроля в форме практической подготовки; использование модельных заданий;
  • рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации;
  • перераспределение времени на уроке с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие студентов более активно;
  • рациональная дозировка учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
  • отбор эффективных методов, форм, средств технологий, предусматривающих интенсивную подготовку, в частности, технологий интерактивного обучения:
    • Игровая технология (методы ролевых/деловых игр);
    • Проблемное обучение (методы дискуссионный, коммуникативный);
    • Рефлексивно-ситуационная технология, кейс-технология (метод решения практических задач, поисковый метод);
    • Проектная технология (исследовательский метод);
    • Групповые технологии (методы групповой работы, дифференцированных задач, коллективной творческой деятельности);
    • Информационные (компьютерные) технологии.

Интенсификация общеобразовательной подготовки предполагает переход с преимущественной активности на занятии преподавателя (выдача готового знания в рамках лекционной подачи материала) на активность самих обучающихся (практико-ориентированное обучение). Интенсификация изучения дисциплины «Обществознание» должна опираться на педагогически продуманное распределение учебного времени. Целесообразно выделять на практические занятия не менее 50% учебного времени.

Список литературы

  1. Козлова, М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И.Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125.
  2. Леонтьев, А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.): в 2 ч. - Ч. 1 / под ред. И.В.Усачевой. - М., 2002.
  3. Развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю.Панариной, И.В.Сорокиной, О.А.Смагиной, Е.А.Зайцевой. - Самара: СИПКРО, 2019.