Авторские методы и программы обучения младших школьников

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


В школах английский всегда преподают примерно одинаково. Метод обучения тот же. Традиционные методы обучения адаптированы к естественному развитию детей. Но что считать естественным? Слишком много факторов влияет на каждого ребенка. Поэтому учителя, обучающие младших школьников, в первую очередь используют коммуникативный подход.

Считаю выбор данной методики абсолютно оправданным, так как она идеально соответствует потребностям и психологическим особенностям детей этого возраста. Юные школьники поражают своей любознательностью и активностью, но усидеть на месте все равно сложно, и они могут устать в разы быстрее, чем старшеклассники. Если учителя хотят структурировать обучение в увлекательной игровой форме и поддерживать интерес детей к урокам, они должны использовать для этого дополнительные приемы и методики.

Хочу поделиться с вами некоторыми авторскими методиками и программами, которые на 100% полезны для построения интересных и эффективных уроков английского языка в начальной школе.

1. Genki English

«Genki English» - это методика, разработанная британским ученым Ричардом Грэмом. Она исследована и одобрена Гарвардским и Оксфордским университетами. Уроки основаны на игровом, коммуникативном и личностно-ориентированном подходе, который поможет вам расширить словарный запас и понять английскую речь на слух, не опасаясь произнести в слух самый громкий материал. Каким образом метод Genki English поможет школьникам:

  • они расширят свой словарный запас и сформируют основы грамматики.
  • освоят особенности произношения английской речи;
  • сформируют и смогут развить коммуникативные навыки на английском языке;
  • будут способны преодолеть языковой барьер.
  • сформируют положительное отношение к английскому языку.
  • смогут развивать навыки языкового самостоятельного развития, но и развиваться комплексно (память, внимание, мышление, воображение и др.).

Это учебная программа, разработанная британским ученым Richard Graham. Программа исследована и одобрена Гарвардским и Оксфордским университетами. В основе занятий лежат игровой, коммуникативный, личностно-ориентированный подходы, который поможет увеличить словарный запас, понимать английскую речь на слух, не боясь проговаривать максимум материала вслух. Чем поможет программа «Gеnki English» школьникам:

  • расширить словарный запас и освоить основы грамматики;
  • освоить особенности произношения английской речи;
  • сформировать и развить навыки общения на английском языке;
  • преодолеть языковой барьер;
  • сформировать позитивное отношение к английскому языку;
  • развить навыки самостоятельного освоения языков;
  • комплексно развиваться (память, внимание, мышление, воображение и др.).

На уроках английского языка для изучения и закрепления нового материала во 2-4 классах мною применяются обучающие игры Genki English.

Это мультимедийное приложение возвращает уроку живость и рождает интерес к изучению иностранного языка, так как очень часто занятия бывают скучными и не совсем захватывающими.

Расскажу вам немного о составе данной программы. На данный момент она включает 13 интерактивных дисков, в каждом диске - несколько тем (от 7 до 9). Темы - общепопулярные (например: цифры, погода, еда, Рождество и т.д.). В каждой теме есть интерактивный словарик, мини-лекция (включающая в себя фразы на данную тему с использованием слов из словарика), песня в двух вариантах (поет диктор и караоке - минусовка), а также игра по типу "тыкалка" - выбор варианта (автор называет слово или фразу, нужно нажать на соответствующую картинку). Простенько, но в то же время, благодаря комичным "глазастым" картинкам и веселой озвучке молодежного коллектива, живенько и захватывает. Плюс - в словарике и лекции дается несколько вариантов озвучки (слово произносят мужчина, женщина, с разным акцентом). Песенки намертво вселяются в мозг, таким образом обогащая словарный запас.

При помощи Genki English можно легко составить свой собственный урок, используя материал того или иного раздела и подбирая песни и игры, в соответствии с уровнем обучающихся. Попробуйте и вам понравится.

2. Суггестопедия Лозанова

Данный метод представляет собой систему введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности.

