Описание картины в 5-м классе – подготовка к итоговому собеседованию в 9-м классе. Задание 3: выбираем тип речи – описание

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: итоговое сочинение


Выполнение заданий итогового собеседования по русскому языку требует от выпускника школы следующих умений:

  • анализировать и классифицировать языковые факты;
  • использовать основные приёмы переработки текста, создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • осуществлять речевой самоконтроль.

Поэтому неотъемлемой частью работы учителя по данному направлению стало следующее: развитие устной и письменной речи учащихся с 5 класса.

В ходе подготовки к итоговому собеседованию выявляется, что целесообразным в данной ситуации оказывается следующее:

  • речь учителя - образец речевого поведения;
  • ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстами (разных стилей и типов речи);
  • использование приемов технологии активного обучения.

На уроках развития речи в 5-8 кл. большое внимание уделяется формированию у учащихся умения описывать картины художников. Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции - накопительной. Выступая в качестве источника отражения внешнего мира, картины способствуют фиксации и сохранению в языковых единицах информации об окружающей действительности.

Обучение видам речевой деятельности (говорению, письму) с использованием полотен известных живописцев осуществляется более успешно при помощи разнообразных языковых упражнений.

Для первичного восприятия картины задаем примерные вопросы:

  1. Что вы видите на картине?
  2. Что изображено в центре?
  3. На каком фоне изображены предметы?
  4. Какой день изобразил художник?
  5. Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
  6. Какие цвета использовал художник? Какой цвет преобладает?
  7. Кто главный герой картины? Что можно сказать о главном герое?
  8. Какое настроение она вызывает? Почему?

Для формирования умения создавать монолог используем следующие задания:

  1. Рассмотрите картину, обратите внимание на… Продолжи предложение….
  2. Назовите признаки (детали) предметов картины (цвет, формы). Составьте с названными словосочетаниями предложения, попробуйте объединить их в связный текст.
  3. Подберите опорные (ключевые слова) для изображения. Составьте описание картины по опорным словам. Подбери синонимы (эпитеты, метафоры)
  4. Опиши увиденное на картине. Выразите свое отношение (а как это относится ко мне?)
  5. Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных (предлагаем алгоритм из 5- 10 фраз-помощников)

Далее используем вопросно-ответные упражнения на формирование умения создавать монолог и давать оценку увиденному (дальнейшее осмысление, анализ, личностное восприятие):

  1. Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (время года, пейзаж, животных)
  2. Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
  3. Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
  4. К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?

Для развития творческих способностей даем учащимся упражнения на развитие воображения:

  1. Придумайте воображаемый диалог между персонажами картины.
  2. Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
  3. А как развивались события, изображенные художником в дальнейшем?
  4. В роли какого героя ты мог бы оказаться? Объясни свой выбор.
  5. Напиши свою историю, используя опорные слова (предложенный план, собственный план изложения событий)

Данная систематическая работа постепенно готовит учащихся 5, 6, 7 классов к составлению рассказа, написанию сочинения-описания, миниатюры, сочинения-рассуждения, а в дальнейшем и к созданию устного монологического высказывания в задании 3 на итоговом собеседовании в 9 классе.