Почему чтение? Мастер-класс

Разделы: Мастер-класс


С.2

Добрый день. Хочу рассказать вам вспомнившуюся ситуацию из своего детства: мама, делающая тысячу дел одновременно: стирка, уборка, готовка, маленькая девочка, которая все время требует внимания…. И вот чудо - грампластинки с интересными, по возрасту подобранными сказками, да еще в прочтении замечательных актеров, чьи голоса просто ни с какими не перепутаешь. И проблема решена, ребенок занят! И не подозревали мои родители тогда, в шестидесятых, что просто формируют во мне такую важную вещь, как внимание к слову, внимание к деталям, надо же заставлять себя слушать, проживать вместе с героями любимых сказок!

Наша действительность…, и мне попадаются слова Павла Дурова (Павел Дуров - создатель крупнейшей социальной сети Рунета ВКонтакте). Предлагаю их вашему вниманию

«Будущее за тем, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации»

- Предположите, какая человеческая деятельность будет тем самым спасением и дорогой в будущее. ЧТЕНИЕ!

- Попробуем немного порассуждать, почему именно чтение?

МК (методический комментарий): Прием называется «эффект зацепляющего крючка» - известный риторический прием, обеспечивающий мотивацию дальнейшего изложения материала. Требует обязательной подготовки! (должен быть подтекст)

С.3

Наша учительская практика, наблюдение за учениками, к сожалению, констатирует факт перегруженности внимания у наших учеников, а ведь наука объясняет, чем оно вызвано: мы живем во время, которое требует одновременного выполнения целого комплекса задач. Тем временем мозг наш ничем не отличается от мозга человека каменного века, и наукой доказано, что чем больше задач старается выполнить человек одновременно, тем хуже он с ними справляется, возникает поверхностность восприятия. «Многозадачники не делают различий между важной и неважной информацией, потому что вообще не в курсе, что делают в текущий момент» (Э.Смарт «О пользе лени», американский ученый нейрофизиолог).

Мы с вами работаем с многозадачниками, это веяние времени…, но должны обеспечить качественное образование, соответствующее сложным задачам, обозначенным во ФГОС, а это сделать практически невозможно без глубокого понимания информации.

С.4

Поэтому совершенно логично, что внимание науки приковано к чтению, факторы внимания к чтению совершенно обоснованы.

  • Выход на первое место каналов письменной коммуникации (значит источник познания через чтение);
  • Компьютеризация, переход на электронный носитель текста (электронные книги, компактность, мобильность);
  • Наличие устойчивых связей между качеством чтения и качеством образования (глубина понимания текста, обилие сокращенной информации, бренды, слоганы…);
  • Смена модели чтения, что требует смены методик обучения чтению и приобщения к чтению (многозадачность, разноплановость поиска информации);
  • Расширение «ролей» чтения в образовании и жизнедеятельности человека (обучение в дистанционном режиме).

Все это требует от учителя принятия, т.к. это объективные факты, а для учителя стало обязательным требованием к его компетентности необходимость смены методик обучения, введения новых методик приобщения к чтению.

С.5

В качестве одного из основных способов решения проблемы заявлено обязательное применение в практике работы стратегий смыслового чтения. Давайте предположим, что означает сама формулировка, разложим каждое слово этого выражения на смыслы, поищем толкование. Ваши версии : «стратегии», «смысловое», «чтение». (предлагаю справку, презентация)

Таким образом, нам предстоит на всех предметах единым фронтом применять в длительном промежутке времени спланированные способы действия, для того, чтобы сложный процесс познания, задействовал умы наших воспитанников, а это возможно только если наши ученики правильно будут декодировать предложенные символы - тексты.

МК: Все операции, которые мы с вами провели, характерны для предтекстовой работы: этот прием называется «корзина идей»

С.6

Предлагаю вам заполненную таблицу. Познакомьтесь со словарными справками (как видите, это разные словарные источники) и определите, какое слово толкуется? Несомненно - это термин «понимание»

После каждого объяснения материала, не этого ли мы хотим от ученика - ПОНИМАНИЯ. Найдите сходство и различия в толковании.