Эффективность суггестопедической системы обучения заключается в ее направленности на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон. Реализация установки на раскрытие резервов личности учащегося осуществляется за счет следующих факторов: творческая роль преподавателя и, как следствие его авторитет; высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс, высоко мотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения, создаваемые преподавателем с помощью специальных педагогических способов и приемов.

Основными особенностями suggestopedia являются:

  • Использование музыки для отдыха учеников.
  • Мебель, отделка и расположение класса.
  • Власть учителя. Учитель играет центральную роль, и он / она является источником всей информации.

3. Метод Глена Домана

Еще одна очень популярная методика обучения иностранному языку, которую также можно применять при обучении детей дошкольного возраста.

Обучение английскому осуществляется с помощью карточек, а чтобы занятия проходили успешно, необходимо придерживаться следующих правил:

  • При обучении английскому языку родитель обязан иметь определенный уровень знаний. Дезинформация крохе навредит.
  • Своевременно готовьтесь к уроку, и прорабатывайте материал.
  • Занятия проводятся только с активным и накормленным ребенком.
  • Во время урока малыша ничто не должно отвлекать.
  • Родители должны быть в хорошем настроении во время обучения.
  • Учитывайте, что таблички с иностранными словами - это дополнение к русскоязычным занятиям.
  • Тесты и экзамены запрещены.
  • Если кроха заскучал, остановите занятие, через время продолжите урок. Только не начинайте заново!
  • Проверяйте, чтобы в 1 наборе не было созвучных слов.
  • Заниматься по данной программе обучения способны терпеливые родители, которые могут 100% своего времени посвятить малышу.

Оптимальный размер карточек с изображениями для занятий должен быть 28х28 см.

Изучение английского по данной методике состоит из таких этапов:

Слова. Показывайте крохе 15 картинок с изображением предмета и его названием на английском языке. Проговаривайте все слова четко. На демонстрацию пособия тратится не более 2 секунд. В первый день показываете 5 табличек, а занятия проводите 3 раза. Перед каждым уроком пособия перемешиваются. В последующие дни каждый раз добавляйте еще 5 табличек + демонстрируйте уже изученные. Первые 15 слов должны быть известны малышу (животные, семья, игрушки и прочее), обучение по этим табличкам ведется 5 дней. После этого берутся другие картинки и процесс повторяется. Шрифт букв крупный, цвет красный.

Теперь переходите к соединению изученных слов. После того как малышу будет продемонстрировано максимум комбинаций по схеме из первого этапа, можно переходить к углубленному изучению.

Маленькие предложения - папа бежит, мама сидит и прочее. Между словами обязательно должен быть промежуток. Показывайте малышу набор из 5 табличек Домана 3 раза, на протяжении 5 дней, после этого 2 из них необходимо заменить. Обязательно делайте большое количество табличек, чтобы не было повторов.

Предложения. Когда кроха справился с предыдущим этапом, изготовьте пособия с 4 словами, которые малыш уже знает. Например, мама играет синей машиной. В зависимости от стадии занятия вы можете предложить ребенку самостоятельно называть слова на картинке. Теперь красный цвет букв можно менять на черный.

Чтение. Многие родители создают книги сами. Печатное пособие обязано отвечать таким требованиям: количество слов 50-100, на странице размещается 1 предложение, шрифт не менее 1,5 см, текст должен четко быть отделен от иллюстрации. В итоге, вы будете поражены, насколько легко крохе дается английский и как результат малыш будет знать, говорить и понимать язык.

Хотелось бы отметить, что, работая с группами и классами детей, учителю бывает нелегко удержать их интерес на протяжении всего урока, применять индивидуальных подход, который бы соответствовал разным типам учеников (аудиалам, визуалам и кинестетикам), а также учитывать личностные особенности студентов. Авторские методы обучения иностранным языкам, которые описаны в данной статье, помогут создать благоприятную ситуацию на уроке и увлечь детей.

Самое главное, учитель должен выбирать методы и приемы, соответствующие специфике обучения и предпочтениям не только детей, но и наиболее подходящую именно ему. Постепенно через игру и увлекательные задания английский станет частью жизни ребенка, поможет ему добиться успеха в будущем.