Урок по математике в 6-м классе "Графики в повседневной жизни"

Разделы: Математика

Класс: 6

Ключевые слова: график


Цели:

  • обучающая: научить учащихся строить графики по заданным координатам на координатной плоскости, совершенствовать навыки чтения простейших графиков.
  • развивающая: развивать познавательную активность, творческие способности.
  • воспитательная: воспитание интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, доска, таблица "график движения туриста".

Ход урока

I этап. Организационно-мотивационный этап

Сегодня наш урок мы проведём под девизом «Учимся для жизни», ребята объясните как вы понимаете эту фразу?

(Ответы учеников)

Ребята, посмотрите на картинки и ответьте, что изображено и где используется в повседневной жизни?

(Электрокардиограмма (ЭКГ) сердца - наиболее простой и довольно быстрый метод проверки сердечно-сосудистой системы человека).

(Кривая спроса - график, показывающий отношения между ценой товара и спросом на него за определенный период времени. Закон спроса подчеркивает тот факт, что люди обычно покупают больше товара, когда его цена низкая, и наоборот).

Сейсмограмма (в переводе с греческого землетрясение) график колебания земной поверхности; сейсмология широкое прикладное развитие получила в методах разведки полезных ископаемых, в строительстве, в оборонных целях при регистрации взрывов, а также в медицине.

Для описания явлений и процессов жизни математики используют различные языки: язык уравнений, дробей, геометрических фигур. Одним из таких языков является язык графиков. А зачем понадобился ещё язык графиков?

(Чтобы наглядно представлять информацию.)

В какой сфере деятельности надо уметь читать информацию с графика?

(В экономике - курс валюты, цена барреля нефти и т.д., в медицине - чтение кардиограмм, наблюдения врача за соответствием роста и веса).

(Примерный вывод: Чтобы быть грамотным человеком необходимо уметь читать графики, без умения читать графики человек не сможет выбрать интересную работу, возможно пропустит часть полезной для него информации).

Поэтому перед нами стоит какая задача?

Ответы учеников: необходимо научиться читать простейшие графики и строить графики по заданным координатам на координатной плоскости.

II этап. Устная работа по координатной плоскости

  1. Что такое координатная плоскость?
  2. Что значит координаты точки?
  3. Какие координаты имеет точки на рисунке?
  4. Какие координаты имеет точка О?
  5. У каких точек на координатной плоскости абсцисса равна нулю? (на оси ОУ)
  6. У каких точек равна нулю ордината? (на оси ОХ)
  7. Отметьте точки в координатной плоскости С(6;3) D(- 5; - 2) F(2; 0) S(- 4;0)

III этап. Работа в малых группах по графику "Движение туриста"

  1. На каком расстоянии от места старта находился мотоциклист через 1 час?
  2. Через 2 часа?
  3. Сколько остановок сделал мотоциклист в пути? (Показать на графике)
  4. Сколько по времени длилась первая остановка мотоциклиста? Вторая?
  5. На каком расстоянии от места старта мотоциклист сделал вторую остановку?
  6. С какой скоростью ехал мотоциклист до первой остановки?

Ребята вместе с учителем проверяют ответы и обсуждают решения.

IV этап. Изучение нового материала

А сейчас вы сами попробуете построить график по описанию.

По описанию постройте график зависимости числа посетителей сайта от дня недели. Соседние точки соедините отрезками. Точка, показывающая число посетителей в понедельник, уже отмечена на рисунке.

В понедельник сайт посетило 28 человек. Во вторник - на 3 человека меньше, и это была самая низкая посещаемость за неделю. В среду на сайте публикуется новость недели, поэтому в среду число посетителей выросло на 40% по сравнению со вторником. В четверг сайт посетило столько же людей, сколько в понедельник. К выходным количество посетителей всегда увеличивается. В пятницу их было на 4 человека больше, чем в предыдущий день, а в субботу ещё на 6 человек больше. В воскресенье посещаемость сайта была наибольшей за неделю - в полтора раза выше, чем в четверг.

Один ученик под руководством учителя выполняет задание на интерактивной доске. Ребята проверяют себя и оценивают на листе самоконтроля.

«Лист самоконтроля»

Имя ученика _________________

Вид задания

Баллы

Устная работа

Работа в группе

Построение графика

Итого

V этап. Домашнее задание

Подготовить устное сообщение на тему «Графики в жизни моих родителей».

VI этап. Рефлексия

  • Чему я научился на уроке?
  • Что на этом уроке у меня получилось/ не получилось?
  • Нуждаюсь ли я в дополнительной консультации учителя?
  • Доволен ли я результатом своей работы на уроке?