Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Разделы: Математика

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Пояснительная записка

В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. Важно показать, что математические знания применяются не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни, продемонстрировать оптимальность применения математических знаний.

Цель: Проанализировать и показать широту применения математики в повседневной жизни человека, доказать, что без математики в повседневной жизни, не обойтись.

В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. Вопрос «А зачем нам нужна математика?» актуален и до сих пор ученики его задают. Еще несколько лет назад практическому применению математики уделялось не так много внимания, как сейчас. Такие задачи сейчас включены в ГИА, ВПР и, конечно, в исследование ФГ. С начальной школы дети учатся решать текстовые задачи, но в большинстве это задачи, решаемые по определенному алгоритму (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость и т.д.) Наряду с этим, детям, необходимо показать, что математические знания применяются не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни, продемонстрировать оптимальность применения математических знаний.

В своей работе я стараюсь показывать детям на различных задачах и примерах где применяется математика в жизни. Мы решаем такие задачи, составляем сами, обсуждаем. Важно научить детей формулировать ситуацию математически, применять математические понятия, интерпретировать результаты свой работы, не бояться рассуждать.

Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема, должен быть действительно жизненным, а не надуманным. Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.

Для выполнения задания требуется целостное, а не фрагментарное, применение математики. Это означает, что требуется осуществить весь процесс работы над проблемой: от понимания, включая формулирование проблемы на языке математики, через поиск и осуществление её решения, до сообщения и оценки результата, а не только часть этого процесса (например, решить уравнение или упростить алгебраическое выражение).

Проблема в том, что в учебных программах не заложено время для решения данных задач, а для формирования навыка надо постоянно решать данные задачи, не хватает учебно-методического материала, в учебниках таких задач очень мало, поэтому иногда приходится переделывать задачи учебника.

УМК по математике
(название, класс, автор)

Задание в УМК

Новое задание

Алгебра, 7 класс, Ю.Н.Макарычев

В таблице приведены данные о продаже в течение недели картофеля, завезенного в овощную палатку:

день кг
пн 275
вт 286
ср 250
чт 290
пт 296
сб 315
вс 325

Сколько картофеля в среднем продавали ежедневно в эту неделю?

В таблице приведены данные о продаже в течение недели картофеля, завезенного в овощную палатку:

день кг
пн 275
вт 286
ср 250
чт 290
пт 296
сб 315
вс 325

1) Сколько картофеля в среднем продавали ежедневно в эту неделю?
2) В какой день недели продано наибольшее количество картофеля?
3) На сколько % меньше продали картофеля в среду, чем в понедельник?
4) Сколько рублей составила выручка с продажи картофеля в пятницу, если 1 кг картофеля стоит 25 руб?
5) Сколько рублей получит продавец за неделю от продажи картофеля, если работодатель платит продавцу 5% с выручки?

Задачи, которые составляли вместе с детьми:

1. Мама решила обновить диван и перетянуть его новой тканью. Для этого она купила ткань-гобелен шириной 2 м, длиной 5 м по цене 420 руб за метр.

Мама раскроила ткань как показано на рисунке, для перетяжки дивана необходимо два прямоугольника со сторонами 1,2 м и 2 м для сиденья и спинки дивана, и, два прямоугольника на подлокотники. Из остатков мама решила сшить на диван квадратные подушки со стороной 50см.

  1. Сколько подушек получится у мамы?
  2. Сколько м2 ткани останется после пошива подушек?

Что выгоднее и на сколько, перетянуть диван самостоятельно или отдать диван в перетяжку в фирму по реставрации, если перетяжка в фирме обойдется в 5000 руб (учитывая ткань), за доставку в обе стороны надо заплатить 1000 руб?

2. Три друга (даты рождения 12.03.2007; 29.10.2007; 04.12.2006) решили на осенних каникулах (с 30.10.2021) отправиться в туристический поход из Архангельска в деревню Малые Карелы. Общая длина маршрута составляет 23,6 км, включая расстояние по городу 4 км. Возможны 2 варианта перемещения, пешком или на велосипедах. Друзья планируют через 10 км от города сделать привал и для этого взять с собой палатку (размер палатки в сложенном состоянии 1 м).

  1. Можно ли друзьям отправиться в поход на велосипедах, если по правилам дорожного движения управлять велосипедом, при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет
  2. Какое расстояние ( в км) останется до Малых Карел после привала
  3. Смогут ли друзья взять с собой палатку, если при условии движения на велосипедах, по правилам ПДД водителям велосипеда запрещается перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты
  4. Сколько времени (В МИНУТАХ) друзья будут двигаться до привала, если скорость по городу 15 км/ч, за городом 20 км/ч, на светофоры потратят 15 мин
  5. Сколько % пути еще предстоит преодолеть друзьям (ответ округлите до целого числа)

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

  1. «Нахождение расстояния до недоступной точки. Измерение ширины реки Паленьга» (способ измерения ширины реки при помощи травинки, при помощи часов, основанный на построении равнобедренных треугольников).
  2. «Определение высоты предмета с помощью подручных средств» (по длине тени, с помощью фото, с помощью прямоугольного треугольника с углом 45o).

Региональный конкурс «Архангельская область в математических задачах», номинация «Храмы и монастыри Северной земли» (задача заняла призовое место)

Туристы в 8 часов утра отправились из Архангельска в Соезерский монастырь, расположенный в Верхнетоемском районе Архангельской области на легковом автомобиле. Весь путь до монастыря в 493, 4 км состоит из 4 участков.

Первый участок по федеральной трассе М8 от Архангельска до примыкания с региональной дорогой Усть-Вага - Ядриха они преодолели за 3,3 ч.