(жду от вас комментариев)

Теперь я обращаю ваше внимание на высказывание Л.Н.Толстого - свяжите смысл этих слов с понятием «понимание». (комментарии представителей групп)

МК: Вы сейчас отработали в стратегии - работа с понятием, задействовали мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, и закрепили термин «понятие», используя стратегию собственная точка зрения, которая Н.Н.Сметанниковой названа как отдельная стратегия обучения, формирующая познавательные УУД.

С.7

Каждый из нас в работе опирается на учебные тексты. Выделяются 2 вида информации в учебном и научном текстах. Сплошные и несплошные тексты. Предложите ассоциации, которые вызывают у вас эти понятия - «сплошной» текст и «несплошной» текст. Я буду фиксировать ваши ассоциации.

С.8

А теперь предлагаю точное объяснение этих понятий и примеры форм сплошных и несплошных текстов. Сравните ваши предположения.

(делаем вывод)

МК: Проведенная сейчас работа - это тоже одна из смысловых стратегий - Ассоциативный куст. Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

В обычной урочной работе это может выглядеть так: дается ключевое слово или заголовок параграфа, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Какие же типы информационных текстов мы встречаем в учебниках? (универсальные), сочетание сплошных и несплошных текстов в зависимости от специфики содержания предмета какой-то тип текста преобладает.

В обычной жизни, повседневном круговороте, мы ведь чаще сталкиваемся с несплошными текстами, и уметь их декодировать, осмысленно понимать информацию - очень необходимое, актуальное умение!

Ключевой термин мы с вами разобрали - понимание, именно этого смыслового навыка мы хотим от своих учеников.

С.9

Так вот, наши отечественные ученые, лингвистам их фамилии более известны - Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, утверждают, что «важным средством понимания… является самостоятельное составление схем, чертежей или таблиц, отражающих содержание текста».

Давайте включимся в практическую работу, я предлагаю вам провести декодирование разных видов информационных текстов. Составить сплошной текст (устно), который станет результатом анализа двух таблиц (раздатка таблицы №1, 2), и проделать обратную работу - сделать кластер, один из самых популярных видов графической обработки текстов, на основании предложенного сплошного текста «Попрыгунчики» разучились думать?

Обратите внимание тема кластера заявлена и поможет вам декодировать текст:

Тема кластера: «Причины падения интереса подростков к книге»

С.10

У вас на столах есть материал: сами тексты и методическая подсказка о видах кластеров, можно воспользоваться информацией слайда. Через 15 минут вы представите свои продукты. Кому-то делегируете представить сплошной текст, как результат прочтения таблиц, а на доску необходимо закрепить кластер - который получился на основании прочтения текста и представить его озвучивание, пояснение того, почемц именно такой вид сворачивания информации вас устроил.

(виды кластеров) + сделать раздатку.

Заслушиваем представителей групп. Мы с вами провели работу с декодированием текстов 2-х видов, что позволило достичь поставленной цели - глубокого понимания предложенной информации.

Применение приема декодирования текстов позволило организовать практикум текстовой деятельности, получить продукты, что называется образовательным проектом. Как видим этого вполне можно достичь в рамках одного занятия.

В завершении нашей работы, мне хотелось предложить вам написать синквейн, многим известный прием работы с текстов из технологии критического мышления, позволяющий на этапе рефлексии провести анализ и синтез полученной информации.

Желающие могут зачитать свои пятистишия.

  • 1 строка (что нового узнали, предмет открытия) - имя существительное.
  • 2 строка (описание предмета) - имена прилагательные.
  • 3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) - глаголы.
  • 4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) - фраза из четырёх слов.
  • 5 строка (синоним к первому существительному) - одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.

С.11

Спасибо за совместную работу! Хочу вам пожелать командной работы, потому что реализация ФГОС - это результат работы в команде, а пока у нас вот такие результаты: мы не самая читающая страна в мире (представленная карта это тоже материал - пример несплошного текста, и можно дать эту работу домой - составить сообщение по карте…).

С.12

Итоговый