Развитие творческих способностей у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в нашем современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах. Для всего этого современный человек должен обладать читательской компетентностью, а именно способностью к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг.

Одной из задач формирования читательской компетентности является повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас учителей. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.

Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Третье условие - упорный труд. Способности не получают в "готовом виде". Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.

Четвертое - это интерес. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.

Все эти условия мы стараемся выполнять на уроках и во внеурочное время. Вот сегодня мы более подробно остановимся на совместной работе учителя начальных классов и учителя изобразительного искусства.

Для развития творческих способностей у моих учеников я использую очень интересное задание «Кто-то начал, ты - продолжи…» из сборника Ольги Узоровой и Елены Нефедовой «Справочное пособие по русскому языку». Раньше я это задание давала своим ученикам периодически, но именно детям этого набора я даю задание «закончить стихотворение» со второго класса и каждые две недели. Сначала учились подбирать рифму, получалось не у всех, была большая родительская работа, были случаи списывания из интернета, некоторые ребята добавляли только две строчки. Но со временем появился интерес, родители теперь только корректируют или подсказывают рифму, количество строф увеличилось, в стихотворениях кроме рифмы развертываются различные события. Очень интересно, что ребята описывают в своих произведениях происходящие сейчас события, используют иногда современный сленг.

Мои ученики очень ждут эти задания! Как, бальзам на душу для меня было восклицание «Ура!!!» ребенка, которому первое время приходилось очень сложно выполнять это задание. Еще очень радует такой момент: когда детям даю два различных варианта начала стихотворений, некоторые сочиняют оба.

В первое время для работы мы использовали только строки из сборника, но в четвертом классе я стала брать строки стихотворений на интересующую меня тему. Например, осень, новогодняя пора, птицы прилетели, Пасха, «4 года быстро пролетели»… У ребят получаются очень интересные, серьезные или смешные стихотворения, все зависит от того, какую тему они развивают в своем произведении. Вот несколько примеров детских стихотворений.

На свете живут разноцветные дети.
Рисуют в альбомах Кати и Джетти,
Играют в игрушки в Москве и в Каире,
Читают стихи в Сингапуре, в и Риме.

Учатся в школах в Анголе, в России….
Вырастут дети, станут врачами,
Военными станут и учителями,
Рабочими станут, станут спортсменами,
Учеными станут и бизнесменами.

Родятся у них разноцветные дети:
Веселые Кати и шкодные Джетти.
Все повторится не раз и не два.
Но детство все помнят везде и всегда!
Ершов Игорь

На свете живут разноцветные дети,
Но сколько цветов, столько и мечт на свете.
Красный ребенок мечтает о лете,
Оранжевый бредит о новом мишке,

Желтый хочет новые книжки,
Зеленый желает из лука стрелять,
Синий мечтает о кукле златокудрой,
А Серый мечтает о сове до смеха умной…

И так со всеми другими цветами,
Но всё же Дед Мороз один!
Никифорова Виктория

На свете живут
Разноцветные дети,
И любят они
Посидеть в интернете.

И детство их
Нам не знакомо,
Они изучают мир
Прямо из дома!

И их не пугают
Ни время, ни место
Для игр с детьми
И проведения квеста!

Ведь, могут они
С любой точки мира,
Связаться друг с другом
Без особых усилий.

Неважно для них,
Откуда мы родом,
Знаком интернет
С любым переводом!

Вот так вот общаются
Разноцветные дети!
Вот так вот растут
Современные дети...
Мазеева Екатерина

На свете живут разноцветные дети,
Узнали про то Гималайские йети.
И стали лохматых своих малышей
Раскрашивать вдруг от хвоста до ушей.

И сидя в пещерах, в своих Гималаях
Теперь не визжат, не свистят и не лают,
А смотрят как на чистом и белом снежочке
Их разноцветные скачут комочки!
Саманов Давид

На свете живут
Разноцветные дети.
Живут все они
На огромной планете.

И пусть они разные,
Разного цвета,
Живут все они
На счастливой планете!

Там радость и счастье,
Улыбки с смех!
Там главное слово -
Дружба для всех!

И я вам желаю,
Пусть даже в мечтах,
На этой планете
Хоть раз побывать!
Матюшина Варя

К окончанию 4 класса накопилось большое количество стихотворений собственного сочинения. И в один прекрасный момент нас посетила мысль объединить их в сборник стихов, да еще и с иллюстрациями.

Некоторый опыт работы художниками-иллюстраторами у детей уже был. На уроке изобразительного искусства во 2 классе ребята нарисовали иллюстрации к стихам русских поэтов о временах года, а затем объединили в одну общую красочную книгу.

Из написанных стихотворений детям были предложены на выбор две темы: Новый год и весна. Ученики выбрали себе ту, которая для них была более интересна в плане визуализации.

На начальном этапе ребята столкнулись с некоторыми сложностями. Оказалось, что во 2 классе чужие стихи им иллюстрировать было легче - всего несколько строчек и образы хорошо знакомые: радуга, бабочки, ромашки, грибы, зайчата… А здесь свои собственные стихотворные мысли, которые нужно дополнить зрительными образами.

Конечно же, не обошлось без рассказа о том, что художников по праву можно считать соавторами не только писателей, но и поэтов, потому что нужно суметь передать в иллюстрации то настроение, которое в процессе создания стиха, удалось уместить в несколько строчек.

Обратили внимание ребят на то, что в детских книгах образы должны быть яркими, красочными, поскольку они оживляют текст, вдыхают в него новые смыслы, зажигают воображение читателя.

Техника же исполнения может быть разной и подбираться в зависимости от темы, а также от уровня подготовки детей: графика, цветные заливки, смешанная техника, в общем всё, что юный иллюстратор сочтет нужным для своей работы.

Самое интересное, что детям в процессе создания иллюстраций приходилось решать самые разнообразные задачи: это и составление композиции рисунка, и цветовое решение и, конечно же, эмоциональную выразительность.

Ну а результат говорит сам за себя! Макет иллюстрированного сборника стихов создан и ждет своих читателей!

Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. В этом мы, учителя и родители, стараемся им помочь.