Второй участок - по региональной дороге до поселка Авнюгский - за 2,24 ч, далее, оставив автомобиль в поселке, по узкоколейной железной дороге на тепловозе до поселка Поперечка за 1ч36 мин, и несколько км пешком до монастыря.

В монастырь туристы прибыли в 16 часов того же дня, при этом, они делали перерыв на обед 0,26 ч. Скорость движения по УЖД в 4 раза больше, чем пешком, скорость по региональной дороге составляет 3,75 от скорости тепловоза, а по федеральной трассе 4,4 от скорости тепловоза. Какова протяженность каждого участка дороги до монастыря?

Математика присутствует везде, она помогает нам в жизни, делает ее понятнее. Все текстовые задачи несут практический смысл и всегда «история» в задаче берется из жизни. «Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса.»

Комиссаров, М.Л. Роль математики в нашей жизни / М.Л.Комиссаров, Н.П.Комкова. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2020. - № 2 (32). - С. 35-38. - URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1856/ (дата обращения: 02.12.2022).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МК

1. Дополни задачу вопросами.

А) УМК Н.Я. Виленкин, математика 5 класс. (№972)

За первые 14 рабочих дней завод изготовил 560 стиральных машин, а затем стал изготавливать в день на 5 машин больше. Сколько машин выпустил завод за 20 рабочих дней? На сколько % поднялась производительность?

Сколько машин изготовил завод за март (с новой производительностью), с учетом того, что в воскресенье завод не работает и 8 марта выходной?

Б) УМК Ю.Н.Макарычев, алгебра 7 класс (№832)

Из пунктов А и В, расстояние между которыми 1020 км, отправились одновременно навстречу друг другу два поезда, причем скорость одного была на 10 км/ч юольше скорости другого. Через 5 ч поезда, еще не встретившись, находились на расстоянии 170 км друг от друга. Найдите скорости поездов. Через сколько часов поезда встретились? Сколько времени в пути был каждый поезд (расстояние АВ)? На каком расстоянии от А произошла встреча?

В) УМК Ю.Н.Макарычев, алгебра 8 класс (№715)

Первая мастерская должна была сшить 160 костюмов, а вторая за тот же срок - на 25% меньше. Первая мастерская шила в день на 10 костюмов больше, чем вторая, и выполнила задание за 2 дня до намеченного срока. Сколько костюмов в день шила вторая мастерская, если ей для выполнения задания понадобилось дополнительно 2 дня? Сколько дней понадобилось бы 2 мастерской для шитья 160 костюмов?

За сколько дней сшили бы весь заказ обе мастерские, работая вместе?

Г) УМК Ю.Н.Макарычев, алгебра 9 класс (№468)

Положив в банк некоторую сумму денег, вкладчик мог получить через год на 400 руб больше. Оставив эти деньги в банке еще на год, он снял со своего счета всю сумму, которая составила 5832 р. Какая сумма денег была положена в банк и сколько % годовых начислял банк? Сколько надо положить первоначально в банк, чтобы через 2 года сумма на счете была не меньше 10 тыс. руб? Сколько будет на счете через 3 года, если первоначально положили 10 тыс. руб?

2. Задача по 1 слову

А) МУЗЕЙ

Учащиеся 5 «б» класса решили с классным руководителем решили сходить в краеведческий музей. В музее представлены 3 выставки: «Борис Савёлов. Возвращение на родину» (цена билета 60 руб), «Старинные промыслы и ремёсла Верхнетоемских мастеров» (55 руб), «Деревенский быт» (45 руб). Если группа учащихся больше 20 человек, то 10 человек идут по полной стоимости билета, остальным скидка на билеты 10% (руководитель бесплатно). В классе 22 человека, но в день посещения музея 1 учащийся заболел. Общую сумму на билеты учащиеся разделили поровну. Сколько стоит билет в музей на каждую выставку для 1 ученика? Какова общая стоимость билетов на каждую выставку?

Б) ШКОЛА

В школе обучается 384 учащихся. В начальной школе 160 человек (105 «хорошистов»), в 10-11 классах 52 человека (20 «хорошистов»). Сколько человек обучается в основной школе? Сколько % «хорошистов» в каждом звене? Сколько % «хорошистов» в школе?

В) МАГАЗИН

Родители учащихся 7 «б» класса решили сами собрать сладкие новогодние подарки учащимся. Цена подарка не должна превышать 1000 рублей.

Ассортимент конфет (цена за 1 кг):

«Мишки в лесу» (682 руб)

«Москвичка» (360 руб)

«Марсианка» (488 руб)

«Славянка» (885 руб)

«Красный мак» (650 руб)

«Twix» (800 руб)

«Bounty» (900 руб)

«Степ» (390 руб)

«Коровка» (338 руб)

«Крокант» (300 руб)

Сколько грамм и каких конфет можно положить в подарок, учитывая, что цена подарочной упаковки 50 руб?

Г) КУХНЯ

Мама с дочкой решили испечь яблочный пирог. Для пирога требуется сахар 1 стакан (250 г), яйцо 3 шт, мука 200 г, яблоки 2 шт. (200 г). Цена продуктов: сахар - 80 руб за 1 кг, яйцо - 70 руб за 10 шт., мука - 85 руб. за 1 кг, яблоки - 120 руб. за кг. Сколько денег надо, чтобы купить продукты для пирога? Какова получится стоимость пирога?

Задача для обсуждения: Как пожарить 3 котлеты за 3 минуты, если каждая сторона жарится по 1 мин., а на сковородку помещается 2 котлеты?