Эмоциональный интеллект в раннем возрасте (консультация для родителей)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Наши дети эмоциональны от природы. Но эти эмоции кратковременны и излишне импульсивны. Малыши еще не умеют ими управлять. И эти эмоции не ограничиваются только положительными. Но и часто проявляются в слезах и истериках, порой они не осознанны. Поэтому необходимо развивать эмоциональный интеллект ребенка как можно раньше, т.к. дети с неразвитой эмоциональной сферой отличаются замкнутостью, не умением правильно определить эмоции окружающих и не умением общаться. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии.

Часто в детстве нас учили не показывать свои эмоции, не обижать окружающих словом и делом. Особенно под запретом были негативные эмоции - слезы, боль, обида. И такое сдерживание эмоций, по мнению психологов, ведет к психологическим проблемам во взрослой жизни. И, чтобы этого не произошло с вашими детьми, необходимо больше внимания уделять не только умственному, познавательному развитию, но и развитию эмоционального интеллекта с раннего возраста.

Разговаривайте с малышом, вместо того, чтобы ругать его за показанные им эмоции, будь то проявление положительных или отрицательных моментов. Показывайте малышам свою любовь и интерес к их только что начинающейся жизни. Помогайте ему понять себя и свои переживания, тем самым, уча ребенка контролировать свои эмоции.

Существует ряд игр для развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста, которые можно применять в домашних условиях. Это разыгрывание сюжетов из жизни, которые близки и понятны ребенку. Например, игрушка - зайчик плачет. Обсудите с ребенком, почему он плачет, пожалейте, успокойте его. Можно придумать свою историю, почему стало грустно зайчишке. А можно обсудить и прочитанное стихотворение (например, А.Барто). У А.Барто много коротких, понятных для малыша, стихов, которые учат сочувствию, отзывчивости и пониманию.

Музыкальное произведение «Кукла заболела» П.И.Чайковского уже доступно для понимания детьми двухлетнего возраста. Если малыш затрудняется в выражении своих эмоций, помогите ему понять причину грустной музыки, предложите свою историю. Дети двух лет уже способны на это. Обсудите с детьми сказку, помогите понять ее смысл и свое отношение к персонажам. В наших сказках заложен глубокий смысл. Так же незаменимы в развитии эмоционального интеллекта будут пальчиковые игры («Мишка», «Мышка» и другие), массаж (самомассаж) («Солнечный зайчик» и другие), различные двигательные упражнения. Необходимо помнить, что все игры должны быть адаптированы к индивидуальным и возрастным особенностям ребенка.

Как видим, что в основном развитие эмоционального интеллекта сводится к тесному взаимодействию малыша и взрослого. И помните, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. Чаще обсуждайте с ребенком его эмоции и причины их возникновения, не забывайте показывать и выражать свои эмоции, не запрещая так же поступать и вашему малышу.

Приложение

Пальчиковая игра «Мишка»

По полянке мишка шел пальчики «шагают» по ладони другой руки (по коленям)
И в бочонке мед нашел «царапающие» движения пальцев рук
Лапкой мед он доставал надавливание указательным пальцем на ладошку
Язычком его лизал поглаживающие круговые движения указательным пальцем по ладошке другой руки
Нету меда сжать ладошки в кулачки
Где же мед? приподнять плечи
Ищет мишка - не найдет поглаживание каждого пальчика
Нужно обязательно
Мишке быть внимательным погрозить пальчиком

Пальчиковая игра «Мышка»

Мышка в домик забралась крадущиеся движения обеих рук
На замочек заперлась легкое покачивание скрещенными в замок пальцами
В дырочку она глядит сделать пальчиками колечко (указательным и большим)
На заборе кот сидит приложить руки к голове, пошевелить пальчиками и помяукать

Самомассаж «Солнечный зайчик»

Солнечный зайчик пришел в гости, поискать глазами зайчика (повороты головы)
заглянул в глаза закрыть глазки
Зайчик побежал дальше по лицу
нежно погладил его ладошками погладить лоб, ротик, щечки, подбородок
Вот он перебрался на шею, руки,
животик, ножки... Подружился с ними. поглаживающие движения этих частей тела